Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

В Боровск ... на место мученое...

Пафнутьево-Боровсккий монастырь- духовный и историко- архитектукный памятник XV- XIXвв.










Собор Рождества Богородицы




Одним из самых древних и почитаемых на Калужской земле является Пафнутьев-Боровский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, основанный в 1444 г. преподобным Пафнутием. Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал к обители многих людей. Великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье. Благодаря их вкладам крепло хозяйство монастыря, велось активное строительство.
Начало каменному строительству собора Рождества Богородицы было положено в 1467 г., когда вместо деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы (1444 г.) возвели белокаменный, расписанный Митрофаном и Дионисием в 1467-1476 гг. На его месте в 1584—1586 гг. на средства царя Феодора Иоанновича заложен, а в 1589 г. освящен новый, дошедший до нас собор с приделом вмч. Феодора Стратилата с южной стороны и приделом влмчц. Ирины у северной стены.
Живопись ХV–ХVII вв. представлена иконами и фресками, частично сохранившимися в Пафнутьевом монастыре.
Крепостные сооружения монастыря возводились на протяжении ХVI—ХVII вв. Длина стен около 673 м. Толщина стен различна, в среднем около 4 м.

Храмы г. Боровска и района

Как границы г. Боровска, так и района менялись в каждом столетие.
К 1917 г. на территории г. Боровска находилось 14 храмов. В течение ХХ в. храмы были закрыты, кроме Благовещенского собора, а несколько храмов было взорвано.

1. Благовещенский собор (XVII-XIX вв.).
2. Церковь Спас Преображения на Взгорье (1804 г.).
3. Церковь Крестовоздвижения (1814 г.).
4. Церковь Бориса и Глеба (1704 г.).
5. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком (XVII-XVIII вв.)
6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, единоверческая (открыта 1 дек.1846 г.).
7. Церковь Пресвятой Богородицы 1-й старообрядческой общины (1908 г.). С 1991 г. освещена в храм Введение Пресвятой Богородицы.
8. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 2-й старообрядческой общины (1912 г.).
9. Церковь Всех Святых, старообрядческая (1906-1908 гг.).

Разрушены в ХХ в.:
1. Церковь Спас Преображение на площади (1736 г.).
2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1826 г.).
3. Церковь Рождества Христова (1817, 1837 гг.).
4. Церковь Равноапостольного князя Владимира (1893 г.).
5. Церковь Живоначальной Троицы (1793 г.).

В 1991 г. в черту г. Боровска вошли с. Роща и с. Рябушки с Пафнутьев-Боровским монастырем и 2 храмами на их территории
1. Пафнутьев-Боровский монастырь
2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1704) (с. Роща)
3. Церковь Дмитрия Солунского (1708 г.) (с. Рябушки)


"... в Боровск ... на место мученое..."


Каждый русский человек помнит картину В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», знает о духовном подвиге Ф.П.Морозовой. Феодосия Прокофьевна Морозова и её сестра княгиня Евдокия Прокофьевна Урусова отвергли земную славу, богатство и роскошь, пошли на муки и приняли смерть ради сохранения в чистоте веры отцов – древлего благочестия.

Боровчанам эти имена особенно знакомы: с Боровском связаны последние годы жизни сестёр. Около двух лет терпели они лишения в городском остроге Боровска и в 1675 г. мученически скончались: 11 сентября княгиня Е.П.Урусова и 2 ноября боярыня Ф.П.Морозова (1).

В 1682 г. на могиле сестёр их братья положили белокаменную надгробную плиту. Вдоль её боковых граней вилась надпись вязью: «Лета 7184 года погребены на сем месте сентября в 11 день боярина князя Петра Семеновича Урусова жена ево княгиня Евдокея Прокофьевна да ноября в 2 день боярина Глебова жена Ивановича Морозова боярыня Феодосия Прокофьевна а во иноцех инока схимница Феодора а дочери обе окольничего Прокофья Федоровича Соковнина. А сию положили на сестрах своих родных боярин Феодор Прокофьевич да околничей Алексей Прокофьевич Соковнины».

Место захоронения мучениц стало чтимым у старообрядцев. Со своими горестями и печалями шли православные на их могилу и просили святых жён помочь им.

В 1882 г. могила с надгробной плитой была обнесена деревянной оградой, а над могилой росла кудрявая берёза с ушедшей в ствол иконой.

После дарования свободы вероисповедания в 1905 г. по инициативе настоятеля Всесвятской старообрядческой общины г.Боровска о.Карпа Тетёркина ежегодно, начиная с 1906 г., совершался на могилу крестный ход, завершавшийся панихидой.

Тогда же старообрядцами впервые был поднят вопрос о создании памятника боярыне Морозовой и княгине Урусовой на месте их погребения.

В 1904–1905 гг. боровский купец, создатель первого в городе музея, Н.П.Глухарёв начал хлопотать в Министерстве внутренних дел о разрешении поставить на могиле сестёр-мучениц крест. В 1909 г. Боровская городская дума по ходатайству совета Всесвятской старообрядческой церкви постановила «отвести 24 сажени земли на городище на месте могилы княгини Урусовой и боярыни Морозовой для имеющейся в недалёком будущем постройки памятника-часовни на их могиле при участии всероссийского старообрядчества».

В 1912 г. эта идея, казалось, была близка к реализации. Уже был создан комитет по сооружению памятника, в который входили П.П.Рябушинский, М.И.Бриллиантов, А.И.Морозов, Ив.Е.Кузнецов и другие.

Но, к сожалению, этому проекту не было суждено осуществиться. 7–10 ноября 1913 г. в Москве проходил старообрядческий съезд. Председатель доложил съезду, что вопрос о постановке в Боровске часовни-памятника на могиле боярыни Морозовой и княгини Урусовой снимается с обсуждения вследствие запрещения представителем полиции. П.П.Рябушинский в заключительной речи произнёс: «Я верю, наступит скоро тот день, когда старообрядцы уже соберутся при лучшей, радостной обстановке. Ибо придёт, наконец, правда, восторжествует справедливость».

Но начавшаяся Первая мировая война, за ней тяжёлые годы гражданской войны помешали совершиться благому делу. После установления советской власти, когда закрывались храмы, подвергалось преследованиям духовенство, о создании памятника, разумеется, не могло быть и речи. В 1940 г. была закрыта и единственная остававшаяся в городе старообрядческая церковь — Покрова Пресвятой Богородицы. На протяжении почти полувека боровские старообрядцы не только сохраняли общину, но и использовали любую возможность, чтобы возвысить свой голос о возвращении им храма (2).

Партийная администрация считала, что Городище, где находились летний кинотеатр, городской сад, школа, а затем и здание райкома партии, не место для старообрядческой святыни. 10 марта 1960 г. надгробная плита в качестве исторического памятника была увезена из Боровска и положена во дворе Калужского областного краеведческого музея, где пролежала почти 30 лет. А в начале 1980-х годов на месте захоронения сестёр-мучениц была возведена пристройка к райкому партии. Только в 1989 г. плита была возвращена в Боровск и помещена в экспозиции Боровского историко-краеведческого музея, посвящённой истории старообрядчества Боровского края.

В январе 1990 г., после 50 лет молений боровских старообрядцев, им был возвращён храм Покрова Пресвятой Богородицы. Активизировалась деятельность боровской старообрядческой общины во главе с настоятелем о.Артемоном Шендригайловым. Для него была очевидной необходимость установления памятного креста недалеко от места погребения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. В том же 1990 г. в газете «Боровские известия» появляются заметки с предложениями установить памятный знак. В №29 был опубликован проект памятного знака боровского архитектора В.Черникова. Вскоре инициативная группа завода «Вега» обратилась к боровчанам с предложением «Восстановить могилу боярыни Морозовой и княгини Урусовой» (№82). Это предложение было поддержано историками и краеведами («Не разрушать, а сохранить», №84). Наконец, было опубликовано интервью с о.Артемоном и представителями общественности («Установить памятный знак», №87), в котором говорилось о необходимости установления памятного знака. Однако отрицательное отношение к проблеме руководителей района мешало осуществить задуманное.

14 мая 1992 г., в день памяти преподобного Пафнутия, боровских старообрядцев посетил митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Алимпий. Он побывал на древнем Городище – месте погребения сестёр-мучениц и высказал пожелание, чтобы здесь рано или поздно был установлен памятный знак или часовня. Это пожелание совпало с мнением боровчан и настоятеля храма о.Артемона. Однако их намерениям было суждено осуществиться лишь в мае 1996 г., когда было получено разрешение от администрации Боровска и района о выделении старообрядческой общине участка земли на Городище.

19 июня 1996 г. о.Артемоном в присутствии собравшихся прихожан храма, а также других боровчан был совершён молебен на отведённом месте и установлен двухметровый деревянный крест. В подножие креста была вмурована металлическая табличка с надписью: «Здесь на боровском городище в 1675 году были погребены мученицы за древлеправославную веру боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова (во инокинях Феодора) и ее сестра княгиня Евдокия Прокофьевна Урусова». С этого времени, следуя старой традиции, ежегодно 24 (11) сентября боровчане-старообрядцы и все, кто чтит память сестёр, после совершения Божественной литургии приходят к кресту, где служится молебен святым мученицам.

15 января 1998 г. администрацией г.Боровска было вынесено постановление №9 «О закреплении земельного участка за памятником-часовней боярыне Морозовой». На основании этого постановления старообрядческой общине было выдано свидетельство на право пользования земельным участком 0,007 га.

17–18 мая 2000 г. в Москве проходил I (19) Учредительный Всероссийский съезд старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви. На рабочем собрании был создан Комитет по строительству часовни в г.Боровске. В комитет вошли: митрополит Алимпий, о.Леонид Гусев, Е.И.Милованова, С.Кокорин, Е.Е.Елисеев, И.А.Солдатёнков, В.И.Осипов. Архитекторам на конкурсной основе было предложено изготовить эскизный проект часовни. К 27 июля эскизные проекты часовни А.А.Синельникова (с.Старая Некрасовка, Украина), А.П.Долнакова (Новосибирск) и И.А.Солдатёнкова (Боровск) были представлены на обсуждение в митрополию. Был утверждён проект, разработанный А.А.Синельниковым.

Кроме того, составлено воззвание ко всем старообрядцам «с просьбой о посильном участии в создании часовни в память боярыни Морозовой и княгини Урусовой в г.Боровске Калужской области».

Но, к сожалению, более детальное рассмотрение проекта вызвало в Комитете разногласия, сущность которых сводилась к следующему:

1. Когда предполагали строить часовню, исходили из того, что её размеры должны быть небольшими: 6х6 м и высота до 5–7 м. Это позволяло получить разрешение на строительство в исторической, плотно застроенной, части Городища, где высота построек не должна превышать 10 м.
2. В эскизном проекте высота часовни достигала 17 м. В таких условиях часовня оказывалась со всех сторон стиснутой уже существующей застройкой.
3. Кроме того, не было учтено, что в непосредственной близости от предполагаемого строительства проходят различные коммуникации, которые при строительстве будут нарушены.
Однако существовал запасной вариант: отнести часовню в северо-восточную часть Городища, на 30—40 м от намеченной прежде площадки, на совершенно открытое место. Отсюда часовня видна со всех сторон.
4 октября 2000 г. в Боровске состоялось рабочее совещание по вопросу строительства часовни. На нём присутствовали: директор Дирекции по охране, реставрации и использованию историко-культурных памятников Калужской области Т.В.Голоушкина, архитектор Боровского района Р.Г.Нестеренко, заместитель главы администрации Боровска А.В.Бодрецов, о.Артемон, И.А.Солдатёнков, А.А.Синельников, В.И.Осипов. Во время обсуждения автору проекта было предложено либо изменить размеры часовни, либо перенести её на новое место. Увы, определённого решения на этом совещании принято не было.

Спустя некоторое время Комитет решил не переносить строительство часовни на новое место, а объявить конкурс на новый проект, который отвечал бы всем техническим и архитектурным требованиям. 19 февраля 2001 г. постановлением администрации г.Боровска №24 было разрешено проектирование памятника-часовни на участке, выделенном в 1998 г., при согласовании проекта с архитектурными службами и после проведения геологических и археологических обследований.

9 апреля 2001 г. Митрополит Московский и всея Руси Алимпий благословил объявить новый конкурс на архитектурный проект памятника-часовни боярыне Морозовой, княгине Урусовой и иже с ними в ХVII в. за правоверие пострадавшим.

С учётом градостроительной концепции застройки исторической части г.Боровска архитекторам было предложено придерживаться следующих условий:

"1. Согласно архитектурно-планировочному заданию (АПЗ), размеры выделенного участка земли составляют 7х12 м. Высота часовни до 10 м.
2. Разработку проекта часовни желательно осуществить в традициях древнерусской школы зодчества.
3. Эскизные проекты представляются в формате А 3.
4. Состав проекта: 1) план, 2) 4 фасада, 3) разрез, 4) пояснительная записка.
5. Часовня должна иметь вход и окна с боковых сторон.
6. Основной объём часовни должен быть выполнен из оштукатуренного кирпича или белого камня.
7. Проект делается безвозмездно. Общая стоимость проектно-сметной документации и строительства в пределах 500—600 тыс. руб. (20000 $).
8. Все проекты, присланные на конкурс, будут опубликованы в старообрядческих периодических изданиях и составят в дальнейшем основу архитектурного фонда Русской Православной Старообрядческой Церкви".

Конкурс проводился с 15 апреля по 3 июня (День Святой Троицы).

Пока архитекторы работали над новым проектом, на месте будущего строительства было проведено геологическое обследование: пробурены 5 скважин на глубину 10 м.

В июне в Комитет на конкурс поступили проекты. Победителем избран архитектор из Новосибирска А.П.Долнаков. (Эскизный проект А.П.Долнакова помещён на 2 и 3-й страницах обложки). В новом проекте архитектор использовал некоторые идеи А.А.Синельникова. После согласования проекта в архитектурных комиссиях Боровска и Калуги было дано разрешение на строительство часовни по данному проекту. А.П.Долнаков приступил к разработке строительных чертежей.

Согласно архитектурно-планировочному решению, "главная композиционно-художественная идея часовни заключается в прославлении христианского подвига мучениц за святоотеческую веру под покровом небесных сил. Центральный купол символизирует покровительство Пресвятой Богородицы страдалицам инокине Феодоре (боярыне Морозовой) и её сестре княгине Урусовой. Два малых купола на боковых западных закомарах символизируют жизнь и мученическую смерть этих святых жён.

Для усиления объёмно-пространственной композиции и духовного звучания памятника-часовни архитекторы считают возможным на боковых закомарах восточного фасада установить ещё 2 барабана с такими же куполами, которые могут быть посвящены ещё двум боровским мученицам Марье (М.Г.Даниловой) и инокине Иустине, принявшим страдания и смерть вместе с свв.Феодорой и Евдокией.

Композиция всех 4 фасадов — симметричная, трёхчастная. Центральные закомары в верхней части заполнены фресками... Тема фресковых композиций — иконопись; может быть конкретизирована в процессе строительства часовни...

Вход в часовню из-за стеснённости объёма — один, с западного фасада.

Часовня покоится на стилобате со ступенями, ведущими к главному входу. Со стороны главного входа по обеим сторонам в стене расположены ниши с иконами, здесь могут поставить свечи те паломники, которые приедут к часовне, когда она закрыта. На 3 других фасадах установлены доски с описанием жития и страданий боровских мучениц...

Естественное освещение внутреннего пространства часовни осуществляется через 4 оконных проёма в барабане центрального купола. Отражённая освещённость интерьера создаёт внутри часовни молитвенное настроение.

Основной замысел решения внутреннего пространства часовни состоит в разделении его по вертикали на 2 части.

Пространство часовни на уровне стилобата посвящено прославлению мучеников за древлее православие. В центре часовни 4 житийных иконы образуют квадратный колодец, через который тусклый дневной свет просачивается в нижний, подземный уровень часовни.

Подземная часть часовни символизирует земляную яму, в которой томились мученицы в последние дни своей жизни. В нижнюю часть, где устроен склеп с гробницей, ведут из подземного зала крутые каменные ступени... Именно в этом склепе у гробницы страдалиц каждый православный на мгновение ощутит величие подвига боярыни Морозовой, княгини Урусовой и иже с ними пострадавших".

Кроме сооружения часовни, планируется благоустроить прилегающую территорию площадью 500 кв. м.

В сентябре калужским археологом О.Л.Прошкиным было сделано и археологическое обследование. И вот в праздник Покрова Пресвятой Богородицы была получена техническая документация на строительство нулевого цикла часовни.

Дело, которое на протяжении ХХ столетия старообрядцы пробовали осуществить, благодаря усилиям многих людей двинулось.





В городе на месте предполагаемой гибели представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства ныне стоит небольшая часовенка-памятник, возведенная почитающими ее старообрядцами.


И верит она – не погибнет
Идея свободной мольбы.
Настанет пора – и воздвигнут
Ей памятник вместо дыбы.


ПРИМЕЧАНИЕ

1. Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученики // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.5. 1996. С.61–66; Осипов В.И. Судьба могилы боярыни Ф.П.Морозовой в г.Боровске // Вторые Аввакумовские чтения. Нарьян-Мар,1996. С.26—30;

2. Осипов В.И., Осипова А.В. Из истории Боровской старообрядческой общины во второй половине ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы V научно-практической конференции. М.,2000. С.235—246.

Осипов В.И. ( г. Боровск, Калужской области )
Материал помещен в сборнике: «Боровск: страницы истории».
Вып.4. Боровск. М.,2002

По материалам сайта города Боровска
http://www.borovsk-1358.ru

2011год.



24 сентября по новому стилю Церковь празднует память святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой) и мучениц сестры ея княгини Евдокии, Иустины и Марьи, иже во граде Боровске за древлее благочестие пострадавших. За исповедание древлего благочестия сестры-исповедницы были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском, а четырнадцать их слуг в конце июня 1675 года сожгли в срубе. 11 сентября 1675 года от полного истощения Евдокия Урусова скончалась. 1 ноября 1675 года умерла от голода Феодосия Морозова.
Духовный подвиг мучеников вспоминали в Боровске. 23 сентября сюда крестным ходом из г. Верея прошли около семидесяти паломников. После полуношницы в храме Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Верея молящиеся направились в город Боровск.,

Крестный ход по маршруту Верея-Боровск прошел впервые. Настоятель Покровского храма г. Верея о. Иоанн Михеев оценил первый опыт как довольно успешный и выразил надежду на то, что это мероприятие в будущем станет доброй традицией.



24 сентября в Боровске в церкви Введения Пресвятыя Богородицы была совершена Божественная литургия. Настоятелю иерею Артемону Шендригайлову сослужили иерей Алексей Михеев (с. Устьяново) и иерей Иоанн Михеев (г. Верея). По окончании литургии молящиеся прошли крестным ходом до часовни, воздвигнутой на месте кончины боярыни Морозовой и княгини Урусовой.

по материалам сайта города Боровска
http://www.borovsk-1358.ru


19:31
Боровск: родина космонавтики в обители староверов
Боровск — маленький городок в Калужской области, всего 12 тысяч жителей. Не на всякой географической карте отыщешь. Но на исторической карте России Боровск занимает видное место. Здесь бывали цари и императоры, жили выдающиеся ученые, писатели и религиозные деятели, сюда силой оружия с разноплеменными армиями врывались полководцы. По концентрации исторических событий захолустный городок затмит иные столицы.


Космонавтика и любовь


— Государственная дурь мне зело надоела, — сообщает Виктор Иванович Осипов, рассматривая гипсовую голову Циолковского и, кажется, оценивая тот лестный факт, что борода у теоретика космонавтики по окладистости много уступает его собственной. — Один начальник сменяет другого, и каждый новый хуже предыдущего. И врут, глядя прямо в глаза и улыбаясь безмятежно. Но власти приходят и уходят, а человек должен найти способ жить и думать.


Почти 30 лет назад учитель истории Осипов создал в Боровске краеведческий музей, его перу принадлежит множество исторических трудов местного масштаба. Калейдоскоп из мэров донельзя утомил Виктора Ивановича, и он ушел на тихую работу директора музея-квартиры Циолковского, который учительствовал в Боровске 12 лет.



Именно здесь теоретик космонавтики женился на дочери священника старообрядческой церкви, у него пошли дети, он создал кружок любителей науки, строчил казавшиеся полной фантастикой труды, приступил к строительству аэростатов и вступил в переписку с Менделеевым. Музей Циолковского чрезвычайно поучителен, в нем немало экспонатов, которые не укладываются в каллиграфически-образцовый портрет ученого.


Листаем дневник: «Я решил не следовать страстям и как можно скорее жениться без любви на доброй и трудолюбивой девушке, которая не могла бы мешать моим стремлениям. Такая подруга не могла истощить мои силы, не привлекала меня, и сама была равнодушна и бесстрастна. Венчаться мы ходили за 4 версты, пешком и не наряжались. Вернулись — и никто о нашем браке не знал. В день венчания я купил у соседа токарный станок и резал стекло для электрической машины».


Приданого за женой Циолковский, который еле сводил концы с концами, не взял. По собственному признанию, до брака и после него он не знал ни одной женщины, кроме жены. Холодность Циолковского была теоретической, в браке родились семеро детей. Однако наивность и бесчувствие вышли боком. Ученый слишком поздно обнаружил, что «жену выбрал неудачно и от этого дети вышли печальные». Два талантливых сына — Александр и Игнатий — страдали тягой к суициду, которую, увы, исполнили в молодые годы.






Поскольку еще до Циолковского в Боровске учительствовал философ и первый русский космист Николай Федоров, а после работал основатель космического естествознания Александр Чижевский, местные мыслители говорят, что в городе открыт «космический портал». Подтверждением чего, по их мнению, являются фрески в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре с изображением устройства неба по Птолемею. Но монахи дают фрескам простое объяснение: в старой семинарии Птолемей служил наглядным пособием по космологии. В пользу версии о космическом портале говорит тот факт, что в Боровске действует ноосферный лицей, где педагоги формируют у детей планетарное мировоззрение будущего. Помимо этого Боровск особо балуют вниманием НЛО, хотя официальной статистики нет.


Среди краеведов имеется скептическая оппозиция, которая объясняет историю не космическим порталом, а наличием в районе мощного тектонического разлома, создающего особую энергетику. Обнаружить тектонический разлом не проще, чем космический портал, поэтому споры продолжаются.


Самое интересное в Викторе Ивановиче Осипове вовсе не его музейная эпопея. Мне сразу показалось, что это человек с двойным дном, как-то не так он смотрел на зонтик и макинтош Циолковского. Директор космического музея, то есть самого передового учреждения Боровска, — староста старообрядческой общины. Надо по бороде судить!


Крохотный Боровск является неформальной столицей старообрядчества России, откуда вышли славные фамилии Гучковых и Рябушинских, многие заслуженные семейства. В Боровске пребывал в заточении протопоп Аввакум, а боярыня Морозова в остроге закончила свой земной путь. По переписи 1897 года в Боровске насчитывалось 83% староверов. Сколько сейчас, сказать трудно, поскольку в анкетах вопроса о вероисповедовании не имеется. Активных прихожан, по оценке старосты, немного — 50–70 человек, культурной традицией со старообрядчеством связаны около 2 тысяч человек.




Самозванец и ракетчик



Вероятно, скоро старообрядцев в Боровске станет больше, поскольку ударными темпами идет восстановление женского старообрядческого монастыря. Рабочие — мужчины, верой которых, судя по их торопливому нерусскому говору, не интересуются, но менеджмент бдительно ведут монахини. Пока в Боровске 20 монахинь, живут в здании районного ДОСААФ, но соседство с озорными друзьями армии и флота они принимают как очередное испытание. Рядом с ДОСААФ прежде была могила боярыни Морозовой, а теперь на могиле здание суда, в чем можно уловить усмешку истории. Здесь же — часовня, под которой находится яма, где томилась мятежная боярыня. Часовня Морозовой заперта, ключи у монахинь, но если правильно попросить, откроют.


Меня в часовню привела юная монахиня удивительной красоты, любой «глянцевый» редактор слезами умылся бы. Но имя свое не назвала, фотографироваться отказалась. Отрезала: «Имя мое для сестер. А фотографироваться зачем? Мы не в зоопарке».


Потом мне сказали, что это самая строгая и самая молодая монахиня, что, думаю, связано одно с другим. В старую веру пришла из традиционной, потому что искала устои построже. Я обратил внимание, что, несмотря на нежное лицо, руки у монахини широкие и крепкие, как у таежного лесоруба.






Вне сомнений, главная достопримечательность Боровска — Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. В монастыре живет один из немногих старцев на Руси — схиархимандрит Власий (Перегонцев), который обладает удивительным даром прозорливости и духовной мудростью. К отцу Власию не раз приезжал Александр Солженицын — видимо, темы для бесед имелись. Отец Власий не устает повторять, что он не чудотворец, но каждый день к нему выстраивается очередь из сотни паломников. Я приехал в монастырь в день крупного церковного праздника, и на службе отец Власий держал икону, к ней поочередно приложился взвод солдат-ракетчиков из соседней части. Потом я разговорился с ними — привозят их в монастырь по желанию каждое воскресенье. К ним прикреплен специальный монах, поживее, но ретивой религиозной пропаганды нет, проводятся лекции по истории, экскурсии по окрестностям.


«Это помогает по ракетной части?» — спросил я у первого в строю сержанта. «Солдат — человек, — последовал ответ. — А человек без духовной работы профессиональный долг не исполнит». Думаю, даже атеист согласится, что лучше в выходной посетить монастырь и послушать толковых людей, чем сидеть в казарме и звереть от безделья. И еще: я не обманываюсь насчет нашей армии, но таких хороших лиц, как у солдат в храме, давно не видел. Пафнутьев монастырь с суровыми крепостными стенами не раз оправдывал военно-стратегическое предназначение. Самая известная битва — осада монастыря отрядами Лжедмитрия II.


Если отбросить героические мифы, князь Михаил Волконский исправно служил и хорошо знал Лжедмитрия I, потому не покорился новому самозванцу. Ворота же в монастырь полякам и казакам открыл Афанасий Челищев, потомок Михаила Бренка, который во время Куликовой битвы надел княжеские доспехи Дмитрия Донского и самоотреченно погиб. Князь Волконский отбивался до последнего и был зарублен на раке Святого Пафнутия. Поляки убили в монастыре полтысячи стрельцов и монахов. Для историков большое сожаление, что еще до взятия Пафнутьева монастыря умер монах Левкей, до пострига окольничий Андрей Клешнин, который вместе с Василием Шуйским вел расследование о смерти царевича Дмитрия и которому злая молва приписывает идею об убийстве наследника. Окольничий принял обет молчания, но разговорили бы его проклятые ляхи…



В советское время на месте захоронения князя Волконского и стрельцов поставили уродливый сельхозтехникум, в нем после реставрации монастыря поселился отец Власий и, как говорят насельники, молился ночи напролет, потому что слышал горькие стоны. В советское же время, в 1956 году, был найден богатейший клад с церковной утварью, спрятанный, вероятно, в Смутное время. Сокровища передали в Калужский музей, но в опись и экспозицию они не попали, сгинули по дороге. Очевидно, клад растворился в руках борцов с религиозным дурманом.



Тюрьма и монументальное искусство



Виктор Иванович Осипов считает, что коррупция на Руси пошла из-за борьбы со старой верой. Старообрядцы по всей Руси вынуждены были платить чиновникам дань, чтобы дышать и служить своей вере. И это разложило власть неизлечимо, какой бы режим ни воцарился. Но и старообрядцы закалились и упрочились, неслучайно из них вышли богатые промышленные и купеческие фамилии. Более 50% благотворительного фонда губернии составляли пожертвования из Боровска, города староверов. Но как ни страдали раскольники от царского режима, большевики их не пощадили. Едва над Боровском взвился красный флаг, купцов и фабрикантов согнали на Торговую площадь и заставили убирать навоз, чтобы знали эксплуататоры свое место. Владельца самой передовой ткацкой фабрики Николая Полежаева, который провел в город телефон и электричество, посадили в тюрьму. Фабрика встала — и фабриканта вернули на место. Так и жил бедный Полежаев — между тюрьмой и креслом директора. Хоронил его весь завод, а гроб несли угнетенные рабочие.



В подвале дома Полежаевых (дальше новые хозяева не пустили) открыт музей предпринимательства Боровска. В «Доме Ударника» — в тюрьме — по-прежнему живут люди, хотя не преступники. В 1930-х годах в тюрьме поселили ударников производства, более комфортного места не было. Я разговорился с обитателями царской тюрьмы и советского кондоминиума.


«Всю жизнь провела в камере, — сообщила бывшая ткачиха Вера Анатольевна Некрасова, щеголяя по тюремному двору в ярмарочно-ярком халате. — Самая сытная жизнь была при немцах, детишек подкармливали, а потом опять голод пришел».


«Нам дали пожизненный срок, — добавляет учительница русского языка Вера Егоровна Шелковая. — Для меня самый спокойный период был, когда работала в интернате для олигофренов».


«Я родилась в тюрьме, — рассуждает 10-летняя Ангелина Салинас, девочка чудной цыганской красоты. — Тут хорошо, друзей много, весело, подвалы, страшные комнаты. Только крысы неприятные и злые».


Недавно городские власти сжалились, переселили нескольких жильцов из тюрьмы в новый дом, построенный якобы по канадской технологии. Через год дом пришел в аварийное состояние, новоселы встали на расселение. Может, опять в тюрьму вернутся. Видимо, чтобы строить по канадской технологии в Боровске, надо быть канадцем. Или хотя бы старовером, они не привыкли воровать.



Многие ценители искусства гуляют по Мехико, чтобы рассмотреть фрески Давида Сикейроса. А многие заворачивают в Боровск, чтобы увидеть настенные росписи Владимира Овчинникова. Художник-самоучка расписал полторы сотни домов, называя свои художества «магическим ритуалом по спасению параллельного Боровска». Описать нельзя, стоит один раз увидеть. Росписи сопровождаются стихами его четвертой жены (художник любвеобилен, как и положено монументалисту), которая творит в том же духе вызывающего примитивизма. Овчинников вызвал недовольство городских властей и больше на домах не пишет, но тронуть его росписи власть не решается.



Козьма Прутков и Олимпиада



Близкий родственник бывшего московского мэра и ценителя монументального искусства Виктор Батурин купил в Боровске дом. Не то чтобы он полюбил Боровск, просто в этом доме, отступая из Малоярославца, останавливался Наполеон. Дело с императором могло у олигарха выгореть удачное, но жизнь закрутила, руки не дошли. Хотя Ленину, который стоит у дома Наполеона, Батурин руку починил. Тоже шанс редкий — руку вождю протянуть.



Недавно музыкальный продюсер Яна Рудковская отсудила у бывшего супруга дом Наполеона и выставила на торги. Таким образом, Боровск не принес удачи ни Бонапарту, ни Батурину, но означает ли это родство душ?


Зато Боровск любил Козьма Прутков и останавливался здесь по пути во Владивосток. Так утверждает прутковед, писатель Дмитрий Жуков — отец видного политика Александра Жукова, ответственного за Олимпиаду в Сочи. По изысканиям прутковеда, в Боровске директор пробирной палатки наблюдал, как мужики устанавливают телеграфный столб. В потоке ассоциаций родилась мысль: «Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству».


Писатель Жуков — почетный житель Боровска. Неудивительно, что идея о сооружении памятника Козьме Пруткову витает в воздухе. Но администрация не решается — как бы чего не вышло! Да, может выйти. В Боровске много чего выходило.


 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Нападавший на кировский кинотеатр «Колизей» не является представителем старообрядческой церкви

Слобода будет местом для жизни, а не музеем

Расширяем культурные связи

Разрешат превысить нормативы для храма на Филейке

Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007