Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

Рогожская слобода . Храмы Рогожского кладбища.





И все это было в Рогожской слободе.

Рогожская слобода была названа по селу Рогожь, в которое вел Владимирский тракт (современное Шоссе Энтузиастов). В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск (с советского времени г. Ногинск). А еще в этой слободе торговали рогожами и огромными возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожской-Сенной.
Рогожская слобода издавна была старообрядческим поселением, одним из немногочисленных московских островков старой веры.
В конце XIV века преподобный Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю и зашел по дороге в Рогожскую слободу в Спасский монастырь навестить своего ученика. Погостив не долго он собрался идти дальше. Братия проводила преподобного Сергия за пределы монастыря, и на том месте, где он простился с монахами, потом была поставлена часовня- "проща" - от слова "прощаться", "прощать". Часовня эта появилась на одной из доживших до наших дней улиц Рогожской слободы - Вороньей и согласно Синодальному отчету 1722 года была построена "когда неведомо".
В крепких нравах старообрядческого купечества Рогожская слобода сильно превосходила Замоскворечье. Жили строго, благопристойно. Купеческие сыновья помогали отцам по торговым делам, а купеческие дочери сидели дома за занавешенными окнами, вышивали и пряли, читали часослов и другие книги святых отцов церкви. К книгам старообрядцы относились бережно. В доме держали книги, проверенные верой и временем - других не держали. К "слову" относились уважительно и ответственно.
Семьи здесь, как правило, были очень большими. По субботам в этом самом патриархальном районе Москвы всей семьей ходили в баню. Потом устраивали большое семейное чаепитие за медным самоваром. Крепкая и здоровая семья - залог будущего благополучия.
В 1784 году при Екатерине Великой на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы. Все городские кладбища были закрыты, и императрица пожаловала старообрядцам за их мужество во время эпидемии территорию за пределами Рогожской слободы, чтобы они похоронили здесь умерших от чумы своих собратьев по вере. И с тех пор старообрядцы стали селиться в Рогожской слободе.
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной
эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища
двух своих храмов летнего и зимнего.
Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для
священнослужителей , иноческие кельи, большая лечебница
имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских
монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.
Собор Рождества Христова на Рогожском кладбище. Зимний храм Рогожской старообрядческой общины. Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок.
Посёлок разросся и стал центром старообрядчества России.
В конце XVIII-начале XIX вв. территория Рогожского посёлка занимала
площадь более чем в 22 десятины (24,5 га).
Она была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами,
обращёнными к городу. Население посёлка постепенно возрастало,
составив к 1845 году 1588 человек.
Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством,
вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и
фабрикантов.
Они не жалели средств для украшения своих храмов, тратили огромные
по тем временам деньги на покупку редких старинных икон и книг,
которые передавали на кладбище.
Рогожское кладбище славилось великолепным собранием древних икон,
ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей.
Соборы украшали собранные поколениями старообрядцев иконы рублёвского, строгановского письма.
Перед ними стояли свечи, некоторые из которых достигали веса в
12-ть и более килограмм. И все это было в Рогожской слободе.






Храмы Рогожского кладбища


Покровский собор старообрядческой Рогожской общины
(Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы).





Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. Первоначально возводили огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века. В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал
богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».
При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви.
После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати. Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия. К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).
Службы велись здесь и во время войны. Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений. В 1993 году в связи с обращением старообрядческой Митрополии о возвращении принадлежащей ей территории и зданий этот вопрос был рассмотрен комиссией под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и
главы Администрации Президента РФ С. А. Филатова.

Церковь-колокольня Воскресения Христова.
С 1947 года — церковь-колокольня Успения Божией Матери.





Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения
Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми. Колокольня возведена в 1907-1910 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором Фёдоровичем Горностаевым. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест.
В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.
Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями
известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми,
Пуговкиными, Рахмановыми. Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц.
Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна. В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Здание колокольни использовалось под склад. После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии. Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.
В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.). Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари. У колокольни находится лавка, в которой продают старообрядческую литературу.

Храм Рождества Христова Рогожской общины.
Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова





Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.
Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила.
Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время
свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов. С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания. В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов. В 1929 году храм Рождества был закрыт.
В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана. Храм был превращён в.столовую для рабочих. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище.
Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания
середины XIX века. В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника. В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной Старообрядческой Церкви.
25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет. 2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров. 24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.

Храм Святителя Николы Мирликийского на Рогожском
кладбище (Никольская церковь, церковь НиколыЧудотворца)





В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николы. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины поповского согласия.
Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы.
Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в«русском стиле».Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками.
На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами.
Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна. В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела
стеной, сейчас упразднённой.
После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице храм был целиком передан Русской Православной Церкви. Настоятель храма протоиерей Анатолий Цвиркунов. При храме действует воскресная школа и библиотека.

Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницы

Большое каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне церкви Николая Чудотворца, ныне практически разрушенное, построено в XIX веке. До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч.
На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным. В конторе находился также архив Рогожского кладбища. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка.
После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием. После пожара от здания остались одни стены. Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии. Ныне реставрируется.


Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси

Здесь в старину находилась часовня, в которой стояли гробы
с покойниками (морг).
После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию
старообрядческого архиепископа.

Поклонный крест

Напротив здания Старообрядчеcкой митрополии на небольшом холмике
в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной
войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце
Матвее Ивановиче Платове (1753-1818 гг.).
На оборотной стороне креста надпись:
«Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам».
Надпись на камне рядом с крестом:
«Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана
старообрядца М. И. Платова въ лето 7516 августа дня»
Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов
был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого
священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его
казаков-старообряцев.
По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки
во главе с атаманом Платовым.
Как старообрядцы, они начали обращаться за исполнением своих
духовных треб на Рогожское кладбище.
А когда покидали Москву, то атаман Платов подарил Рогожскому
кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы,
которая была при нём почти во всех воинских походах.
После этого, как сообщает писатель Мельников-Печёрский
«тогдашний начальник столицы дал им (старообрядцам) разрешение
служить в этой церкви обедни».
Таким образом, благодаря М. И. Платову старообрядцы получили
возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища.
Если до 1813 года литургии на Рогожском кладбище служились редко и
в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то
после ходатайства к московскому градоначальнику Платова литургии в
центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во
все двунадесятые праздники.
Однако после воцарения Николая I богослужения были запрещены вплоть
до закона о свободе вероисповеданий 1905 года.

Здание старообрядческого богословско-учительского института

Ныне – средняя общеобразовательная школа №459
Здание старообрядческого богословско-учительского института
построено в 1914-1915 гг. архитектором Ф. А. Ганешином.
Здесь до 1918 году размещался институт, который приготовлял для
старообрядческой церкви церковнослужителей.
Этот институт являлся официальным учреждением для выполнения
старинной традиционной функции Рогожского кладбища, как академии
старообрядчества: начиная с момента основания кладбища именно
отсюда расходились по всей старообрядческой Руси знатоки церковного
устава, богослужебного чина, чтецы и певцы, перенимавшие традиции
старины от ветеранов старообрядчества.
Первым директором института был А. С. Рыбаков (отец известного
историка академика Б. А. Рыбакова), председателем попечительского
совета – С. П. Рябушинский.
Ныне здание бывшего старообрядческого института надстроено и здесь
размещается общеобразовательная школа № 459.

Пруд

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой
водой 60 сажен длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг
к Рязанскому шоссе.
Купание и стирка в этом пруду были запрещены.
На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань»,
в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным
уставом.
В XIX веке ко дню праздника Богоявления на эту «Иордань»,
собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали
старообрядцы из провинции.
После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к
уничтожению.
В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него
стали привозить и сбрасывать кучи мусора.
Так, на месте пруда образовалась свалка.
После это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона
Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное
запустение.
Ещё в начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж.
К лету 2009 года городские власти приступили к восстановлению пруда.


Рогожское старообрядческое кладбище





Первоначально кладбище представляло собой несколько рядов могил
рядом с большим курганом, куда хоронили чумных.
Эта могила и дала начало Рогожскому старообрядческому кладбищу.
В начале XX века еще сохранялся ветхий обелиск, поставленный на
общей «моровой могиле».
Надпись на обелиске говорила о том, что «Место сие отведено для
погребения усопших староверов в лето от сотворения мира 7279,
вместо таковых, до сего бывших двух кладбищ,
единаго у Донскаго монастыря, а другаго за Тверскими воротами».
На сторонах обелиска можно было прочесть стихотворное описание
чумы:
«В числе множества удручающих смертных скорбей
Моровая язва свирепее всех поедает людей.
Не щадит она младенцев, ни юношей цветущих лет,
И самым древним старцам от неё пощады нет.
Сия величайшая в мире на человечество напасть
Издревле ужаснее браней наводит собой страсть,
Хотя не всегда одинаково в людях тоя действие бывает,
Но равно всех определениях лютостью своею убивает.
Болящие чувствуют начало похуждения,
Великие во всех членах расслабления.
Руки и ноги у них так дрожали,
Что подобно пьяным, шатаясь, упадали,
Притом озноб и головную боль они ощущали,
А внутренность их воспаления и жажда возмущали.
Многие, обременялся жестокими рвотами
И несносными судорожными ломотами,
Затем изнурялись с большим резом и поносом,
А иногда оказывались и кровотеченья носом.
Все таковые следствия последних сил лишали
И на другой день поражаемых нещадно умерщвляли»

Рогожское кладбище открыто для посетителей:
с мая по сентябрь — с 09.00 до 19.00,
с октября по апрель — с 09.00 — до 17.00.
Рогожский некрополь — один из самых необычных в Москве.
До революции здесь хоронили только староверов.
И. А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник» так описывает похороны
старообрядческого епископа на Рогожском кладбище:
«Это знаменитое раскольничье кладбище. Допетровская Русь!
Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая
колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего
закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас.
А у гроба диаконы с рипидами и трикириями...
Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя!
И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие,
в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам».
А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями,
а на дворе мороз, солнце, слепит снег...»

Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были
похоронены представители известных старообрядческих купеческих
родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины,
Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Иловановы, Мельниковы, Морозовы,
Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы,
Свешниковы, Солдатенковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы,
Шелопутины.
Многие из этих захоронений утеряны в 1930-е годы, среди них могилы и
надгробия Кузнецовых, Бутиковых, Солдатенковых, Рябушинских.
Выделяется склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев
Морозовых — под одной чугунно-монолитной крышей находятся несколько
десятков могил.
В углу за оградой можно увидеть родовой белокаменный крест, на
котором выгравировано:
«При сем кресте полагается род Богородского купца Саввы
Васильевича Морозова».
Рядом — фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича
Морозова (1770-1860 гг.).
Здесь погребены его потомки:
Тимофей Саввич Морозов (1823-1889 гг.), сын Саввы Морозова —
мануфактур-советник, владелец Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве.
Над его могилой часовня, увенчанная шатром, выполненная по проекту
Ф. О. Шехтеля.
Рядом с часовней большой мраморный крест, выполненный скульптором
Н. А. Андреевым.
Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905 гг.) — меценат и общественный
деятель.
Под массивным металлическим куполом усыпальницы покоятся как
основатели прославленного рода, так и их потомки — наши современники.
Одна из последних могил датирована 2003 годом...
Рядом с захоронением Морозовых за узорной металлической решеткой
находится семейное захоронение купцов Соловьевых, известных
торговлей шерстью.
К сожалению, не сохранилась могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова,
который вкладывал свои средства в строительство больниц, училищ,
домов призрения, богаделен, среди которых больница имени С. П. Боткина.
Захоронение старообрядческого духовенства Архиерейская усыпальница представляет собой ряды белых восьмиконечных крестов и пять черных саркофагов, расположенных за старинной металлической оградой — это особо почитаемое место у старообрядцев.
Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты,
архиепископы, епископы, священники, монахи.
Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы:
Антоний (ум. в 1881 г.), Савватий (1825-1898 гг.);
Аркадий (1809-1899 гг.) и Конон (1797-1884 гг.).
Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и
заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в
тюрьме до конца своих дней.
Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские
годы епископы Анастасий (1896-1986 гг.), Геронтий (1872-1951 гг.),
архиепископы Иринарх (1881-1952 гг.) и Иосиф (1886-1970 гг.).
Среди крестов возвышается деревянный крест, под которым погребён
старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915 гг.).
При нем было совершено распечатывание алтарей, в Москве сооружено
15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован
Старообрядческий институт.
В 2003 году на этом участке был похоронен митрополит московский
и всея Руси Алимпий (1929-2003 гг.), при котором началось возрождение старообрядческой жизни после советских времен. Напротив архиерейских могил находилась семейная усыпальница известного фарфорозаводчика Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911 гг.).
Ныне на месте, где стояла усыпальница, Московский фонд культуры
установил бронзовый обелиск Матвею Сидоровичу Кузнецову.
Наиболее частой формой надгробий Рогожского кладбища являлся
саркофаг из белого камня, черного мрамора или гранита.
На надгробиях нет дат рождения покойных.
На каждом надгробии писали имя и дату смерти умершего, возраст
(вплоть до дней и часов), день ангела и принадлежность к сословию,
а на некоторых – число лет, проведенных в супружестве и состав семьи.
После революции кладбище утратило свой старообрядческий характер.

В северной части кладбища, наиболее удалённой от входа — две группы
братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны
и умерших в московских госпиталях. В начале войны 1945 года на кладбище часто приезжали машины с забелёнными окнами, в которых находились трупы. Трупы сбрасывали в эту яму, присыпав их лишь слоем песка. В следующий приезд труповозок трупы сбрасывали в яму и вновь
поверх присыпали песком до следующего привоза. В этом общем захоронении покоятся тысячи неизвестных людей.
В настоящее время лужайка на месте этого страшного общего захоронения
заполнена новыми одиночными могилами.
Памятники из красного гранита поставлены над этими могилами в
2005 году к 60-летию Победы.

Старообрядческая лавка народных промыслов «Путь к храму»

Одна из трёх старообрядческих церковных лавок Москвы.
Открыта по благословлению преосвященнейшаго Корнилия, митрополита Московскаго и всея Руси.
Потребность создать такую лавку появилась после проведения двух
Старообрядческих ярмарок (на Жен-Мироносиц и на праздник Покрова).
Ярмарки показали, что в России живет немало старообрядцев-мастеров,
товар которых нужен в повседневной жизни не только прихожанам, но и
всем людям, которым не чужда русская культура.
В продаже — изделия мастеров-старообрядцев из разных регионов России.
Здесь и корзины из Гуслиц и тканые пояса с Донской земли и Румынии,
валенки ручной работы из Казанско-Вятской епархии и др.
Широко представлена литература по традиционным ремеслам России, по
народным обычаям и традициям, по русской архитектуре и традиционному
костюму. Здесь можно подобрать и красивый сарафан и рубаху как
праздничную так и будничную. Много одежды для детей, есть кафтаны из
разной материи и разных фасонов.
Здесь же можно заказать как отдельную вещь, так и целый комплекс одежды — например, к венчанию. Из аудио и видео записей большой выбор песен и духовных стихов из станиц и сел нашей Родины.
В лавке есть русская игрушка и глиняная посуда, хромовые сапоги,
казачьи пуховые платки и варежки, а также многое другое.
Часы работы по будням, с 10.00 до 18.00,
в выходные и праздники с 10.00 до 16.00.
8...906 062-79-95,
8...906 772-75-43
(с использованием материала с сайта
http://www.openmoscow.ru/kladbrogozh.php)

 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Нападавший на кировский кинотеатр «Колизей» не является представителем старообрядческой церкви

Слобода будет местом для жизни, а не музеем

Расширяем культурные связи

Разрешат превысить нормативы для храма на Филейке

Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007