Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Старообрядческие общины Вятской земли

Великорецкий крестный ход

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

Мурашкинская земля- родина огнеопального Аввакума: прошлое, настоящее.

Предисловие




фото с сайта http://samstar.ucoz.ru/news/1-0-6

Аввакум Петров ( 1621) г.—14 апреля 1682 г.) — святой свяшенномученик и исповедник, протопоп, крупнейший деятель раннего старообрядчества, великий русский писатель и публицист. Память о протопопе Аввакуме глубоко почитается всеми старообрядцами.
Аввакум родился в семье священника Борисоглебской церкви с. Григорово Закудемского стана Нижегородского уезда (ныне — Большемурашкинский р-н Нижегородской обл.) Петра Кондратьева (ум. ок. 1636). У него было 4 брата: младшие Герасим и Козьма, были еще живы в 1666 г., а третий Евфимий и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.
В 1636 г. умер отец Аввакума. Рано потеряв отца, воспитывался матерью.
Мать Мария (в иночестве Марфа) была «постница и молитвенница» и учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и сумела передать им свою горячую веру во Христа. Под её влиянием у Аввакума с юных лет возникает аскетическое настроение, ей он обязан своей любовью к книгам.
Семнадцатилетний Аввакум в 1638 г. женится на четырнадцатилетней Анастасии Марковне (1624—1710), дочери местного кузнеца, ставшей на всю жизнь его верной спутницей и родившей ему пятерых сыновей (Ивана (1644—1720), Прокопия (1648—после 1717), Корнилия (8.IX.1653—) и Афанасия (декабрь 1664— ); имя ещё одного сына, родившегося и умершего в Сибири, неизвестно) и трёх дочерей (Агриппину (1645—), Акулину и Аксинию).
В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 года в иереи, а через восемь лет "совершен в протопопы" Юрьевца- Поволжсеого. Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых , готовность "душу положить за овцы своя" привлекали к нему многочисленных людей. Суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление. Ищя защиты в Москве он сблизился с боголюбцами, целью которых было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно - просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. К ним примыкал и будующий патриарх Никон. Но став патриархом Никон стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам.
Аввакум всю свою жизнь был ревнителем старины, боролся против новшеств Никона.
В 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Потом выслали в Тобольск, затем 6 лет он состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска и до Амура. После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызвали в Москву. Ссылка не пошла на пользу, и он ещё сильнее прежнего стал укорять и ругать справщиков. С 1664 г. его сослали в Мезень на полтора года. Перед собором 1666 г. Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы. 13 мая после тщетных уговоров на соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли за обедней. В ответ Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. С 1667 г. Аввакум четырнадцать лет просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания даже самому царю. Ныне известно более 90 творений и почти все они созданы в годы пустозерского заточения.
О церковном расколе XVII века знают многие. Тех, кто не принял новые реформы сейчас называют старообрядцами(староверами). И они выжили, несмотря ни на что!
Но в те далекие времена на Соборе 1681 года было принято постановление о уничтожение поселений и церквей, принадлежавших старообрядцами и суровое применение духовных и гражданских законов по отношению к схизме. Уничтожая ее вождей власть думала сделать невозможной жизнь для их учеников. Но ученики размножались. За старую веру люди шли на муки, сжигали себя, уходили в леса, болота, в Сибирь. Были исковерканы сотни тысяч судеб непокорных старообрядцев.
Аввакума и троих его сподвижников Лазаря, Епифания и Никифора сожгли живьем на костре в 1681 г. в Пустозерске, городе в устье Печоры. Это близ Ледовитого океана в краю вечной мерзлоты. Ему было 60 лет.
Несмотря на долгие и жестокие гонения на староверов, длившиеся на протяжении 250 лет, новообрядческая церковь впоследствии вынуждена была признать ошибочность проведения церковных реформ и на поместном соборе 1971г. постановила считать порицательные выражения против старых обрядов «яко не бывшими», а сами старые обряды «равночестными новым и спасительными».
В 1971 году была восстановлена историческая справедливость. Древние рукописи и обряды признаны.





Икона протопопа Аввакума и старообрядческих святых


Мурашкинская земля




Мурашкинская земля является родиной протопопа Аввакума, который родился в с. Григорово в 1621 г. Первое упоминание в летописи о Мурашкино, относится к 1377 г., который принято официально считать годом основания. С 1478 г. здесь начинает развиваться овчинное, меховое и поташное производство (поташ – зола для дубления кож). Наивысшего расцвета меховое производство достигает к середине XIX–началу XX вв. Мурашкинские меховщики-промышленники были участниками многих зарубежных выставок, где за качество мехов получили золотые и серебряные медали. Один из купцов, И.С. Панышев, был поставщиком мехов Двора Его Императорского Величества. В 1899 г. на средства и по инициативе купца И.С.Серебренникова была открыта Школа инструкторов, которая обучала кожевенному и меховому ремеслу, причём подобного рода школа была единственной в России.

В 1670 г. в Мурашкино с войском был сподвижник Степана Разина, атаман Максим Осипов. За участие города в восстании, он был разграблен и сожжён царскими войсками.

В разное время Мурашкиным владели: князья И.С. Г. Грузинский, А.Н. Волконский, Белосельские–Белозерские, княгиня З. Волконская, А. Кантемир. Но самый значительный след из владельцев в истории Большого Мурашкина оставил Борис Иванович Морозов, которому город был подарен царем Алексеем Михайловичем в 1648 г. Поскольку в городе в то время уже развивались и меховое ремесло, кузнечное дело, Морозов позаботился об укреплении города. Так, по его приказу был построен земляной вал с пятью порогами и башнями. С восточной стороны был вырыт довольно глубокий овраг, а с западной – была естественная гора, у подножия которой протекала р. Сундовик. На валу было установлено тринадцать железных пищалей с зарядом ядер. Также Мурашкино охраняли служилые казаки, которые жили рядом в д. Казачья Слобода (ныне улица Слободская). Последней, из рода Морозовых Мурашкиным владела Федосья Морозова, кроткая, набожная, миловидная, молодая вдова, которая изображена на картине Сурикова старой и злой. Боярыня Морозова владела землями, где родился Аввакум и вырос.
В конце XIX в. в Мурашкине было 9 церквей, 10 зданий (в ансамбль Покровской единоверческой церкви входили 2 здания церквей, с единым приходом (одна церковь была летней, другая зимней). Кроме единоверческой церкви, была деревянная старообрядческая, белокриницкого толка, остальные церкви были «никонианские». Облик Мурашкина стал складываться со второй половины XIX в. Купцы настроили себе каменных двухэтажных особняков, привлекая для этого немецких и итальянских архитекторов. Один дом – трехэтажный принадлежал И.С. Панышеву. Много домов полукаменных (каменный низ, деревянный верх). В Мурашкино 41 здание является памятником истории и культуры местного значения.



фото с сайта http://www.molodoj.ru
Наш храм во имя священномученика Аввакума был освящен 15 декабря 1993 г. …..

В 2007 г. впервые на мурашкинской земле прошел крестный ход. После литургии в церкви во имя свм. Аввакума, участники хода двинулись в с. Григорово, к памятнику Аввакума. Неся иконы, хоругви и крест, который будет установлен на месте будущей часовни. Крестные ходы стал уже традиционными и в этом году планируется пятый. В Григорово, освящяется вода, совершается молебен, потом все едут в Мурашкино, где для всех паломников устраивается общинный обед, а потом проводится концерт духовной музыки, в которых принимают участие прихожане разных церквей, как из Нижегородской области, так и других областей. Крестные хода возглавляет Митрополит Московский и Всея Руси старообрядческой православной церкви Корнилий.

Отрадно отметить, что число участников хода с каждым годом увеличивается. И что местные власти, пусть не помогают церкви, но не мешают крестным ходам и обеспечивают безопасность. Участниками являются все: маленькие дети, едущие в колясках, ещё не рожденные – для всех крестный ход-это праздник.

В заключение хочется сказать, что возрождать Россию нужно именно со старообрядцев.

Мартазова Светлана Фёдоровна – директор Большемурашкинского историко-художественного музея
Материалы Х Международной конференции 2011 г.
использован материал с сайта:http://www.borovskold.ru
© Мартазова С.Ф




Священномученик Аввакум. Поморское письмо. Начало XVIII в.

Использованы фото с сайтов http://ldmuziejus.mch.mii.lt, http://www.trueicons.com,
http://www.oldicons.com

2011год
Крестный ход на родину свящмч. исп. Аввакума.


24 июля в Нижегородской и Владимирской епархии состоялся ежегодный, пятый, крестный ход на родину свящмч. исп. Аввакума. Дата крестного хода – предпоследнее воскресение июля - связана с памятью митрополита Алимпия (уроженца этих мест). Примерно в эти дни, после празднования памяти свв. апп. Петра и Павла, владыка Алимпий посещал Нижегородские пределы.

В храме с. Большое Мурашкино, освященного во имя священномученика и исповедника протопопа Аввакума, божественную литургию воскресного дня возглавил преосвященнейший митрополит Корнилий в сослужении семи священников: настоятеля храма иерея Николы Егорова, иерея Василия Кадочникова (г. Егорьевск), иерея Иоанна Севастьянова (г. Ростов-на-Дону), иерея Иоанна Гусева (д. Давыдово), иерея Иоанна Заботина (с. Б. Непряхино), иерей Алексия Антюшина (с. Безводное), иерея Романа Корякина (с. Чернуха) и протодиакона Андрея Моржакова (г. Егорьевск).
По окончании службы молящиеся вслед за честным крестом и святыми иконами направились от храма села Большого Мурашкина в село Григорово. Икону свщмч. Аввакума, украшенную цветами, на протяжении всего пути несли священники.

На пути протяженностью 12 км сначала был совершен молебен Вокресению Христову и святителю Николе, затем – молебен священномученику и исповеднику Аввакуму, который завершился уже в с. Григорово, где митрополита Корнилия и участников крестного хода приветствовал руководитель местной администрации. Затем у памятника протопопу Аввакуму (архитектор В.Клыков) крестный ход завершился освящением воды.

Из года в год на торжество в Нижегородские пределы съезжается все больше и больше христиан. В этом году их собралось более трехсот человек. Самая многочисленная делегация – гости из Ростова-на-Дону во главе с настоятелем о. Иоанном Севастьяновым. «Благодарения и общения не забывайте, - напомнил слова Апостола о. Иоанн Севастьянов. - Маленькая община села Большое Мурашкино вносит огромный вклад в великое дело – организует общение христианской молодежи». По сложившейся традиции, по окончании торжества общение молодежи продолжается в выездном лагере.

Митрополит Корнилий, ежегодно принимающий участие в большемурашкинском крестном ходе, в своем приветственном слове поблагодарил о. Николу Егорова и всех устроителей торжества и участников крестного хода за понесенные труды, отметив их важность: «Священномученик Аввакум – самый яркий для нас пример благочестия и крепости веры. Дай Бог, чтобы крестный ход, совершившийся днесь, пошел нам на пользу духовную».

материал с сайта:Русская Православная Старообрядческая Церковь
(официальный сайт Московской Митрополии)



330 лет со дня казни пустозерских мучеников 27 апреля 2012 года

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

/


Фото М.Б.Пашинина
http://samstar.ucoz.ru

 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

Возобновлены богослужения

Архиерейское богослужение в п. Кильмезь Кировской области

Венчание Игоря и Маргариты Лапиных

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007