Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

Первые отшельники египетской пустыни - о зарождении монашества

Библия и живопись
(прочтено: 2737 - Последний: 11.12.2017 02:57:40)

ЗАРОЖДЕНИЕ МОНАШЕСТВА





Первыми отшельниками в истории христианства были египтяне. Страна, тысячелетиями искавшая бессмертия, подарила миру монашество. Пустыня отвоевала себе девяносто пять процентов территории нынешнего Египта. Солнце высушило не только плодородные саванны с озёрами и реками. Под его лучами на протяжении веков исушались страсти и расцветали добродетели тех, кто желал совершенства. Воссияв из недр Африки, монашеская жизнь распространилась по всему миру — в Палестину и Ливан, на святую гору Афон и на просторы русского Севера.

Не удивительно поэтому, что стремление к уединенному подвижническому образу жизни возникло одновременно с христианством. Согласно преподобному Кассиану (IV-ый век) первыми монахами были ученики евангелиста Марка, который служил епископом г. Александрии (тогда столице Египта). Искатели подвижнического образа жизни удалялись в самые отдаленные от города места, где вели особый возвышенный образ жизни по правилам, составленным апостолом Марком. Иудейский историк Филон, современный апостолам житель Александрии, описывает жизнь некоторых Ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии - именно такой, какой изображена преп. Кассианом жизнь первых александрийских монахов, и называет жилища их монастырями.
Есть сведения, что и в Сирии монашество появилось уже в апостольские времена. Преподобная Евдокия, жившая с 96 г. по Р.Х. в Сирийском городе Илиополе в царствование Траяна, обращена в христианство преп. Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором жили 70 иноков. Сама она после принятия христианства поступила в монастырь, где жили 30 монахинь.
Несмотря на скудость документальных сведений, нет сомнения, что монашество возникло уже в апостольский век. Трудно допустить, чтобы в те времена большого духовного горения не было христиан, которые бы не последовали учению апостола Павла о девстве, изложенному в послании к Коринфянам (1 Кор. 7-я глава). Живым примером для таких девственников всегда были и будут Сам Господь Иисус Христос, Приснодева Мария, пророк Иоанн Креститель, возлюбленный ученик и девственник апостол Иоанн Богослов, апостол Павел, апостол Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалимский и многие другие.
Вот каким высоким примерам следовало монашество, вот откуда оно зародилось, где его духовный исток.
Так именно объясняет происхождение монашества преподобный авва Дорофей, который пишет: "Они (христиане) поняли, что, находясь в миру, они не могут удобно усовершенствоваться в добродетели и выбрали особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действия, - именно монашеское жительство, и начали уходить от людей и жить в пустынях. Подвизаясь в посте, в бдении, они спали на голой земле и переносили различные добровольные страдания, совершенно отрекались от отечества и сродников, от имений и приобретений. Одним словом, они распяли себя для "мира."
В древних монашеских общинах главное внимание уделялось духовным занятиям: молитве, посту и созерцательным размышлениям о Боге и духовном мире. Но и физический труд считался необходимым для разнообразия в занятиях, поскольку давал средства к пропитанию и возможность благотворить бедным.
В начале 4-го столетия в Египте возникает стихийное стремление к монашеству. Ослабление строгости христианской жизни со вступлением в церковь таких язычников, которые и в христианстве продолжали заботиться только о мирском, побуждало наиболее усердных из христиан уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге.

Зарождалось же монашество одновременно в трёх разных очагах египетской пустыни. Отцом монахов называют преподобного Антония Великого. Преподобный Антоний Великий родился в середине 3-го столетия в Египте. Стремясь к совершенному уединению, он поселился в развалинах старой крепости на восточном берегу Нила. Двадцать лет он прожил здесь в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя различным лишениям.
Антоний Великий не был первым пустынножителем, не был и старшим. Но именно в его заветах и наставлениях монашество обрело определённые формы. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей — Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и др.).




Св. Антоний на картине Сурбарана.

Святой родился в Египте в 250 году в богатой египетской семье. После смерти родителей он раздал имение нищим и затворился в гробнице, высеченной в скалах, где вёл жесточайшую борьбу с диаволом. Всем знаком живописный сюжет «Искушение святого Антония»: избитый и израненный полчищами бесов, святой ни в чём не уступил врагу. За его терпение и усердие Господь пообещал быть с ним везде и всегда — и был верен Своему слову.





Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Искушение Святого Антония 1495-1500гг. , дерево, масло, 58 x 33см.
музей Прадо, Мадрид, Испания


Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.
Святитель Афанасий Великий (середина 4-го столетия), изображая жизнь учеников Антония Великого, говорит, что [египетские] "пустыни были наполнены иноками, проводившими жизнь в пении псалмов, чтении, молитвах, посте и бдении. Это были люди, ищущие вечных благ, живущие в уединении и любви, трудящиеся своими руками не столько для себя, сколько для пропитания бедных. Пустыня стала как бы обширной страной, совершенно отрезанной от мира, в которой ее счастливые обитатели не имели другой цели, кроме той, чтобы духовно совершенствоваться и пребывать в общении с Богом. Они не знали ни ропота ни прекословия и старались лиш делать добро ..."
В четвёртом веке гонения языческих императоров волнами накрывали Египет. Пустыня тогда приняла и укрыла многих христиан. Но когда другие спасались бегством, Антоний с учениками открыто явился в Александрию, чтобы укрепить мучеников и умереть за Христа. Однако Бог хранил святого — гонители будто не замечали его. В другой раз он приходил в столицу в 338 году, чтобы поддержать Александрийского архиепископа Афанасия Великого в борьбе с арианами. По свидетельству Афанасия, появившись в столице, одним своим исповеданием Православия преподобный Антоний обратил большее количество язычников, чем в иное время обращалось за год. Известно, что и сам Афанасий Великий подолгу жил в пустыне у преподобного, скрываясь от преследований и учась аскезе. Он и написал житие наставника. Антоний Великий скончался в 356 году ста пяти лет отроду.
Сам Господь являлся беседовать с преподобным, и даже побеждённый им диавол приходил жаловаться Антонию, что нигде ему нет места — везде теперь христиане, и даже пустыня, его исконное царство, наполнилась монахами. Ученики преподобного разнесли его наставления по всем концам Египта, и едва ли не каждый святой того времени начинал свой путь с благословения Антония.
Самому же авве однажды было откровение, что за горной грядой подвизается старец, превзошедший его в совершенстве. Этим святым старцем был Павел Фивейский. Одним из более известных ранних отшельников Египта был преп. Павел Фивейский, проживший с 23-х лет до 130 лет в Фиваидской пустыне. Встречу святых трогательно описывает "Житие Антония". Однако, как нередко бывает в этой жизни, за долгожданной встречей следует разлука — Господь открыл Антонию Павла перед самой кончиной последнего. Когда Антоний оплакивал почившего собрата и недоумевал, как ему похоронить Павла в жёсткой каменистой земле, из глубины пустыни пришли два льва и вырыли могилу своими лапами. С этими львами Павла, старейшего из пустынников, изображают на иконах. Ещё один спутник преподобного — ворон, семьдесят четыре года питавший его хлебом.




Диего Веласкес. Св. Антоний и Павел-Отшельник

На месте подвига Павла Фивейского выстроен монастырь. Прославленный монастырь святого Антония вблизи его пещерки также возник уже после смерти святого.





Египет. Пустыня Фиваида. Монастырь св. Антония Великого. Антоний Великий-основатель общежительного монашества. Первый монастырь в мире .Автор: Nastya

Монашеские подвиги такие же разные, как и люди. Антоний был отшельником, затворником, по необходимости вышедшим к людям. Таких, как он, зовут ещё красивым греческим словом «анахорет». Но миру более известна другая форма монашества — общежитие, киновия. Ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами.
Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий (286–346 гг.).



Коптская икона святого Пахомия, основателя первой киновии.


Рождённый язычниками, Пахомий с детства «не вписывался» в языческое благочестие; его присутствия не выносили жрецы, и родители переживали, что их ребёнок «не угоден богам». Крестился Пахомий после воинской службы и, горя новой верой, ушёл служить Господу в Фиваидскую пустыню.
Познакомившись с подвижнической жизнью в Фиваидской пустыне, Пахомий для дальнейших подвигов избрал уединенное место около реки Нил, известное под названием Тавенны. Здесь у преподобного Пахомия возникла мысль основать общежительное иночество. На одном из островов Нила он устроил монастырь, в котором желающие могли подвизаться и жить вместе. Он основал также и женский монастырь на противоположном берегу Нила, где поселилась его родная сестра.
Еще при жизни преподобного Пахомия основанное им общество монахов возросло до 7-ми тысяч, а через сто лет после него - до 50-ти тысяч.
Сперва он подвизался под началом старца Палемона, но за годы вокруг Пахомия выросло целое монашеское государство — 9 общежительных монастырей (первый из них был создан в 318 году). Трудно поверить, что здесь одновременно подвизалось до 15 тысяч монахов, и при этом среди них не было духовенства. Пахомий и себя счёл не достойным священного сана. Всё в обителях было устроено таким образом, что каждый инок был в подчинении у другого, но никто не имел полноты власти. Жизнью монахов здесь были молитва и труд, труд и молитва. Все монастыри подчинялись Пахомию, который был для братии и отцом, и матерью. Преподобный день и ночь трудился, работал более всех, никогда не позволял себе взять ни единой вещи без благословения ответственного брата; с благодарностью внимал наставлениям даже от младших. Таким образом братии прививались две главные добродетели, без которых нет монаха: послушание и нестяжательность. В борьбе с тщеславием преподобный не чуждался и крайних мер.
Так, выстроив красивую украшенную церковь в одном из монастырей, старец испытал огромную радость. Опасаясь, не является ли эта радость плодом суетного тщеславия, Пахомий приказал разрушить колонны и убрать все украшения.





Третьей колыбелью монашества стала обширная Нитрийская пустыня, расположенная южнее Александрии. Основателем иноческой жизни в Нитрии был преподобный Аммон, наставляемый Антонием Великим. Под его началом спасалось множество монашеских общин. Иноки жили отдельно и лишь по субботам и воскресеньям собирались в храм на службу — причаститься и послушать поучения старцев.



Монастырь св. Павла Фивейского.Автор: Nastya

Со временем желавшие уединения основали поселения пустыни Келлий (на запад от столицы) и стали обживать самую суровую пустыню Скита (южнее Нитрии). Знакомое нам слово «скит» — малочисленное монашеское поселение вдали от цивилизации — обязано происхождением коптскому селению Шихет, давшему впоследствии имя пустыне Скита.
К концу IV века число пустынножителей Скита достигало пяти тысяч. Они имели общую церковь, куда сходились в субботу и воскресенье. Интересно, что среди монахов не было священников. В то время христиане делились на мирян и клириков, и поначалу монашество считалось движением мирян. Потому в храме служило духовенство ближайшего города — Гелиополиса. Иноки кормились самостоятельно, их трудом было плетение рогож и корзин.

Отцом скитской жизни стал ученик и преемник преподобного Антония — Макарий Великий.




Макарий творил множество чудес, по его молитве Господь воскрешал мёртвых. Лицо его излучало такой свет, что в темноте светилось. О жизни его учеников красноречиво свидетельствует одна история. Однажды Макарию прислали свежую виноградную гроздь. Он отослал гостинец больному брату. Тот принял дар и очень обрадовался, но отправил сочные плоды другому брату, сделав вид, что не переносит пищу. Третий монах поступил так же, хотя и сам очень хотел попробовать виноград. Итак, очень многим инокам попадал он в руки. Последний, взяв дар, вновь послал его Макарию, желая порадовать наставника. Святой узнал гроздь и возблагодарил Бога за воздержание братии. Сам он так и не дотронулся до винограда.
В честь святого был основан монастырь Анба Макар — на месте церкви, построенной самим подвижником (она сохранилась до сих пор). Сегодня в этом монастыре почивают его нетленные мощи.





Монастырь Анба Макар Автор: Nastya

Преподобный Макарий Великий известен нам также под именем Макария Египетского. А вот преподобная Мария Египетская, удивительная святая, прошедшая путь от бездн греха к высотам святости, хоть и была родом из египетского города Александрии, но подвиг свой совершала в пустыне Палестины.
Так благодаря преподобным Антонию Великому, Пахомию Великому, Макарию и их ученикам Египет стал рассадником иночества на всем Ближнем востоке. "Нигде, по словам историка Евсевия, слава евангельского учения ни над кем не явила столько своей силы, как в Египте." Видно недаром древний Египет глубоко задумывался над вопросами о бессмертии и вечности .
Молитва за мир теплилась в египетской пустыне даже в годы самых жестоких гонений. С середины XIX века в монастырях началось возрождение отеческих традиций. И хотя пустыня уже пронизана автомагистралями, а храмы IV века соседствуют с современными жилыми корпусами, дух монашества, дух любви ощутимо жив здесь и сегодня.
Святитель Василий Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся там с монашеской жизнью, распространил монашество в Каппадокии (в Малой Азии, ныне Турции) как мужское, так и женское. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по Востоку и стал всеобщим. В 5-ом веке уже весь Восток был усеян монастырями. Из подвижников 5-го века замечательны Исидор Полусиот, Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие.
В 6-ом веке жили замечательные подвижники: Симеон Юродивый, принявший на себя подвиг юродства Христа ради и достигший полного бесстрастия, и Иоанн Лествичник, много лет подвизавшийся на горе Синайской и написавший сочинение, известное под названием "Лествица," в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству; в 7-ом веке - Алипий Столпник, подвизавшийся на столпе более 50-ти лет. В конце 8-го и начале 9-го века представителем строгой монашеской жизни был известный защитник почитания икон - Феодор Студит. Из его монастыря, славившегося строгостью иноческой жизни, выходило много подвижников благочестия, например в 9-ом веке Николай, подвергавшийся истязаниям за почитание икон, Иоанникий, прославившийся даром прозрения, и другие

В монашеской среде возникла богатейшая духовная литература. Для большинства мирян она - "высшая математика." Духовные состояния, описанные в ней, недоступны людям, живущим светской жизнью. Тем не менее кое-что в этой подвижнической литературе доступно всем, ищущим Бога. Русские люди любили читать такие книги, как "Добротолюбие," в котором собраны (в 5-ти томах) наставления подвижников древности; "Лествицу" Иоанна, игумена Синайской горы; "Невидимую брань" преподобного Никодима Святогорца; "Душеполезные поучения" аввы Дорофея; наставления старцев Варсонофия и Иоанна.


с использованием материалов Екатерины Ткачевой с сайта http://otrok-ua.ru/ и фотографа Автор: Nastya с сайта http://holyland3-13november2008.blogspot.com/2008/11/blog-post_5050.html







 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Нападавший на кировский кинотеатр «Колизей» не является представителем старообрядческой церкви

Слобода будет местом для жизни, а не музеем

Расширяем культурные связи

Разрешат превысить нормативы для храма на Филейке

Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007