Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Старообрядческие общины Вятской земли

Великорецкий крестный ход

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

Соловки: в лабиринтах природы и истории





Основание Соловецкого монастыря.


В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке пришли на берег Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет "к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему". Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий, повстречав в Сороке едущего к больным игумена Нафанаила, причастился Святых Христовых Тайн, и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.
Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.
В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.
В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель. Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был "сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях". Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV - начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.


«Белое море на фоне серых туч действительно кажется белым», — такой отзыв — лишь одно из множества сильных впечатлений, какие может оставить Соловецкий архипелаг. Основанная здесь шесть веков назад обитель стала перекрестком судеб выдающихся деятелей и духовной родиной сонма святых: преподобных, святителей, мучеников, исповедников. Не случайно потоки богомольцев, ищущих очищения души, подобно морским волнам притекают к его святым берегам.

Анзерская Голгофа

Погода на пустынных Соловецких островах непредсказуема даже летом. С моря постоянно дуют сильные пронизывающие ветры. В ясный и солнечный день может неожиданно пойти дождь, и тогда сразу резко холодает. Особенно трудно в таких условиях попасть на Анзерский остров. Этот остроконечный холм высотой 64 метра — самая высокая точка Соловецкого архипелага. С него открывается потрясающая панорама: сам остров с лесами и озерами, вытянутый в длину на 17 километров, море до горизонта и весь архипелаг.

По символичному совпадению Анзер находится на том же меридиане, что и город Иерусалим с библейской Голгофой. Венчает остров Голгофо-Распятский скит, основанный в XVIII веке преподобным Иовом (в прошлом духовником Петра I) и известный чрезвычайно строгим монастырским уставом. По преданию, место для учреждения «второй Голгофы» указала сама Богородица.

Взойти на гору и прикоснуться к святая святых Соловков — мечта многих. «Мы прошли по острову около 12 километров пешком, — рассказывает руководитель паломнической группы Наталья Григорьева. — Путь непосредственно на Голгофу пролегает по лесной тропе, огибающей гору серпантином, к самой вершине, на которой стоит пятиглавый, с высокой колокольней каменный храм в честь Распятия Господня».

В 1920-е годы, когда Соловецкий монастырь превратили в лагерь особого назначения (СЛОН), остров Анзер разделил участь обители. В местном тифозном изоляторе заключенные умирали тысячами. В частности, здесь закончил жизнь и был похоронен священномученик Петр (Зверев), который недолгое время занимал нижегородскую кафедру.

«Вавилоны» Заяцкого острова

Катер выходит из гавани и, беря курс на юг, огибает вытянутую цепь небольших возвышенных островков. Путь лежит к Заяцкой пристани, прикрытой от моря валунами. Через полчаса сошедший на берег оказывается в царстве камней: в бессчетном количестве, всех форм и размеров, они разбросаны по острову от самого уреза воды. Лежат валуны на прибрежном песке, на моховой подстилке, среди кустарника, по склонам холмов…

«Это богатейший заповедник, на его территории находится одна из загадок археологии — древнейшие беломорские лабиринты, — сообщает Наталья. — Спирали, выложенные из небольших булыжников, совсем невысокие, до щиколотки. Диву даешься от красоты и возраста этого рукотворного произведения».

Большой Соловецкий

Самая высокая точка Большого Соловецкого острова — Секирная гора — в годы СЛОНа известна зверскими расправами. В 1928–1939 годах на Секирке, как ее именовали заключенные, располагался центральный штрафной изолятор. Сюда ведет узкая и крутая деревянная лестница.

«Во времена лагеря с нее сбрасывали узников. На горе мы увидели огороженную территорию, усеянную множеством крестов: на этом месте были обнаружены тысячи захоронений». По словам Натальи, в монастыре активно идет сбор материалов, выявляются имена новомучеников — пострадавших на островах священнослужителей и мирян.

От Свято-Вознесенского скита на вершине горы виден Савватиевский скит, с которого началось иноческое житие на Соловках.

Соловецкий архипелаг интересен филологам, историкам, археологам, биологам. Один из результатов обширных научных исследований — экспозиции Соловецкого музея-заповедника.

«В музее мы познакомились с Соловками первобытными, когда происходило освоение человеком этого неприветливого края, узнали о развитии архитектурного комплекса Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря, увидели ризницы Русского севера, окунулись в историю соловецких тюрем, Соловецкой школы юнг — каждый четвертый ее выпускник погиб во время Великой Отечественной войны».

«С какой бы стороны, с какой временной точки мы ни посмотрели на Соловки, они неизменно показывают силу человеческого духа, — заключает собеседница. — Чтобы проникнуться духом Соловков, надо посетить монастырские богослужения — неспешные, с протяжным северным распевом. И больше гулять по берегам моря и озер, созерцая величественную и строгую красоту Беломорья».

Марина Дружкова,
Ольга Схиртладзе
22 августа 2011 года 13:46
«Нижегородские епархиальные ведомости №14(203), 2011 г.
использован материал с сайта:http://www.nne.ru/pub.php?id=659
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

Возобновлены богослужения

Архиерейское богослужение в п. Кильмезь Кировской области

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007