Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

Александр Загородний. Мои впечатления от поездки в Иерусалим.

Александр Загородний.
Мои впечатления от поездки в Иерусалим.

Для верующего человека паломничество составляет важную веху в его духовном строительстве. Возникает большое усиление внимания и постоянная внутренняя работа, хочется запомнить и осознать виденное, соединить его с имеющимся духовным опытом. Сказывается слабое знание Священного Писания, особенно Ветхого завета. Поэтому тяжело сразу по прошествии события написать отзыв о нем. Когда читаешь старые и современные описания поездок в Святую Землю, напрашивается сравнение: с одной стороны - обстоятельные картины маслом на холсте, с другой- вихрь однообразных цифровых фотографий с фабулой « это я на фоне……».

Однако «старообрядческих» описаний Святой Земли немного, я читал только описание поездки старообрядческих архиереев, епископа Саратовского Мелетия и епископа Рязанского Александра, состоявшейся в 1914 году. Так получилось, что нам пришлось буквально повторить часть их маршрута, и даже поселиться в тех же помещениях Александровского Подворья в Иерусалиме, где они размещались, и убедиться в добротности и добросовестности описания этого путешествия С.И. Быстровым. Устных отзывов о поездках старообрядцев в Иерусалим или Святую Землю мне слышать не приходилось, из чего я лично для себя сделал вывод, что такие поездки вообще большая редкость.

Как известно, мы собирались в эту поездку начиная с сентября, но она все не складывалась, и постепенно приурочилась к такому событию, как установка лампады над Порогом Судных Врат. Зная о Соборном постановлении насчет лампады, представляя место и обстановку лишь по фотографиям с сайта ИППО, мы имели желание внести ясность, так как были определенные сомнения - не от недоверия к Собору, а оттого, что вживую никто места этого не видел. Основная же цель наша - увидеть Иерусалим и Святую Землю, о которой мы так много знали - и не знали одновременно.

Благодаря тому, что вылетели мы утром, а прилетели днем, свежими, новые впечатления не были отягчены физической усталостью. Интересно было смотреть из окна автобуса на суровые ландшафты, холмы, скалы, красно-коричневого цвета почву, скудную растительность и повсюду камень, камень и камень.

В центре Иерусалима, у Яффских ворот, мы высадились и пешком прошли в центр Старого города, по узким кривым улочкам, сплошь утыканным лавочками, ярко пестрящими разным восточным товаром, до Александровского подворья. Сразу надо понимать, что уровень сегодняшнего Иерусалима метра на 4 выше того, что был во времена Христа. После войн и разрушений поверхность выравнивалась и застраивалась заново, и так несколько раз.

Подворье напоминает ковчег, отплывший от причала России 19 века, и в таком виде пребывающий. Благородные пропорции здания, ничего лишнего изнутри, высокие потолки, четкость и определенность линий, царские портреты на стенах, чистота и порядок во всем создает разительный контраст с окружающей восточной теснотой, сутолокой и царящей повсюду меркантильностью. Я впоследствии заметил, что туристические группы, попав внутрь, сразу теряют свой развязный вид, стараются привести себя в порядок, женщины торопливо оборачиваются юбками, которые лежат при входе на тумбочке, разговаривать все начинают приглушенными голосами, ходить на цыпочках, в общем, и на них действует дух имперской России, который сохраняется в стенах подворья. Это, пожалуй, единственное место в городе, где нет никакого коммерческого подхода к паломникам. У нас сразу утвердилось ощущение, что находимся на своей, русской территории, и нас не касается внешнее поле напряженности: вечный, безмятежный Иерусалим, тысячелетние камни, бесконечно текущий поток гостей всех национальностей, совершенно, иногда полярно различных в своей внутренней жизни, суетливая уличная братия: торгаши, менялы, разносчики, шарлатаны, все, кому жизненно необходимо во что бы то ни стало сорвать с проходящего туриста хотя бы один доллар. Наверное, поэтому, после размещения в просторной палате с кроватями старого армейского образца и легкого обеда, нам захотелось не растворяться в потоке, а подняться на крышу, и с нее ознакомиться с городом, в чем нам замечательно поспособствовал о. Леонтий. Окружающая реальность оказалась оглушительной: в двух шагах мы увидели купола храма Воскресения Господня, вдали Елеонскую гору, над головой солнце, небо Иерусалима, вдохнули его воздуха, услышали щебетание птичек, от которого мы на Севере успели уже отвыкнуть. Лица стали серьезными, теперь каждый из нас понимал, что ежеминутно мы будем видеть и воспринимать новое, непривычное, великое, знакомое и незнакомое, и возможно, это будет первый и последний раз в жизни. Не теряя чувства общего христианского единения, каждый углубился в свои внутренние переживания. Это приятная, но нелегкая работа, такое обилие впечатлений и сознание их особой важности, ежедневно, в течение 7 дней. Усталость возникала, но не такая, которую привыкли испытывать дома. Очень важно, что все вместе мы были не экскурсантами, а церковью, могли делиться друг с другом и имели общее настроение, чувства, мысли, и - величайшее благо - молились. Само собой разумеется, что с нами мысленно присутствовали и все те, кто хотел, но не смог поехать.

Спустившись с крыши, мы пошли в храм Воскресения Господня, в котором находится множество святынь; удивило нас их близкое между собой расположение под одной кровлей: сама часовня Гроба всего метрах в двадцати от церкви Голгофы, и тут же неподалеку глубокий спуск в пещеру, заваленную в древности мусором, среди которого был обретен Животворящий Крест. Голгофа – место великое, и, хотя находится внутри храма, и сама уже архитектурно оформлена как храм (т.е. не представляет собой дикую скалу, как в древности) можно видеть участок скалы, место, где стоял Крест, глубокие трещины, возникшие во время землетрясения. Когда на это смотришь, ощущение такое, как будто тело слегка онемело. Прямо под Голгофой маленькая церковь, вырубленная в той же скале, и тоже трещины видны, а уходят они глубоко, никто не знает насколько. Вот как описал игумен Даниил пещеру Гроба Господня: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, куда можно человеку влезть на коленях, склонясь. Пещера квадратная, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Исуса Христа. Ныне эта лавка святая покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане». Хоть написано в 12 веке, но так все и есть.

Описывать подробно, может быть, и незачем, имея такие прекрасные старые описания, ведь в прошлом люди прикасались к святыням с большим благоговением и внутренним осознанием. Но то были паломники, они при входе в Гроб обувь снимали, а ныне - печальный вид! Преобладают туристы, которыми движет любопытство, они просто ставят галочку: я там был, и совершенно не воспринимают сути, потому что попросту не ощутили ее. Тут им техника пришла на помощь, и цифровой фотоаппарат, сквозь глазок которого они воспринимают окружающее, заменил им память. Но каким бы хорошим не было описание, самые сильные и глубокие впечатления остаются в душе, оттого, что нет слов в языке, чтобы их вразумительно выразить. Скажу только, что возникает удивительное чувство узнавания. Служба церковная очень точно передает дух этих событий и мест, где они происходили, поэтому кажется, что ты это уже где-то видел. Побывав на описанных в Евангелии и Ветхом завете местах, пощупав их руками, значительно лучше начинаешь понимать прочтенное. В первую очередь это касается ландшафтов, а что до конкретных мест, о большинстве из них принято говорить: по преданию, здесь происходило…., так как никто не может безошибочно доказать, что это именно здесь, в этой точке. Например, горницу, где происходила Тайная вечеря, можно увидеть дважды: на Сионе и в крипте Ассирийской церкви, но официально признанной считается Сионская.

Первый день пребывания в Иерусалиме закончился, на второй день с утра запланирован был молебен и возжигание лампады над Порогом Судных Врат. Во время ужина историю Подворья и других мест Русской Палестины рассказал нам председатель ИППО Николай Александрович Воронцов, слушали мы его с интересом, т.к. все, что он говорил, было ново для нас. Кроме того, вопрос - «чье» Общество, соответственно и Подворье, место, где будет располагаться старообрядческая лампада, волновал и нас, и тех, кто остался дома. Оказывается, Русское Правительство считало помощь русским православным паломникам делом государственной важности, и для того, чтобы облегчить их дорогу и пребывание на Святой Земле, было основано Императорское Православное Палестинское Общество (а до его основания эти функции выполнялись другими организациями). В Правовом Положении говорится, что это научная и гуманитарная организация, независимая ни от Русского Правительства, ни от Русской Православной церковной иерархии, управляемая Общими собраниями своих членов и своим Советом. Именно поэтому Советской власти не удалось ни национализировать имущества Общества в 1923 году, ни ликвидировать его, так как на него не распространялся Декрет от 23 января, имевший отношение только к религиозным обществам и обществам культа. Кстати, попытки прибрать к рукам аппетитный объект недвижимости площадью 1433 квадратных метра в центре Иерусалима не прекращаются до сих пор, и даже усиливаются, но успехом они не увенчались именно по указанной причине: Общество независимое, и законными путями его имущества не отобрать. (Правда, много было и беззаконных попыток, и они не прекращаются до сих пор.)

Так как большую часть своей деятельности Общество вело на территории Палестины, находившейся тогда под властью Турецкой Порты, руководству приходилось придумывать различные оригинальные дипломатические приемы, позволявшие добиваться поставленных целей и не нарушать турецких законов. Работало Общество весьма самоотверженно, оно приобретало недвижимость на Святой Земле, строило для русских паломников подворья, для местного православного населения школы, больницы, занималось издательской деятельностью, вело научную работу. Паломники для поездки в Святые Места получали от Общества дотации в размере 35% от стоимости проезда. Каждый год количество паломников составляло 12000 человек, а количество русских имуществ в Палестине увеличивалось. Прискорбный факт заключается в том, что уже почти в наше время, в 1964 году, Советское правительство (с юридическими нарушениями) продало Израилю с колоссальным трудом собранное предками неоценимое достояние, а именно 22 объекта общей площадью 167 000 кв. метров за смехотворную сумму в 4,5 млн. долларов, причем, наличными Израиль выплатил только 1, 5 миллиона, а остальное должен был возместить … апельсинами и ширпотребом. Так что, если кому приходилось кушать апельсины в 60-х годах, знайте, что это были самые дорогие апельсины в истории.

Само Подворье предназначено для приема и проживания русских паломников, так как, не имея своего, русского места, паломник (как правило, человек небогатый) попадает в когти хищников в образе торговцев, хозяев гостиниц, и любое простое дело - приготовить пищу, добыть воды, помыться и т.д. превращается в проблему. Коренное население понять тоже можно, ему выживать как- то надо, в стране нет никакой промышленности, природные ресурсы бедны, климат суровый, жарко, если что и растет, то только при обеспечении регулярного полива, поэтому главный доход - с туристов и паломников, благо, их поток нескончаем. Сейчас легче, а раньше люди брели пешком, терпели трудности, были случаи, заболевали, даже умирали в дороге.
Подворье располагается на части большой территории, некогда занятой базиликой царя Константина, разрушенной в 1009 г., представлявшей собой огромную величественную паперть храма Воскресения Господня. Св. царь Константин захотел, чтобы она вмещала частицы христианских святынь, собранных со всей Святой Земли. Во времена Христа Иерусалим имел две стены, и врата внутренней стены, ближайшие к Голгофе, носили название Судных. Возле этих врат осужденному зачитывали приговор суда в окончательной, не подлежащей обжалованию, редакции и вывешивали приговор рядом на столбе. Таким образом, Русскому Подворью выпала честь содержать в себе такую великую святыню, как Порог, которая на протяжении столетий была скрыта от людей и, по сути, просто забыта. Особенность этой святыни в том, что Порог сохранился с тех пор без изменений, в том виде, когда Спаситель переступил через него, и плиты мостовой, на которых Он стоял, слушая оглашаемый Ему приговор, те же самые. Вот про это место нельзя сказать с оговоркой, что «по преданию, где-то здесь……» Безоговорочно, именно тогда, именно через этот Порог переступил Христос, именно на этих потрескавшихся от времени плитах Он стоял! И то, что русские архитекторы не поддались общей тяге к новизне, и не облицевали место это полированными плитами, и не приложили бестактных усилий, чтобы «облагородить» его.

Порог находится ниже современного уровня мостовой приблизительно на 4 метра, и находится на уровне древней мостовой, лежащей на скальной основе, являющейся подножием Голгофы. Над ним - каменная арка, боковые стены которой подлинные, с характерной обтеской эпохи Ирода, причем в левой стене находится узкое отверстие, в которое, согнувшись, может пройти на полусогнутых ногах, внаклонку, один человек, не имеющий на себе ни поклажи, ни вооружения. Такие отверстия назывались «игольные уши», и служили для прохода мирных жителей, если ворота были заперты в ночное время или по военной тревоге. В случае опасности охранять такое «ушко» могли два воина, вооруженные копьями, даже если с обратной стороны выстроилась бы целая армия неприятеля. Помещение, где находится Порог, не связано с другими помещениями Подворья: ни со служебными, ни с домовой церковью во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, ни с часовней иконы Феодоровской Божией Матери, ни с какими другими. Это обособленное место на Подворье, да и как иначе? С чем его можно совместить, если оно само по себе так значимо!
За Порогом, в кованой ограде, установлено высокое распятие (вот оно, к величайшему сожалению, не в византийском стиле, а в стиле «религиозной живописи», в соответствии с настроениями умов 19 века). Большой камень, на котором оно установлено, является подлинным осколком с вершины Голгофы (был отколот землетрясением и выкуплен у греков за огромные деньги). Справа, на высокой стене, закреплены почетные памятные доски черного мрамора, на которых высечены имена членов ИППО, особенно жертвенно потрудившихся на благо общего дела. Особенно тяжело им пришлось в послереволюционные годы, когда им, людям без копейки денег, без Родины, на иноплеменной территории приходилось отбиваться от беспрестанных посягательств на имущество Общества. Для кого старались они?

На следующий день, с утра, мы собрались у Порога на молитву, было очень тихо, сумерки, по- особенному обостренно воспринималось богослужение, очень влияло сознание того, НА КАКОМ месте мы стоим. Впечатление от этого молебна у меня осталось такое сильное, что оно сопоставимо по весу со всем нашим путешествием, описать его не под силу. Порог- место Иерусалимское, далекое, восточное, сквозь стены приглушенно слышатся иноязычные голоса и звуки арабской музыки, крики муэдзинов, доносящиеся с минаретов, но невозможно выразить, как близка этому месту Русь! И глядя на огонек горящей над Порогом нашей лампады, как не вспомнить было записки игумена Даниила, 800 лет назад пришедшего сюда пешком и возжегшего лампаду здесь же, в Иерусалиме. Накануне праздника Пасхи Христовой, в Великую Пятницу, Даниил «пошел к князю Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовию и спросил: «Что хочешь, игумен русский»? Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным, и ничуть не гордился. Я же сказал ему: «Князь мой, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кандило (лампаду) на Святом Гробе от всей Русской земли...» Тогда он милостиво и любовно разрешил мне поставить кандило на Гробе Господнем, послал со мною человека, своего лучшего слугу к иконому церкви Воскресения и к тому служителю, который держит ключ грозный. Иконом и ключарь Святого Гроба разрешил и мне принести свое кандило с маслом. Я, поклонившись им, пошел с большою радостью, купил большое стеклянное кандило, налил в него масла честного, принес уже вечером ко Гробу Господню и упросил ключаря впустить внутрь Гроба Господня. Он открыл мне двери, велел снять калиги (обувь), босого ввел меня с кандилом и разрешил мне поставить кандило на Гробе Господнем ... . Я же тогда, поставив кандило, поклонившись честному Гробу и поцеловав с любовию и со слезами святое место, где лежало тело Христа, вышел из Гроба с великой радостью и пошел в свою келию».

Также и нам не менее радостно было осознавать, что есть теперь место на Св. Земле, отмеченное присутствием нашей Церкви. После молебна сфотографировались на память и пошли в трапезную, настроение царило праздничное, тихое, светлое, даже и есть не очень хотелось. После трапезы нам удалось заказать автобус и разыскать экскурсовода для поездки в Вифлеем. Светлана, как нам сказали, знает историю и передает ее в менее фантастическом ключе, в отличие от других экскурсоводов. Действительно, она, сколь могла, постаралась учесть специфику нашей группы и заставить себя рассказывать только с точки зрения истории. Вифлеем находится недалеко от Иерусалима, дорога живописная, по холмам и долам Иудейской пустыни. Дикий вид ее впечатляет даже в прохладную погоду, а если бы палило солнце, то ярче можно было бы представить, сколь трудно и скорбно пустынное житие. Базилику Рождества мы внимательно осмотрели, и отметили, что древнейшие иконы двуперстные. Под алтарем внизу, спустившись, увидели маленькую пещеру, где родился Господь. Она отделана камнем изнутри, и уже не имеет первозданного вида, но некоторые детали все же оставлены в древнем их виде. Владыка Корнилий прочел Евангелие. Справа поджимал конвейер туристов, они, восприняв нас, как некую экзотику, полыхали фотовспышками как электросваркой, спустился даже сверху полицейский, посмотреть, почему затор, но это был какой- то пустой, невещественный мир, а в душе же преобладало чувство страха. Поклонившись святому месту, мы поднялись наверх, перешли в соседний двор и там, тоже в крипте, в небольших пещерках, увидели большое количество останков, как нам сказали, вифлеемских младенцев и других мучеников. Неподалеку от церкви Рождества находится храм Святителя Николы, в крипте которого сохраняется тесная келья, вырубленная в скале. Святитель Никола так любил Христа, что пришел в Вифлеем и поселился в этой келье- пещерке без окон, с низеньким входом, обращенным как раз в сторону места, где Христос родился. По прямой там расстояние небольшое, с километр, и Святитель, молясь, всегда это место созерцал. В храме хранится частица его мощей. В наше время Вифлеем город бедный, арабский, безработица, жалко видеть здоровых мужчин, торгующих на перекрестке дешевыми никому не нужными побрякушками.

От всей души жаль наших русских людей, туристов и паломников из сборных групп, которых стремительно тащат экскурсоводы, на ходу нагружая их информацией, как нам иногда приходилось слышать из обрывков доносившихся речей, не всегда правдивой, а иногда и откровенно ложной! Грамотных гидов там немного, и понятно почему: засесть за книги, изучать Ветхий, Новый Завет, деяния апостолов, жития святых отец, иудейские древности, труды палестиноведов- кому желанен труд сей? Легкая окрошка из поверхностных знаний, приправленная небылицами и разными «чудесными случаями» и «удивительными совпадениями» приносит легкий доходец. Внимание слушателей аккуратно переводят с серьезного настроя в область пресловутых «чудес», и там уж навешивают им, не стесняясь в выражениях, как говорили раньше, «развесистую клюкву», далеко заходя за рамки разумного. Не забывают они по ходу дела загонять свою «паству» в сувенирные лавчонки к знакомым торговцам. Так что зачастую экскурсанты, приехавшие с открытым сердцем, возвращаются из поездки глубоко разочарованными. Поэтому, если кто соберется ехать, ни в коем случае не надейтесь на удачу, а подготовьтесь хорошенько сами.

В среду, 16 декабря, вечером назначен был вечер духовных песнопений, так что мы остались в городе и никуда не поехали, чтобы не пропустить время. Слушателей собралось не очень много, но, с другой стороны, и рекламы не было, кто хотел, тот пришел. Слушали с умилением, в конце просили еще что-нибудь спеть, потом еще. Ведь в таких местах не только поется по иному, но и слышится. Много раз задавался вопрос: где можно приобрести диски с записями старообрядческого пения?
В четверг, проводив владыку Корнилия, о. Леонтия, о. Геннадия, протодиакона Виктора, мы спланировали еще несколько экскурсий. По городу походить несложно, благо, мы размещались в самом его центре, а чтобы побывать на озере Генисаретском, на Иордане, в Назарете, Кане Галилейской, на горе Фавор, нужен был автобус и экскурсовод. 17 и 18 декабря изучали город, побывали в Армянском храме, где находятся мощи св. апостола Иакова, поклонились. И неподалеку, в Ассирийской церкви (описана в книге С.И.Быстрова), застали богослужение на арамейском языке. Там во время службы полагается сидеть, скамейки, как у католиков. Служили три человека, один в возрасте, с седой бородой, двое молодых, все трое- иноки. Служили ревностно, что- то вроде молебна. Язык древний, сейчас на нем говорят мало, но 2000 лет назад был общераспространенным, известно, что на нем говорил Христос. В этом храме находится икона Богородицы, про которую говорят, что она написана св. апостолом и евангелистом Лукой, вид у нее, конечно, старинный, и одна интересная особенность: младенец на ней имеет взрослое лицо. По преданию, когда спросили св. ап. Луку, почему он так изобразил, он ответил: я ведь не видел Христа во младенчестве, а только взрослым, поэтому так и написал (но на других иконах он изображал младенца, и ничего…). Сфотографировать нам не разрешили, зато всем подарили по маленькой фотографии с этой иконы, чуть меньше карманного календарика. На ней видно, что руки Богородицы покрыты на иконе золотыми накладками. На Востоке и в Греции есть такой обычай - делать золотые и серебряные ризы именно на руки Пресвятой Богородицы.

19 числа утром, помолившись молебен Святителю Николе, выехали в Галилею. Впечатлений было очень много и разных, ожидания наши оправдались - по пути видели мы возделанные земли, где росло множество овощей, фруктов, финиковых пальм, суровые древние горы, реку Иордан, даже посчастливилось в нее окунуться, несмотря на прохладу, покормить кукурузными палочками местных сомов (их там много развелось, так как иудеи сомов не едят, и сомы охотно знакомятся с паломниками, выпрашивая подачки).

Место крещения Господня находится несколькими километрами ниже по течению, и там много интереснейших мест, связанных с пребыванием в той местности св. пророка Илии, св. Иоанна Предотечи, но попасть туда со стороны Израиля можно лишь раз в году, на Богоявление, так как принадлежит оно Иордании. Поэтому израильтяне проявили коммерческую сметку, оборудовав свое место, чтобы дать паломникам возможность в любое время приехать на Иордан, окунуться и пройти через мышеловку с сувенирами. Вообще, раньше Иордан был гораздо многоводнее, но после того как часть его вод была отведена на орошение земель Южного Израиля, он заметно уменьшился.

Генисаретское озеро, его берега заслуживают пристального изучения, так как здесь Спаситель бывал многажды, и история этих мест очень богата. Здесь находился Капернаум, город великий и славный, которому Господом предсказано было великое запустение, теперь на его месте что- то вроде нашего райцентра. Мы же проехали вдоль берега до монастыря, где Господь исцелил Марию Магдалыню, подышали необыкновенно приятным воздухом этого райского уголка под высокими эвкалиптами и узнали, что, в общем- то, мало что изменилось, озеро живет своей жизнью, водится в нем рыба в приличном количестве, и рыбаки точно так же, как и 2000 лет назад, выходят на своих лодках на лов. Единственное, что удивляет - как же это они так себя сдерживают, чтобы не перегородить сетями все озеро, вычерпать зараз всю рыбу и продать ее (или сгноить), как полагается у нас? Говорят, что главная особенность этих мест в том, что здесь тогда жил народ особенно простой, бесхитростный и добрый, чтущий заветы старины, и Господь находил в этих людях живой душевный отклик и горячее желание к познанию Истины. В местечке Табха мы посетили монастырь католиков, построенный на месте древнего православного храма там, где Господь накормил народ пятью хлебами и двумя рыбами, мозаика сохранилась древняя возле престола, и рядом еще одна: аист клюет змею. Змея как бы пытается уползти, но сразу ясно, что не уползет. Удивительно, как изящны древние изображения, какие они живые, как много в них смысла, и в то же время простоты!

Гора Фавор - великая гора, высокая, и на ее вершине почивает прохладное облако, вид с нее открывается великолепный, когда небо ясное. На вершине стоит маленький греческий монастырь, скромного вида, росписи стен, хоть не древние, но по настоящему красивые, причем преобладают изображения св. воинов- Георгия, Ф. Стратилата, Ф.Тирона, мч. Прокла и др. Тишина замечательная! Такое чувство, что место это уже не земля, но еще не небо, и жизнь там особенная. Покой и уединенность нарушается довольно часто подъезжающими паломниками. Монахини пригласили нас в придельную комнатку, в которой размещена лавочка, и угостили кофе из маленьких стаканчиков, с маленькими карамельками, предложили на память приобрести лимонов, тут же сорванных с дерева. Вроде бы лимоны как лимоны, но мне до сих пор жаль, что не купил.
Спустившись вниз, мы двинулись в направлении Назарета, это близко, всего несколько километров, по живописной ныне и безжизненной в старые времена долине, наблюдая через окна яркую и сочную радугу в синих небесах. Назарет город небольшой, в центре находится католический монастырь, в нем, внизу, показывают пещерку, где жило Святое Семейство, и, чуть дальше, через двор в ста метрах, пещерку, где у Праведного Иосифа была мастерская. Католики аккуратно содержат эти святыни, но их искусство, архитектура, живопись производят угнетающее впечатление, иногда вообще похожи на откровенное кощунство, видно, что всюду затрачены большие деньжищи, огромные труды, а религиозного чувства не возникает, даже наоборот. Какое- то все мертвенное, и мы поторопились как можно скорее покинуть этот гибрид вокзала и бомбоубежища.
Пройдя пешком по уютным кривеньким гористым улочкам, минут за 15 добрались мы до греческого храма, в котором находится источник, единственный тогда существовавший в Назарете, из которого Пресвятая Богородица набирала воду. Учитывая потребность в воде в жарком климате, небольшую емкость кувшина, думается, что не единожды в день Ей приходилось приходить сюда. На современных иконах, теперь уже не только католических, все такое приторно-сладкое, все такие кудрявенькие, ненастоящие, с розовыми щечками, пухлыми пальчиками, а походи- ка за водицей в 50- градусную жару с глиняным водоносом на плече, километр туда и километр обратно, поймешь, что тут не до мечтаний. Вода в источнике холодная и чистая, мы с удовольствием выпили по кружке и набрали с собой, у кого была бутылка. К чести греков можно сказать, что здесь их всегдашнее чутье к наживе не сработало, и они не догадались устроить тут же, в храме, продажу пустых бутылок за бессовестные деньги. К большому сожалению, не удалось толком рассмотреть икон в иконостасе, так как они ввиду ремонта были завешены. Но некоторые иконы, которые мы там увидели, были очень хороши. Фотографировать нам их не разрешили. В русских церквах (особенно новообрядческих) непросто увидеть икону даже 16 века, в Святой же Земле таких икон много, есть и намного старше, то есть там порог старины отличается от нашего.
Последним пунктом была Кана; Светлана показала нам греческий магазин, там мы купили сувениров (все цены по понятным причинам ниже иерусалимских), оливкового масла и две бутылочки вина- на пробу; нужен был еще хлеб, спросили у хозяина- грека, где булочная, он хотел сперва нарисовать на бумажке, потом махнул рукой, сбегал в подсобку и принес штук 15 небольших булок - подарок от всей души. Спаси Христос! Каждому досталось понемногу, вино очень хорошее, возвеселило сердце, и всю дорогу до Иерусалима мы пели духовные стихи. Гостеприимное Подворье ждало нас, и мы, с огромным багажом впечатлений, фотографий, камешков, памятных предметов, вернулись, как в родной дом. Поскольку день праздничный, собрались за ужин, поздравили Николая Александровича Воронцова и нашего Николу из Орехово- Зуева с днем Ангела, попели стихов, преподнесли подарки, поговорили о пережитом за этот длинный день. Как это хорошо, что мы каждый день имели возможность собраться как одна семья, поделиться впечатлениями! Разве размещение в гостинице дало бы нам такую возможность? Там каждый стремится обособиться, уползти в свой номер, погрызть свой сухарик и затихнуть до следующего дня.

Так прошла неделя нашей жизни, настал понедельник, 21 декабря, рассчитав время по минутам, с утра пораньше мы искупались в Силоаме, встретили восход солнца, помолились, как всегда, у Порога, побывали напоследок в храме Воскресения Господня, распрощались с нашими гостеприимными хозяевами и отбыли в аэропорт. Честно говоря, не очень хотелось улетать. Наконец, все формальности закончены, наш самолет, прочертив изящную дугу в синем палестинском небе, полетел навстречу метелям, бушевавшим в нашем северном краю. А позади остался Иерусалим - свидетель последних дней земной жизни Христа, город, на котором запечатлелся его Крестный путь, где прозвучали его последние в земной жизни слова и где воссиял для нас вечный свет Воскресения.

материал с сайта:http://rpsc-spb.ru
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007