Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Старообрядческие общины Вятской земли

Великорецкий крестный ход

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

Остров Валаам-жемчужина Ладоги




Вид со спутника на остров Валаам в Ладожском озере



Карта острова Валаам



Валаамский архипелаг расположен в Карелии, в северной части Ладожского озера в 22 км от материка. Площадь архипелага, состоящего более чем из 50 островов, составляет 36 км2. На крупнейший остров Валаам приходится 2/3 площади — 27,8 км2. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.

Есть на земле места, словно особо предназначенные для прославления величия Творца, напоминающие о первозданной гармонии бытия. Довольно часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам - архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.
Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, "не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид". Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света".




Пещера - место подвигов Преподобного Александра (см. карту)

Суровые, почти отвесные скалистые берега острова Святой поднимаются на 30-метровую высоту примерно в километре от северо восточной оконечности острова Валаам. В конце ХVIII века его именовали "Старым Валаамом".
см. Путешествие по святым местам. Старый Валаам. Шмелев И.С.
По преданию, здесь в пещере подвизались Преподобные основатели обители, и находился первоначальный Свято-Троицкий монастырь.
Валаамская традиция считает Святой остров местом подвигов Преп. Александра Свирского (1448-1533), основателя знаменитой обители "Во имя Пресв. Троицы". В свое время Преп. Александр переселился на Святой остров в пещеру, а затем удалился к реке Свирь. Близ пещеры в 1777 г. путешественник Я. Я. Мордвинов видел деревянную часовню и крест. Крест с вырезанной на ней датой "1759 г." уцелел и является древнейшим памятником Валаама.


Древняя история монастыря

Традиции монашества Египта и Византии были восприняты на Руси вместе с Крещением в Хв. Согласно монастырскому преданию, к этому времени относится и житие Преподобных (то есть достигших святости в иночестве) Сергия и Германа - основателей Валаамского монастыря. Они пришли на дикий скалистый остров "от восточных стран" (предполагается, что из Греции), пребывая вначале в Киеве, откуда удалились, спасаясь от гонения на христианскую общину. По другим источникам, Преп. Герман был местным жителем, карелом. После смерти Преп. Сергия он возглавил иноческую общину. Житие Преподобного Авраамия, просветителя Ростова Великого, принявшего постриг на Валааме, сообщает, что после Крещения Руси на Валааме уже существовал общежительный монастырь с игуменским управлением. Житие Преподобных Сергия и Германа не дошло до нас. Попытки последующих валаамских настоятелей с помощью известных историков разыскать Житие оказались безуспешными. Причины тому - глубокая древность основания обители и его трудная судьба. Расположенный на границе владений Новгорода Великого со Швецией монастырь неоднократно разорялся шведами. В 1163 г при угрозе нашествия валаамские иноки открыли захоронение Преподобных и перенесли их святые мощи в Новгород. По некоторым данным, это было уже четвертое перенесение мощей, что свидетельствует о древности истории монастыря.
В 1180 г, когда опасность миновала (с тех пор этот день празднуется наряду с 28 июня старого стиля как день памяти Преподобных), иноки перенесли святые останки на Валаам. Монахи иссекли в скале глубокую могилу и в ней скрыли Св. мощи, где и пребывают они до сих пор "под спудом". Многочисленные чудеса от мощей вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители. По молитвенному обращению к ним угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляя от душевных, нервных, инфекционных, глазных болезней и пьянства. С 1819 г. началось общероссийское почитание Преподобных Сергия и Германа, была составлена служба, писались иконы и посвящались храмы.

На рубеже XV-XVI в.в. монастырь именовался "великою Лаврою", изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья. Однако, по воле Божией, вновь настало время бедствий. 20 февраля 1578 г шведы напали на обитель и убили 18 старцев и 16 послушников. Через три года 84 человека унес мор. Вскоре при очередном разорении монастырь сгорел. Заботами царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго. В 1611 г шведы, разрушив Корелу (Кексгольм, ныне г. Приозерск), высадились на Валаам и все предали огню и мечу. Остров опустел, и по Столбовскому миру 1617 г. вместе с иными землями отошел к Швеции. К началу Северной войны России со Швецией на Валааме было 4 крестьянских двора и некоторое подобие часовни над Св. Мощами, сооруженное вразумленными шведами.

Обитель прославилась многими подвижниками, духовными преемниками Преподобных Сергия и Германа, достойными называться Собором Валаамских Святых: Преп. Авраамий, инок Геннадий, один из основателей монастыря на р. Шексне, Преп. Корнилий Палеостровский, устроивший обитель на Онежском озере. Сказание о новгородском Преподобном Ефреме, основателе Перекомского монастыря, именует его сподвижником Преп. Сергия Валаамского. Примерно в 1393 г на Валаам со Св. горы Афон прибыл новгородский уроженец Преп. Арсений Коневский, удалившийся затем от многолюдного братства на о. Коневец на Ладоге. Преподобный Савватий в 1429 г. отошел с Валаама на Соловецкий остров в Белом море. Там он положил начало монашеской жизни вместе с Преподобным Германом Соловецким. В одно время с Преподобным Савватием пребывали на Валааме его ученик и инок Геннадий, впоследствии Святой архиепископ Новгородский, знаменитый борец с ересью, составитель первого полного свода Священного Писания на славянском языке (1499 г.), Пасхалии на 1000 лет и Преп. Евфросин из рода князей Тепринских. В 1474 п пришел на Валаам Преп. Александр Свирский. На Валааме еще в 1930-е годы почиталась могила схимника Григория. Предание отождествляло его со шведским королем Магнусом II Смеком. В 1371 п король вел войну с русскими. Поднялась на Ладоге страшная буря, разметала все корабли. Спасся только сам король. На доске его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к Православной Церкви, принял схиму (великий постриг) и через три дня скончался, оставив своим соплеменникам завет не воевать с Русью.

Валаамский монастырь в XVIII - начале XIX вв. Старчество

По Ништадскому мирному договору 1721 г. Западная Карелия была возвращена России. В 1715 г. Император Петр I приказал восстановить Валаамский монастырь. В 1719 г. был освящен деревянный Преображенский храм над мощами Преподобных. При иеромонахе Иосифе (Шаров, 1724-1750 гг.) монастырю были возвращены владения на архипелаге. Пожары в 1748, 1750, 1754 г.г. уничтожили деревянные здания дотла. Императрица Елизавета Петровна вносила значительные вклады на восстановительные работы. В 1764 г. по распоряжению Екатерины II российские монастыри были лишены своих владений. Имения и земли, обычно пожертвованные на поминовение души, были изъяты. Церковь, лишенная при Петре 1 Патриарха и включенная в государственную систему, в значительной степени утратила свою самостоятельность и могущество. Упал уровень духовной жизни, множество монастырей пришло в запустение.

Несмотря на то, что русскому иночеству был нанесен тяжелый удар, в конце XVIII в. происходит возрождение монастырей, в первую очередь, духовное. Это стало возможным благодаря усилиям последователей и учеников Преподобного Паисия (Величковский), восстановившего древнюю аскетическую практику старчества и внутреннего "делания" - совершенствования. Старцы принимали душу и волю учеников "в свою душу и свою волю" (Ф. М. Достоевский), ученики же постоянно и откровенно исповедовали все свои поступки и душевные движения, преодолевая своеволие и гордость. Это движение было поддержано рядом видных иерархов русской церкви.

Усердием одного из таких иерархов - Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита Гавриила (Петров) строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий (Кондратьев, 1735-1809 гг.), старец - подвижник из Саровской пустыни, известной благоустроенностью монашеского общежития. Он вводит на Валаам Саровский устав, по которому заново строит всю жизнь обители.

Устав регламентирует все стороны жизни монахов и правила совершения богослужения. Хранить душевное и телесное безмолвие, "о себе рассуждать и себя осуждать", - так учил о. Назарий своих духовных чад. Запрещалось оставлять у себя пожертвования, брать монастырское, употреблять спиртное, покидать обитель, принимать у себя мирских или переписываться с ними без благословения настоятеля. Длительные службы начинались в 4 пополудни, затем в полночь всенощную служили всю ночь по древнему обычаю. Устав в скитах был более строгим. Жизнь нынешних валаамских иноков, порядок богослужения также в основных чертах соответствует Саровскому - Валаамскому Уставу.

Важнейшим делом игумена Назария в 1785-1801 гг. было строительство каменного пятиглавого собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785 г) и Никольской (1793 г.) церквями по собственному плану. По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей.

По благословению игумена Назария в 1794 г. шесть валаамских и два коневских инока во главе с архимандритом Иоасафом (Болотов) отправились на далекую Аляску, где образовали Православную миссию. В их числе был и валаамский монах Преп. Герман. Преп. Герман до своей кончины в 1837 г. оставался заступником и просветителем алеутов, которые уже при жизни почитали его как Святого. С его кончиной завершилась Валаамская миссия, а Православие на Аляске и Алеутских островах начало самостоятельную жизнь. К 200-летию миссии на Валааме на Германовском поле, где стояла когда-то уединенная келья Преп. Германа, при участии общества "Русская Америка" был установлен простой деревянный крест с памятной надписью, чем была продолжена старая валаамская традиция воздвижения крестов в разных частях острова.

Устроив Валаамскую обитель, старец Назарий ушел на покой и жил в своей келии недалеко от будущего Игуменского кладбища (келья не сохранилась), а затем вернулся в Саровскую пустынь. Преемник о. Назария - игумен Иннокентий (Моруев), олонецкий уроженец, поступил в обитель в 1765 г. Последние годы жизни посвятил восстановлению Ондрусовского и Сяндемского монастырей на восточном побережье Ладоги. При нем и его преемнике игумене Ионафане было построено Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805 г) и больничной во имя Божией Матери "Живописный Источник" (1814 г.). Над последней в 1835-1837 гг. надстроили Свято-Троицкую церковь. В войну 1939-1940гг. ее верхняя часть была разрушена бомбардировкой. При игумене Иннокентии в 1819 г. монастырь неожиданно посетил "как простой паломник" Император Александр I. Он приплыл на небольшом суденышке почти без свиты из Сердоболя (г. Сортавала). Войдя в собор, царь приложился к иконам, взял благословение у всех иеромонахов и, узнав порядок службы, явился раньше всех к утрене - в 2 часа ночи. По высочайшей воле монастырь был утвержден в 1 классе, а игуменам пожалован бриллиантовый наперсный крест. Следующее высочайшее посещение Валаама произошло в 1858 г. Императором Александром II с членами семьи. В память об этом, возможно по проекту А. М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани 62-ступенную лестницу была построена "Царская" часовня во имя иконы Божией Матери "Знамение" (1865 г.).

Расцвет обители при игумене Дамаскине

В период управления игуменом Дамаскиным (Кононов, 1794-1881гг.) Валаам достиг высочайшего процветания. Отец Дамаскин, сын тверского крестьянина, с 20 лет странствовал по обителям Киева и северного края. В 1819г он попадает на Валаам, и прозорливый старец Евфимий, ученик старцев Федора и Леонида, предвидя будущее юноши, встречает его земным поклоном. "Желаю спастись, научите!" - только и мог сказать будущий игумен. Он трудился в конюшне, хлебной, швейне и каждый день приходил к старцу для открытия своей совести. После пострига в 1825 г. по воле настоятеля он пребывает в скиту Всех Святых, а затем поселяется в пустыне. Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся аскет и духовный писатель, покровитель Валаама, когда встал вопрос о новом игумене, указал Императору Николаю 1 на о. Дамаскина. В декабре 1838 г. его посвятили в священный сан и в игумена в Санкт- Петербурге. Отец Дамаскин обладал даром не только мудрого духовного наставника, но и талантами строителя, архитектора и агронома, метеоролога и ботаника (Дамаскин первый начал изучать климат и природу Валаама), писателя и библиографа, историка и экономиста (пустая до него монастырская казна за 5 лет пополнилась на 77000 рублей преимущественно за счет пожертвований). Он основал Никольский, Святоостровский, Предтеченский, Ильинский, Коневский, Авраамиевский скиты, приобрел в 1866 г в вечную собственность монастыря ряд отдаленных островов, на которых возникли Тихвинский, Сергиевский, Германовский скиты. Было налажено регулярное пароходное сообщение со столицей, благодаря чему Валаам стал доступен тысячам паломников. Валаамский монастырь, преобразившийся при игумене Дамаскине, посещали известные люди России: художники Ф. А. Васильев, И. И.Шишкин (до сих пор жива "шишкинская" сосна), А И. Куинджи, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, М. К. Клодт, поэты и писатели Ф. И. Тютчев, А. Н. Муравьев, А. Н. Апухтин, Н. С. Лесков, К К Случевский, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, геологи А. А. Иностранцев и М. Н. Миклухо-Маклай, философ В. С. Соловьев, химик Д. И. Менделеев, фольклорист Э. Ленрот. Отец Дамаскин состоял в переписке с академиками зооботаником Железновым, архитектором Горностаевым, филологом Востоковым, гидрографом Андреевым, историком Соловьевым, благотворительницей графиней Ламберт. Президент Академии Художеств Ф. Иордан под влиянием бесед с настоятелем решает незадолго до смерти принять Православие.

Обитель в конце XIX - начале XX вв. Новый собор

Ученик о. Дамаскина и многолетний наместник обители, игумен Ионафан (Дмитриев) осуществил задуманное о. Дамаскиным дело - строительство нового собора. Проект составили епархиальный архитектор Г И. Карпов и А. Н. Силин, заканчивал отделку молодой архитектор Синода академик Н. Д. Прокофьев. Закладка состоялась 30 июня 1887 г. При строительстве использовался как старый кирпич из разобранного прежнего собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах. Золоченые резные иконостасы, вызолоченные медные кресты и подсвечники, а также большинство из 13 колоколов (кроме 1000-пудового Андреевского из Санкт-Петербурга) были изготовлены силами валаамской братии. Высококачественный гранит добывался на островах Преп. Сергия (Пуутсари - серый) и Преп. Германа (Сюскасальми - красный и черный). Двухэтажный собор высотой 43 м. с 72-метровой колокольней с западной стороны несет черты как византийского, так и русского стиля. Традиционное пятиглавие, шлемовидные купола, шатровое завершение колокольни, кирпичное "узорочье" на стенах, напоминающее народную вышивку и сочетающееся с деталями белого цвета, свидетельствуют о влиянии зодчества Древней Руси. Роспись стен была осуществлена о. Лукой (Богданов), руководившим монастырской школой рисунка и живописи, вместе с монахами и послушниками. Писанием икон руководил о. Алипий (Константинов), по благословению игумена учившийся в Санкт-Петербургской Академии Художеств. Сейчас, когда сохранились лишь две иконы в иконостасе, трудно представить, каким благолепием отличался собор.

Игумен Гавриил (Гаврилов, 1848-1910 гг.) завершил отделку собора, причем собственноручно написал образы херувимов. Как в закладке собора, так и в освящении нижней, во имя Преподобных Сергия и Германа (1892 г.) и верхней, во имя Преображения Господня (1896 г.) церквей участвовал Великий Князь Владимир Александрович. В память о его посещениях Валаама у пристани была построена часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости". Здание из валаамского кирпича, на сером гранитном цоколе (1896 г.) сохранилось доныне.

О. Гавриил особое внимание уделял монастырскому хозяйству, начал строительство дока для ремонта ладожских судов. При нем и его преемниках, игуменах Виталии (Батраков), 1903-1905 гг., Пафнутии (Андреев), 1905-1907 гг. и Маврикии (Баранов), 1907-1918 гг., валаамская обитель стала крупнейшим в России мужским монастырем. Число братии достигало 1200 человек, число паломников в праздники - 4000. Валаам стал одним из важнейших духовных центров России, этот "Северный Афон" являлся примером для других обителей.

Монастырь - светильник православия в Финляндии
После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. 1918 год был одним из самых трудных для монастыря: голод, конфискация финскими войсками монастырского имущества. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть "русской", Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами. В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию. Наместник о. Иосиф, духовник о. Михаил, казначей о. Иероним и другие были лишены должностей и высланы в отдаленные скиты. На службу монахи-старостильники стали собираться в гончарной мастерской, которая стала их Церковью. Печальное разделение братии сохранялось до 1946 г когда монастырь перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь. Через 10 лет, после восстановления в полном объеме евхаристического и канонического общения между Русской и Финляндской православными церквами, обитель на Новом Валааме снова оказалась в составе Финляндской Церкви. Несколько наиболее ревностных и почитаемых старцев вернулись в Россию, чтобы окончить свои дни в Псково- Печерском монастыре.

К 1925 г. в обители осталось приблизительно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали лес (раньше у православных карел был обычай перед женитьбой помолиться на Валааме и потрудиться в пользу обители). Прачечной и огородами занимались 25 богомолок, оставшихся на острове и образовавших свою "монашескую общину".

В лютеранской Финляндии Валаам в эти годы продолжал быть светильником Православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал "Утренняя заря", книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-"киновия" для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых. В 1920-1930-е гг. на Валааме побывали писатели Б. К. Зайцев, М. А Янсон, А В. Амфитеатров, Е. Н. Чириков, А. Н. Толстой. Здесь принял постриг и впоследствии был похоронен на Старом Братском кладбище князь Алексей Мещерский. Средоточием духовной жизни Русского Зарубежья монастырь был вплоть до войны с Финляндией (Зимней войны) 1939-40 гг.

Монастырь в годы Советско-Финской войны. Эвакуация
С началом военных действий обитель не раз подвергалась бомбардировкам. Наибольшему разрушению монастырь подвергся в результате бомбардировок 2 и 4 февраля, когда Валаам бомбили более 70 самолетов. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, но разрушения не были столь значительными. Об этом с удивлением говорили и финские военные, предполагая, что-либо летчики пожалели уничтожить такую красоту, либо Сергий и Герман защитили свою обитель. Сгорело северное крыло каре, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29000 томов.

Во время спешной эвакуации финские военные вывозили оружие и продовольствие, утварь. 18 марта 1940 г. опустевший Валаам был передан советскому командованию. Большой колокол отбил последние 12 ударов погребального звона по великой обители.

В ноябре 1941 г. на вновь занятый остров великой обители игумен Харитон (Дунаев) направил пять иноков во главе с иеромонахом Филагрием для осмотра и приведения в порядок монастырского хозяйства. Многие иконы были сожжены, в нижней церкви, лишенной иконостаса, выкрашенной красной краской был устроен солдатский клуб, осквернена Пещера Гроба Господня в Воскресенском скиту, разбит взрывами Андреевский колокол, разрушено здание штаба - бывшего странноприимного дома (архитектор А. М. Горностаев), монастырские заводы и мастерские.

20 июня 1944 г. последние иноки вынуждены были вновь, на этот раз навсегда, покинуть родную обитель. В бывшей усадьбе Папинниеми в Восточной Финляндии, приобретенной братией в июне 1940 г., началась жизнь Ново-Валаамского монастыря.

Забвение и разорение обители

Валаам долгие годы был обречен на забвение. С 1940 г здесь находилась школа юнг, с 1949 г. - совхоз, с 1952 до 1984 г.- дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. За несколько десятилетий было разрушено то, что было создано веками. Монастырские здания даже формально не состояли под государственной охраной. "На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо", - пишет современный автор. Погибли Коневский, Ильинский, Тихвинский скиты, Назариевская пустынь, около 20 деревянных часовен на островах. Покровская часовня сгорела в июле 1982 г., но потом, как и Владимирская, была отстроена заново. Поругание святыни разрушало души поселившихся здесь с 1949 г. людей. По замечанию бывшего наместника монастыря с июля 1990 г. игумена Андроника (Трубачев) впервые источником разрушения обители стали "не войны противоборствующих держав, а разорение собственного гнезда, самоопустошение и самоистребление".

Не могла дать новую жизнь Валааму и постепенная музеефикация - устройство в 1965 г. природного заказника, в 1979 г. преобразованного в историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Планировалось устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, строительство нового поселка на 1000 жителей, что окончательно уничтожило бы Валаам. К счастью, этим планам не суждено было сбыться.
использован материал сайта http://www.valaam.ru

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.

Подъезжаете к острову - вас встречает совершенно новая природа: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостью своею, из которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты. Вы видите отвесные, высокие, нагие скалы, гордо выходящие из бездны: они стоят, как исполины, на передовой страже. Вы видите крутизны, покрытые лесом, дружелюбно склоняющиеся к озеру. Тут какой-нибудь пустынник вышел с водоносом в руке почерпнуть воды, и, поставив на землю водонос, загляделся на обширное озеро, прислушивается к говору волн, питает душу духовным созерцанием. Вы видите огражденные отовсюду гранитными, самородными стенами заливы, в которых спокойно дремлют чистые, как зеркало, воды, в то время как в озере бушует страшная буря, здесь спрятался галиот или сойма от крушения, ждет в затишья и попутного ветра, а хозяин судна уже с равнодушным любопытством смотрит на яростные, ревущие волны озера, недавно хотевшие разрушить его судно, в которое он вложил все достояние, всю судьбу свою и своего семейства.

 (699x548, 145Kb)

Вы плывете по излучистым проливам, где часто две противоположные стены сходятся так близко, что оставляют лишь тесный проход для одного галиота. Вы опускаете лот, измеряете глубину в этой узине: глубина тут - многие сажени. Вы входите с северной стороны в губу, далеко вдавшуюся во внутренность острова; плывете по этой губе: с правой стороны - дремучий лес на каменных, громадных уступах, выходящих отвесно и навесно из темных вод. Этот лес и эти камни отражаются густою тенью в водах губы, отчего тут воды особенно мрачны и ландшафт принимает самый грозный вид. Губа постепенно расширяется и наконец образует овал значительного размера. Вы отторгаете взоры от этой картины необыкновенной, наводящей на душу невольный ужас, но ужас приятный, с которым не хочется расстаться; обращаетесь к противоположной стороне: пред вами - обширный монастырь на высокой, длинной, гранитной скале, как легкое бремя на плечах гиганта. Скала прежде покрывалась беловатым мхом. Монахи очистили мох; теперь гранит свободен от седин, висевших на смуглом челе его; он величествен и грозен в обновленной юности и наготе своей. Из трещин скалы выросли липы, клены, вязы; по скале вьется плющ, а под скалой разведен фруктовый сад, над которым колеблются и шумят зеленеющие вершины деревьев, как бы готовых низринуться на сад, но удерживаемых далеко ушедшими в скалу корнями. Разительная, великолепная картина!

 (700x512, 46Kb)

Как приятно видеть селение человека, его руку, клочок земли, политый его потом, украшенный его трудами, среди огромных масс дикой, могучей природы! Пристаете к гавани, выходите на берег: по крутому скату горы устроена гранитная лестница; по ней поднимаетесь к монастырю, стоящему на вершине горы на обширной площади. На эту площадь с южной стороны ведет крутая отлогость; к западу, к губе, площадь образовывается отвесною скалою.

 (699x501, 62Kb)

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей - все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

 (580x433, 248Kb)




 (640x476, 97Kb)

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. В 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Усилия не пропадали даром и в 1974 году освящён храм Преображения господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. Над островом теперь возвышается монастырская колокольня 38-метровой высоты. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

 (640x461, 75Kb)

 (527x520, 281Kb)

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. Революция 1917 года привела к тому, что острова вошли в состав вновь образованной Финляндии и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство. Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении.

 (640x475, 90Kb)

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё ценное (включая колокола). Они осели в местечке Хайновеси в Финляндии, в усадьбе Папиниеми. Там возник монастырь, получивший название «Новый Валаам». По окончании Великой Отечественной войны данный монастырь был присоединён к Московской епархии, но экономически остался в подчинении финской православной церкви. В 1977 там прекратились службы на русском языке, в 1981 умер последний русский монах. Монастырь продолжает действовать как финский православный монастырь и принимает в год более 100 тысяч посетителей – как паломников, так и туристов.

13 декабря 1989, в день памяти Андрея Первозванного, на остров вступили шесть монахов и началась новая история Валаамской обители.

13 декабря 2005 впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамка программы восстановления старинной звонницы.

 (640x480, 63Kb)

Сейчас монастырь, включая подворья, насчитывает уже более ста насельников. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом Игумен. Обитель, как и в прежние времена, живет по одному из самых строгих монастырских уставов. Прежде чем дать монашеские обеты, ищущий иноческого жития должен пройти несколько этапов послушания. Помимо общежительной восстанавливается на Валааме и скитская жизнь.


 (700x525, 163Kb)

 (500x50, 3Kb)

использован материал сайта http://www.liveinternet.ru
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

Возобновлены богослужения

Архиерейское богослужение в п. Кильмезь Кировской области

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007