Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Святые места

Деревянная сказка Урала





Деревянное зодчество - уходящая в прошлое культура строительства жилища. Наверняка каждый с детства помнит картинки в книге сказок с удивительными теремами, помнит, как сильно он мечтал оказаться на месте сказочных героев и хоть денек пожить в необыкновенном деревянном дворце. Сегодня что-то похожее можно увидеть разве что в далеких деревнях, жители которых с бережностью хранят кусочки старины. Не случайно Гоголь писал, что «архитектура -та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания».

Страна зодчих.


Сейчас предпринимаются активные попытки восстановления деревянных построек. Ведь воссоздать их - значит возродить картину жизни наших предков, сохранить огромную и ценную часть русской культуры.
«Деревянная» культура очень разнообразна, для каждой части России присущ свой стиль, тип построек. И деревянные дома Урала отличаются от построек, скажем, в центральной части России. Развитие художественной культуры и прежде всего народного зодчества края тесно связано с развитием культуры древнего Новгорода и, позже, с культурой северных губерний Московского государства. В период исторического освоения Урала переселенцы привнесли свои традиции в строительное искусство. На новом месте они первоначально строили привычные для себя дома и по-своему застраивали усадьбы, но эти жилища недолго оставались таковыми. Сложное историческое развитие края, разнообразие социально-экономических и природно-климатических условий - таковы основные факторы, под воздействием которых формировалось народное жилище Урала. В результате к XX столетию на территории нашего региона образовалось большое разнообразие типов поселений, форм декора усадеб и жилых построек.
До настоящих дней изучено немного памятников русского зодчества Западной Сибири. Строительные традиции были полностью принесены в эти края русскими переселенцами из северо-западных территорий страны, выходцами с Вятки, Камы, Поволжья, русского Севера. Особенно ценились в Уральском регионе плотники северного Прикамья, строительные приемы которых имеют много общего с традициями русского Севера. Хранителями лучших навыков деревянного зодчества оказались плотники-старообрядцы. После никонианской реформы 1653 г. многочисленные секты раскольников расселялись по глухим местам, сооружали скиты и молельни. Именно поэтому до последнего времени в Уральском и Западно-Сибирском регионах можно было встретить наиболее старые, апеллирующие к древним, утраченным типам, интересные с исторической точки зрения избы. У староверческого населения преобладали северно-русские традиции возведения срубных построек. До появления русских в Сибири строительство почти не велось, т. к. местные жители вели полукочевой образ жизни, что не способствовало крупному строительству.
Примитивные жилища коренных народов строились до середины XIX в., а в более северных областях Западной Сибири существуют до сих пор. Поэтому региональные особенности возведения деревянных построек выработались русскими в течение времени.
На рубеже XVIII - XIX веков произошел массовый перевод и «прибор крестьян и служилых людей» в Сибирь и на Урал. Селения быстро крупнели, в них появлялись мельницы, почты вдоль трактов. Классовое расслоение крестьянства привело к появлению крупных богатых дворов, и селения стали отличаться неоднородностью застройки. Вокруг богатых домов образовывались деревенские общественные центры, остановочные пункты вдоль трактов.

Русская печь – всему голова.


Теперь обратимся к внутреннему убранству крестьянского жилища на Урале. Наиболее полное представление об интерьере XVIII века дают замечания исследователей хозяйственной деятельности Пермской губернии X. Мозеля, Н. С. Попова и членов Уральского общества любителей естествознания. «В избе пространство от порога почти до самой середины занимает русская печь; над дверями, около печи, устраиваются полати, под печью голбец, а подле печи шкапчик для посуды. От шкапчика до окошек делается длинная полка, на которую ставят посуду и другие вещи, а кругом избы, около стен, устраиваются лавки. Печи в избах делаются преимущественно битые из глины, прилаживая к ним чугунный шесток и железный дымоволок, а с потолка и на крышу выводят кирпичную трубу. Окна как в избах, так и в горницах делаются стеклянные, створчатые и большей частью с форточками».
Зимой, чтобы избежать сырости, стеклянные рамы вынимались, а на их место устанавливали высушенную брюшину. Так как через нее ничего не было видно, в ней проделывались небольшие дырочки, через которые просачивался свет. На полатях, где зимой тепло, женщины занимались рукоделием: пряли, шили. Залавок, который делался около одной из стен с печью, нужен был для хранения в нем разной мелкой деревянной посуды.
В едином внутреннем объеме избы огромная по размерам русская печь образовывала функциональные жилые зоны, разделяя пространство на «углы»: «подпорожье» - место у дверей под полатями, настланными между печью и продольной стеной избы; «кутный угол», или «середа», -для стряпни, куда выходит устье печи, обращенное к одному переднему окну, и возле печи «залавок» - шкафчик для посуды; «красный угол», в котором стоит стол и висит божница. «Красный угол» отделяется от «середы» занавеской или дощатой «заборкой». Вдоль стен врублены сплошные лавки - «мужская», «бабья», «красная» с полками над ними. Если к этому добавить дверь с широкими досками, стенку голбца с дверкой в подполье, небольшие окна и фактуру стен, то получится большое количество элементов, от которых зависел интерьер избы. К жилой части непосредственно относили и сени. По рассказам старожилов, в просторных сенях проводили много времени. Сени делали большие, они имели обычно одно окно, были жилым и рабочим помещением. У окна стоял стол с самоваром. Здесь было прохладно и светло. Летом - это место для отдыха взрослых и игр детей. Зимой сени использовались для хозяйственных нужд. Особого внимания в интерьере уральской крестьянской избы заслуживают росписи. Роспись была широко распространена в Северном Прикамье и на Среднем Урале во второй половине XIX - начале XX века. Так, в Тюменском уезде в 1865 году были зафиксированы расписные дома, которые снаружи и внутри были окрашены голубой и белой краской. В 1866 году в Кирчинской слободе роспись встречалась во многих домах зажиточных крестьян. На стенах изображали лошадей, петухов, зверей, птиц. Малярный промысел уже тогда был массовым. Маляры работали в Ирбитском, Шадринском, Тюменском, Камышловском и других уездах. В простенках изображались вазоны с кустами - «сады» с белыми птицами, похожими на гусей, синими и коричневыми петушками. На потолках рисовались цветы. Особенно старательно украшали печь, ее деревянные части. Несмотря на упадок этого вида декора к середине XX века, любовь к росписи как к украшению интерьера и наружного вида дома сохранилась в некоторых деревнях на Урале и сейчас. В селениях Алапаевского района, расположенных по рекам Реж, Нейва, Тагил, обнаружено много домов с полностью или частично сохранившейся росписью. Таким в общих чертах можно представить внутреннее убранство крестьянского дома. Как видим, здесь нет ничего лишнего, все детали предназначены для жизни, вместе с тем нельзя отказать крестьянскому дому в уюте и тепле.

Вторая жизнь старины.


Далеко не все старинные постройки, выполненные из дерева, можно отнести к памятникам деревянного зодчества. Дерево - это всего лишь материал. Материал искусства. А старинное искусство в данном случае - это народное зодчество, а не все деревянные здания. Поэтому вдвойне ценны находки архитекторов, которые представляют собой настоящие шедевры зодчества. Благодаря научной экспедиции 1986 года «Каменный пояс» по выявлению памятников архитектуры Урала в деревне Лучинкино Тугулымского района Свердловской области был найден двухэтажный крестовый шестистенный дом - выдающийся образец деревянной архитектуры. Как выяснилось, дом был построен в 1802 году. Тогда деревня Лучинкино была крупным транзитным пунктом на оживленном пути в Сибирь. В ней на протяжении XIX века находились частные здания, возможно, выполнявшие общественные функции, существовал двухэтажный постоялый двор. Населяли деревню старообрядцы, пустившие свои корни на Урале с XVIII в. Найденная постройка принадлежала богатой крестьянской старообрядческой семье с глубокими северно-русскими корнями. Жители дома содержали постоялый двор, который мог выполнять также и некоторые другие функции: служить местом отдыха ямщиков, вести таможенное дело, быть временным пунктом для приема военнослужащих и арестантов, молитвенным домом единоверцев. Так как постройка по тем временам очень дорогая (возможно, сооруженная «всем миром») и качество строительства было выполнено на очень высоком и передовом уровне, то общественная нагрузка проживавших в нем людей более чем реальна. Не исключено, что один из стоявших в деревне двухэтажных домов выполнял таможенные функции или служил обменным пунктом для прибывающих речным транспортом по реке Пышме, как первое поселение на тракте, встреченное по дороге из селения Гавань. По мере изменения статуса деревни снижалось и общественное значение дома, пока в конце XIX в. он не был перестроен и не приобрел исключительно жилые функции.
Архитекторы-реставраторы по аналогичным постройкам восстановили внутреннюю планировку дома в деревне Лучинкино. Замкнутый двор-каре, замощенный деревянными плахами, был разделен на две функциональные половины: чистый двор (с западной стороны) и пригон (с восточной стороны). В чистый двор вели высокие арочные ворота для проезда гужевого транспорта и арочная калитка. В пригон вели «черные», хозяйственные ворота, также арочные, для выгона скотины на дорогу. Напротив хозяйственных ворот в глубине двора - выход для спуска к реке. Двор по периметру окружали: двухэтажный хлебный амбар с кладовыми, двухъярусный сенник с открытым нижним ярусом для складирования хозяйственного инвентаря и хранения повозок, конюшни, птичники, омшаники, коровник. Коровник мог быть двухъярусным с летним спальным помещением, служившим также мужской мастерской. «Черная» баня, в противопожарных целях, располагалась в низине у реки.
Парадное крыльцо, ведущее в дом, располагалось на западном фасаде. На второй этаж попадали через открытое крыльцо под скатной крышей с рундуком, ведущее в сенки (прируб), рубленные «в лапу». На первом этаже прируб был поделен на две части. В сени первого этажа попадали сразу из сенок прируба. Вторая часть использовалась как погреб-ледник, туда вела маленькая дверь.
С северного фасада существовало автономное, устроенное на столбах, хозяйственное крыльцо с лестницей в пригон, с крытой площадкой и переходом на второй ярус сенника. Возможно, с него же попадали на гульбище второго этажа, необходимое для закрывания ставен.
Из теплых сеней первого этажа можно было попасть в избу - основное жилое помещение дома - и во двор, к скотине, с северной стороны. Сени служили дополнительным жилым помещением. Внутренней лестницы на второй этаж из сеней не было. Смежная с избой комната служила молельней и чуланом для хранения ценных вещей и одежды. Из сеней также можно было попасть в стряпчую, где происходила основная готовка пойла для многочисленной скотины, там же находился овощной погреб-голбец. Хлебная печь была в избе. В стряпчей зимой на полатях могли спать дети и старики, так как это было самое теплое помещение в доме. Сени второго этажа, жилые, соединяли большую чистую горницу, служившую парадным помещением в отсутствие богатых постояльцев, а также горницу-светлицу, предназначенную для женской работы на кроснах. Смежная с ней чистая горница с божницей предназначалась для приема постояльцев. Поветь использовалась как летнее жилое помещение и кладовая.
В вечернее время дом освещался лучинами, вставляемыми в кованые светцы, или жировыми тусклыми лампами в деревянных плошках. В доме до разрушения сохранялась встроенная мебель - лавки, посудные шкафчики, божницы, полати, воронцы, которые незримой стеной делили помещение на мужскую и женскую половину.
Сейчас уникальная находка из деревни Лучинкино находится на реставрации. Однако восстановление деревянного дома - процесс длительный и дорогостоящий, поэтому работы продлятся еще несколько лет. Но уже сегодня можно сказать, что этот памятник искусства займет достойное место среди сохранившихся шедевров деревянного зодчества.





















Юлия Красницкая
Фото Николай Боченин
Статья опубликована в журнале Новый Град №4, 2003.

http://www.1723.ru/read/dai-obl/d-obl-6.htm
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007