Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
История старообрядчества

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) в XIX веке и начале XX века

см. НАЧАЛО: Становление Русской Православной старообрядческой Церкви. Митрополит Амвросий.

НИКОЛАЕВСКАЯ эпоха борьбы с древлеправославием началась с правительственного постановления 1826 года. Согласно этому постановлению со всех староверческих молитвенных зданий были сняты кресты, а также были запрещены строительство новых и ремонт старых зданий. 10 мая 1827 года последовало новое распоряжение: решительно воспретить переезд старообрядческих священников из одного уезда в другой. Тех же, кто не подчинялся этому распоряжению, местным властям предписывалось ловить и «поступать с ними как с бродягами». Было также воспрещено принимать новых священников на Рогожское кладбище. В том же году переход в старообрядчество стал рассматриваться как тяжкое уголовное преступление. А в 1832 году начались полицейские «зачистки» духовных центров староверия и массовые аресты священнослужителей, перешедших из новообрядчества. В 1836 году по просьбе Синода для поимки старообрядческих священнослужителей стали применяться вооруженные силы. Воинские команды окружали деревни и небольшие города, на всех въездах и выездах выставлялся караул, а карательные группы проводили обыск зданий, где могли скрываться священники, храниться богослужебные книги и церковная утварь. Все заставы, почтовые станции, порты и речные переправы были наводнены агентами полиции. В их задачу входило тщательное слежение за перемещением пассажиров, обнаружение и арест всех «подозрительных» лиц.
Соглядатаи были направлены в старообрядческие храмы и моленные. Они следили за тем, чтобы в церквах не появлялись духовные лица. Всем процессом руководили специальные секретные «противораскольничьи комитеты», созданные в каждой губернии и состоявшие из представителей синодального духовенства, губернских чиновников и полицейских. Руководили этими чрезвычайными органами губернаторы и епархиальные архиереи.
В конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. несколько старообрядческих архиереев стали узниками монастырской тюрьмы в Суздале, где один из них, епископ Тульчинский Алимпий, почил, так и не увидев свободы, а остальные провели без суда в заточении до четверти века. В частности, епископ Новозыбковский Конон провел в заточении 23 года и после освобождения не мог самостоятельно передвигаться.
Страшный удар по старообрядческому иночеству был нанесен в 1837 году. В январе этого года правительство постановило закрыть все староверческие монастыри, расположенные в окрестностях реки Иргиз. Войсками были полностью опустошены Средне-Никольский, Верхне-Спасопреображенский, Средне-Успенский, Покровский монастыри и близлежащие скиты. Еще раньше был насильственно обращен в единоверие Нижне-Воскресенский монастырь. Из святых обителей было изгнано более 3000 иноков и инокинь. Многие из них были приговорены к каторжным работам и ссылке.
Всё принадлежащее монастырям имущество было передано в собственность господствующей церкви.
Однако, несмотря на широкомасштабные репрессии, количество древлеправославных христиан не уменьшалось. «Нельзя пройти молчанием того, что с 1827 года раскол не только не ослабел, но значительно усилился, и число раскольников чрезвычайно умножилось», - сокрушался по этому поводу чиновник министерства внутренних дел по делам раскола П. И. Мельников {псевд. Андрей Печерский).
Еще до своей ссылки в Цилли митрополит Амвросий совершил несколько архиерейских хиротоний. Он поставил себе преемников: митрополита Кирила и других епископов в Австрии. После этого встал вопрос о российских епархиях. В 1853 году была основана Владимирская архиепископия; через десять лет (в 1863 году) она была преобразована в Московскую и всея Руси.
Ее первым предстоятелем стал архиепископ Антоний (Шутов).

Архиепископ Антоний (Шутов).



Архиепископ Антоний был замечательный архипастырь по своей неустанной деятельности, уму, начитанности, располагающему характеру. Почти 29 лет он занимал Московский святительский престол.
Первые десятилетия существования Архиепископии в России были чрезвычайно тяжелыми. Правительство Николая I поставило перед собой задачу уничтожить Белокриницкую иерархию. Значительная заслуга в укреплении древлеправославной Церкви в это время принадлежит святителю Антонию. 3 февраля 1853 года в Белокриницком монастыре он был рукоположен в архиепископа Владимирского и всея Руси. Сразу после этого святитель прибыл в Россию и приступил к активному устроению церковных дел. Только в течение первых двух лет владыка рукоположил 54 священника. Впоследствии святитель совершал хиротонии каждую неделю. В России к концу его жизни было образовано 12 епархий, каждая из которых управлялась собственным епископом. Кроме того, архиепископ Антоний усердно трудился, побуждая христиан к созиданию храмов и молитвенных домов. Где из-за преследований нельзя было поставить церковь или часовню, владыка благословлял создание тайных моленных. Для таковых мест он освятил несколько сотен антимисов. Власти прилагали значительные усилия, чтобы арестовать святителя. Только в Московской губернии на его поимку было брошено около 900 сыщиков и осведомителей. Несколько раз преследователи врывались в дома и храмы, где находился Архиепископ.
В 1882 году архиепископ Антоний отошел к вечной жизни, и 10 октября на архиепископский престол был возведен епископ Саватий (Лёвшин), который был московским архиепископом почти 16 лет.
Епископ Тобольский Савватий (Левшин). Умер 8 сентября 1898 г.



Старообрядцы Белокриницкого согласия серьезно укрепили свои позиции в России.

В конце XIX века развитие церковной жизни старообрядчества связано с подвижнической деятельностью еще одного святителя - епископа Арсения Уральского (Швецова).
В старообрядческой церкви наиболее выдающимся епископом был Арсений (Швецов) Уральский и Оренбургский



Швецов Анисим Васильевич; 1840, дер. Ильина Гора Вязниковского у. Владимирской губ.- 10. 09.1908, Уральск.
В 1865 г. переехал в Москву, поступил секретарем к архиепископу Антонию. К 1908 г. благодаря епископу Арсению превратившаяся в одно из крупнейших предприятий по производству книг для старообрядцев. В обществе открыто заговорили о правах старообрядцев как кореных русских граждан. Его перу принадлежат несколько фундаментальных богословских трудов преимущественно апологетического содержания.
Сочинения.: Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого Архиепископа Московского и Владимирского. 1882 год (Москва, 2003) Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений. Мануиловка, 1885. М., 1996п; Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени. [Безводное], 1887. М., 1999п [с доп. писем А.]; Показание всеобдержности двуперстного сложения в древней православной Церкви и погрешностей противу святого Евангелия в новообрядствующей Греко-Российской Церкви. [Безводное], 1888; Книга об антихристе и о прочих действиях, иже при нем быти хотящих. [Безводное], 1888. Уральск, 19102; История о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви. Уральск, 1910. .
Еще в 1880-е годы, задолго до объявления свободы вероисповедания, он выступал с лекциями о старообрядчестве. В 1890 году им была организована подпольная гектографическая типография. Несмотря на преследования и аресты, он активно занимался издательской и просветительской деятельностью. 21 октября 1897 года он был рукоположен во епископа Уральско-Оренбургской епархии, а в 1898 году избран местоблюстителем Московского Архиепископа. Святитель Арсений прилагал значительные усилия к укреплению соборных начал в древлеправославной Церкви. По его благословению стали созываться всероссийские съезды старообрядцев, а Освященные Соборы Церкви, согласно 37-му апостольскому правилу, стали ежегодными. При его активном содействии за границей печатались старообрядческие издания, а с 1905 года в Уральске начала действовать первая в России легальная старообрядческая типография А. В. Симакова. В жизни древлеправославной Церкви большое значение имела деятельность мирян. Как на Рогожском соборе 1832 года именно миряне настояли на восстановлении трехчинной иерархии и организации архиерейской кафедры, так и на рубеже веков они стали готовить ходатайства о даровании старообрядчеству свободы вероисповедания. Во главе движения выступили известные своей активной церковной позицией Д. В. Сироткин и М. И. Бриллиантов.
Дмитрий Васильевич Сироткин был крупным нижегородским предпринимателем, известным благотворителем и меценатом, но особенно стал известен благодаря своей церковной деятельности. В 1900 году, когда правительство постановило требовать от старообрядческих епископов подписку впредь не именоваться духовными лицами, Сироткину удалось исходатайствовать у императора отмену этого постановления. Уже после 1905 года Сироткин на свои средства построил несколько храмов, принимал участие в финансировании журнала «Церковь». Михаил Иванович Бриллиантов был также предпринимателем, но большую часть своего времени он отдавал церковным вопросам. Известный знаток церковной истории и канонического права, он был одним из основателей Союза старообрядческих начетчиков.
По благословению епископа Арсения Уральского 14 сентября 1900 года Д. В. Сироткин и М. И. Бриллиантов созвали в Нижнем Новгороде первый Всероссийский съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. На нем обсуждались вопросы: как пробить стену лжи и клеветы, созданную вокруг старообрядчества, и как без искажений информировать государственные власти о нуждах Церкви? Решено было подготовить прошение на имя Государя и собрать под ним подписи. Надо отметить, что в те годы это дело было довольно опасным, так как подготовка коллективных просьб была под запретом. Суровая кара могла постигнуть лиц, собиравших подписи, да еще «в пользу раскола»! Тем не менее Сироткин и Бриллиантов решили пожертвовать своим благополучием ради святой Церкви. В самое короткое время было собрано около 50 тысяч подписей. В декабре того же года это прошение было вручено великому князю Михаилу Александровичу, родному брату царя.
Каждый год в Нижнем Новгороде стали созываться старообрядческие съезды. Уполномоченные от съездов готовили дополнительные ходатайства, прошения, письма. В печати стали появляться правдивые материалы о
жизни древлеправославной Церкви. В обществе наконец открыто заговорили о правах старообрядцев как коренных русских граждан, созидателей нашей страны, самого крепкого, здорового и законопослушного населения России.

Итогом этих процессов стало рассмотрение старообрядческого вопроса в правительстве и последующее за ним дарование свободы вероисповедания, выраженное именным указом Николая II от 17 апреля 1905 года. Были наконец распечатаны алтари Рогожских храмов, стоявшие запечатанными без малого 50 лет.
см.разделИстория старообрядчества.Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их.

В этот период продолжали действовать объединения старообрядческих начетчиков - христиан, поставивших своей целью защиту Старой Веры. Самым крупным из них было Братство Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Особой известностью пользовались начетчики Ф. Е. Мельников, И. Г. Усов (впоследствии епископ Иннокентий Нижегородский), М. И. Бриллиантов, Н. Д. Зенин, Д. С. Варакин и другие.
Умер епископ Арсений Уральский 10 сентября 1908 г.
Известным начетчиком был и Иустин Авксентьевич Картушин, впоследствии архиепископ Московский и всея России Иоанн. Он происходил из казаков станицы Островской, области Войска донского. В 1898 году он был возведен в сан архиепископа, а в 1901 году правительство выслало его под гласный надзор полиции в Тулу за дать подписку не именовать себя архиепископом. Лишь 22 октября 1905 года ему было разрешено архиерейское служение в московском Покровском соборном храме. Освященный Собор, состоявшийся в апреле 1906 года, принял решение об учреждении в Москве старообрядческой Митрополии, а на сентябрьском Освященном Соборе того же года было постановлено «возвести господина Иоанна, московского архиепископа, в сан митрополита Российской старообрядческой области». Но решение это не удалось осуществить из-за противодействия правительства.
Владыка Иоанн освятил более 100 новых храмов, рукоположил 15 епископов, 92 священника и 8 диаконов. При нем были учреждены Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Рязанская и Иркутская епархии.
Объявление свободы вероисповедания стало началом короткого, но очень яркого периода в истории Церкви, часто называемого золотым веком старообрядчества. В эти годы было построено около 1000 храмов. На Рогожском кладбище был воздвигнут храм-колокольня во имя Воскресения Христова, поражающий своим величием и красотой. Это сооружение стало памятником установления свободы вероисповедания в России. Открывались монастыри, приюты, больницы. Начался расцвет издательской и просветительской деятельности. Стали выходить десятки старообрядческих журналов и газет. Несколько типографий выпускали богослужебную литературу.
На этот период приходится деятельность Д.П. Рябушинского– представителя старообрядческой фамилии промышленников и предпринимателей Рябушинских. Дмитрий Павлович посвятил свою жизнь научной деятельности. В России он известен как исследователь в области гидроаэродинамики, основатель Аэродинамического института В Кучино на свои средства он основал большую лабораторию, чтобы создавать новую авиационную науку. Результаты изучения аэродинамического сопротивления, практические аспекты аэродинамики вертолетов и аэропланов, а также наблюдение различных слоев атмосферы на многие десятилетия вперед определили вектор развития авиационной техники в мире. Однако и это не стало потолком для талантливого ученого. Он писал: «Задача аэродинамического полета разрешена, но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема, - проблема перелета на другую планету». Ученый занялся ракетодинамикой, а также сконструировал портативную безоткатную пушку-миномет, успешные испытания которой проходили в Петрограде осенью 1916. Но Первая мировая война помешала осуществлению планов ученого.
После Революции 1917 года вынужден был эмигрировать в Европу, где возглавил Русское философское общество и Ассоциацию по сохранению русских культурных ценностей за рубежом.


В эти же годы на Рогожском кладбище в Москве уже в 1906 году была открыта четырехклассная школа, затем стали открываться старообрядческие школы по всей стране. Первые учительские курсы были открыты нижегородским епископом Иннокентием. Затем последовало открытие педагогических курсов в Москве на Рогожском кладбище, а также в других городах.
На Десятом всероссийском съезде старообрядцев было решено открыть богословско-учительский институт, который готовил бы законоучителей, священнослужителей и церковно-общественных деятелей. Первые четыре класса соответствовали программе казенных учительских институтов. В них было добавлено преподавание истории старообрядчества и Закона Божия по старообрядческим учебникам. Два последних класса были исключительно богословско-философско-педагогическими. За организацию института взялся Совет общины Рогожского кладбища.
В 1915 году архиепископ Иоанн скончался, и 30 августа того же года на первосвятительский престол взошел архиепископ Мелетий (Картушин), двоюродный брат архиепископа Иоанна. Его предстоятельство пришлось на трагические годы революции и гражданской войны.
ФЕВРАЛЬСКАЯ революция стала значимым событием в жизни старообрядчества. Древлеправославные христиане восприняли ее с надеждой на то, что времена насилия над совестью и верой уйдут в прошлое. Только что созданное Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности древлеправославной Церкви.
В апреле 1917 года состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось о необходимости установления принципиально новых отношений Церкви и государства: «Церковь не может быть в услужении у государственной власти, Церковь должна отказаться от всяких поползновений к господству, должна отказаться от денежной поддержки государства... Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужит только к благу, величию и процветанию свободной России».
Летом 1917 года религиозная ситуация осложнилась. Вопреки первоначальным заявлениям, Временное правительство вновь взяло курс на поддержку господствующего исповедания. Было образовано министерство исповеданий, в котором пост министра и обоих его заместителей были заняты членами синодальной церкви.
Правительство издало постановление, которым были подтверждены «прежние правящие установления русской церкви, к учреждению коих государственная власть приложила печать своей санкции». Тем самым сохранялся, хотя и временно, дореволюционный порядок религиозного устройства.
На запросы старообрядцев о причинах отказа от принципа равноудаленности конфессий от власти министр по делам исповеданий А. В. Карташев ответил, что, будучи русским, национальным, правительство должно относиться к синодальной церкви как «к исторически-первенствующей среди других исповеданий в русском государстве».
Осенью 1917 года в стране разразился глубокий правительственный кризис. Под напором леворадикальных сил Временное правительство пало, и к власти пришли большевики.
В ноябре 1917 года епископ Александр (Богатенков) писал епископу Филарету Казанско-Вятскому (Паршикову): «Да, "большевики" столько бед творят, что великая Россия становится бедной "рассеей", от «рассеяния народов», ее составлявших: отделяются Финляндия, Латвия, Украина. Кавказ, Крым, Дон, Сибирь, а может быть, Волга и проч., и проч.»
Сразу после октябрьских событий начались закрытия древлеправославных храмов, монастырей и учебных заведений. Гражданская война на несколько лет отрезала Московскую архиепископию от многих епархий России. Архиепископ Мелетий был вынужден уехать на Дон, где ему пришлось скрываться в течение нескольких лет. Тотальный контроль, установленный большевиками в период «красного террора», вынудил предстоятеля Церкви прекратить переписку с Архиепископией.
Обязанности архиепископа в этот период исполнял епископ Александр (Богатенков). Одновременно он вынужденно замещал несколько епископских кафедр. Единственным его помощником стал владыка Геронтий (Лакомкин), епископ Санкт-Петербургский и Тверской.
В годы гражданской войны в Сибири отошли в вечную жизнь епископ-апологет Антоний Пермско-Тобольский (Паромов) и Иоасаф Томско-Алтайский (Журавлев).
Значительное число древлеправославных христиан, особенно проживавшие на окраинах России крестьяне и казаки, выступили против большевистской диктатуры и активно участвовали в Белом движении. В казачьих частях А. И. Деникина действовали старообрядческие полковые священники. В армии А. В. Колчака существовали состоявшие из старообрядцев «добровольческие крестоносные дружины», был создан и институт военных священников Белокриницкой иерархии. Епископ Иннокентий (Усов) в конце 1918 года составил молитву об избавлении России от власти безбожников. Староверы участвовали в самом крупном крестьянском восстании тех лет, получившем в советской историографии название антоновского мятежа.
В связи с такой ситуацией Высший революционный совет РСФСР принял 12 декабря 1918 года «Инструкцию», в которой говорилось, что «подлежат обязательному истреблению все генералы; помещики;
штабе- и oбepофицеры; окружные, станичные и хуторские атаманы; ВСЕ контрреволюционеры и - все казачество». Таким образом в годь гражданской войны одна из опор древлеправославной Церкви - казачество - была подвергнута геноциду.
В годы гражданской войны всеми сибирскими и дальневосточными приходами управлял священномученник епископ Амфилохий (Журавлев). Он сумел восстановить контакт с Архиепископией только в 1920 году. Некоторые епископы были вынужден эмигрировать (епископ Иннокентий Нижегородский и Костромской - Молдавию, епископ Иосиф Иркутско Амурский - в Китай). В последующие годы благодаря усилиям владыки Амфилохия на Сибирь и Дальний Восток были поставлены новые епископы (среди них - священно мученики Тихон Томско-Алтайский и Афанасий Иркутско-Амурский).
После окончания граждански войны духовная жизнь Церкви стала постепенно налаживаться. В отличии от новообрядческой церкви, у древлеправославных христиан в этот период не было каких бы то ни 6ыло расколов, автокефалий, обновленчества и т. п. Церковь сохраняла целостность и единство благодаря древнем духу соборности.
После октябрьской революции церковный собор удалось созвать только в мае 1922 года. На нем среди прочего было принято решение возведении епископа Александра митрополиты в случае, если отсутствующий архиепископ Мелетий не сможет явиться в Москву. Однако том же 1922 году владыка Мелети прибыл в столицу и принял управление Церковью; таким образом учреждение Митрополии было снова отложено.
Впоследствии этот вопрос неоднократно поднимался на соборах, каждый раз в силу объективных причин его не удавалось решить положительно.
В 1920-е годы состоялось еще несколько Освященных соборов. Были хиротонисаны новые епископы, большинство из которых приняли впоследствии венцы мучеников и исповедников. Обсуждались вопросы о противодействии атеизму, о старообрядческом церковном образовании, о пастырских курсах, о создании старообрядческих братств, об участии мирян в жизни Церкви.
Старообрядческие начетчики вступили в открытое противостояние с апологетами безбожия. Именно в этот период состоялись знаменитые диспуты Ф. Е. Мельникова с Бухариным, Луначарским и другими апологетами атеизма. Итогом этих дискуссий стала серия книг, опровергающих безбожие. Большинство этих сочинений ныне опубликовано в старообрядческом издательстве «Лествица»(Барнаул).
Последний Освященный собор состоялся в 1927 году. В это время в древлеправославной Церкви Христовой служили 27 епископов. В 1928 году состоялся последний съезд старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. 2 января 1928 года скончался епископ Александр.
В 1920-х годах ряд архиереев и некоторые приходы новообрядческой церкви из-за обновленческого раскола и Сергианской смуты стали тяготеть к старообрядчеству. В 1929 году перед угрозой очередного раскола синод новообрядческой Церкви, руководимый митрополитом Сергием (Страгородским), принял постановление об отмене клятв соборов 1656 и 1666-1667 годов на старые обряды. В «Деянии» синода говорилось: «Признаём: а) богослужебные книги, напечатанные при первых пяти русских патриархах, православными... Клятвенные определения собора 1666-1667 годов.. разрушаем и уничтожаем яко не бывшие».
В 1930 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации». Новая политика советского правительства в первую очередь ударила по старообрядчеству - ядру зажиточного крестьянства. Постановление предполагало заключение «кулаков» в концентрационные лагеря либо высылку в отдаленные местности СССР. В течение года практически все передовые и богатые крестьянские хозяйства были уничтожены. Наиболее активные и состоятельные крестьяне были либо репрессированы, либо вынуждены покинуть родные края. Таким образом, крепкое крестьянство, значительную часть которого составляли старообрядцы, было уничтожено.
Одновременно с борьбой против «кулаков» власти начали широкомасштабное закрытие старообрядческих храмов и монастырей. Последние преследовались не только как религиозные центры, но и как высокоэффективные хозяйства, «конкурирующие» с создаваемыми колхозами.
4 июня 1934 года отошел ко Господу архиепископ Мелетий. Многие епископы к этому времени находились в ссылке или под арестом, некоторые умерли, некоторые оказались в эмиграции. Оставшиеся на свободе епископы не могли собраться вместе и избрать нового предстоятеля Церкви.
После длительной переписки местоблюстителем архиепископского престола избрали епископа Викентия Кавказского (Никитина). Протоиерей Василий Никитин принял иноческий постриг в 1928 году. В апреле 1932 года подвергся аресту, пробыл в заключении полтора года. «Условия жизни ему достались тяжелейшие, негде было и главу приклонить, - писала в своих воспоминаниях секретарь Архиепископии Галина Мариничева. - Тем не менее он принимал участие в богослужениях в уцелевших московских храмах на Рогожском кладбище, на Тверской, на Апухтинке и в самый острый период антирелигиозных гонений находил мужество после богослужений говорить проповеди, которые были струей свежего воздуха в удушающей атмосфере распространявшегося безверия... Его речь была продуманной, немногословной, серьезной и доступной для понимания каждого слушающего. Авторитетом среди верующих он пользовался огромным, народ его почитал и любил».
В 1937 году епископ Викентий был повторно арестован и 25 апреля 1938 года казнен.
В 1930-е годы большинство старообрядческих храмов было закрыто. На территории СССР не осталось ни одного легально действующего старообрядческого монастыря, ни одного учебного заведения. Большинство архиереев, священников, иноков было репрессировано.
Мученические венцы приняли святители Амфилохий (Журавлев), Тихон (Сухов), Афанасий (Федотов), Рафаил (Воропаев). «Я лично человек очень верующий и за веру готов жизнь отдать», - записал следователь в протоколе допроса слова священника Маркела Маслова из деревни Фокино (ныне Медынский район Калужской области).
В 1938 году единственным архиереем, оставшимся на свободе, был престарелый епископ Калужско-Смоленский Сава (Симеон Ананьев), хиротонисанный в 1922 году. Белокриницкая иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого и ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 году владыка Сава единолично рукополагает епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. К счастью, ареста не последовало, и в 1941 году владыка Сава по ходатайству Рогожских старообрядцев возвел вернувшегося из заключения епископа Иринарха Самарского (Парфенова) в достоинство архиепископа.
«Я занял осиротевший первосвятительский престол не по своему желанию, - говорил впоследствии архиепископ Иринарх.- Меня этот пост очень смущал, я трепетал душой принять такую великую ответственность. Я не искал его, но был найден, потому что в то время я был только один-единственный епископ. Второй епископ, Сава Калужский, был болен. Так волею Божиею я пришел к вам на московский престол. Пришел не для того, чтобы мне служили, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: "Хотяи быти в вас первый, да будет всем слуга" (Мф. XX, 26)».
В следующем 1942 году вернулся из заключения епископ Геронтий (Лакомкин), ставший помощником архиепископа. В Великую Отечественную войну, древлеправославные христиане, как и в прежние трудные времена, встали на защиту Отечества.
Многие тысячи старообрядцев пали на поле брани, умерли от голода и болезней. Зимой 1942-1943 года скончался от тифа епископ Паисий (Петров), а протоиерей Андрей Попов был расстрелян в оккупированном Ржеве немецкими захватчиками.
Донской и Кавказский - медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией». Легендарный разведчик Николай Кузнецов был выходцем из старообрядческой семьи...
Едва закончив школу, по 6 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда, будущий архиепископ Иоанн (Витушкин). Тяжелая работа сварщиком повредила зрение будущему владыке. В 24 года он стал инвалидом второй группы.
В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов войны, архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем говорилось: «Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации... Из центра старообрядчества - из достославной Москвы, с Рогожской заставы, - я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к Родине, все как один вилами и рогатинами истребляли, и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа - немца - всенародное святое дело. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага с священной земли нашей и тем самым приближать радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков».
Миллион двести тысяч рублей собрала Архиепископия Московская и • всея Руси на оборону страны. «Трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке "На оборону Родины", чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту», - вспоминала секретарь Архиепископии Галина Мариничева о службах в Покровском кафедральном соборе в военные годы.
В 1943 году начались перемены в отношении советской власти к религиозным объединениям. В мае 1944 года Совнарком СССР принял решение о создании Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагалась задача осуществлять связи «между правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующим разрешения правительства СССР».
В послевоенный период положение древлеправославной Церкви было крайне тяжелым. Большинство закрытых в 30-е годы храмов так и не были возвращены Церкви. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище. Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного календаря на 1945 год.
Несмотря на трудности, владыка Иринарх делал все возможное для возрождения старообрядчества.
К 1950 году в Церкви служило пять епископов, на сохранившиеся приходы было рукоположено несколько десятков священников. Несколько общин было восстановлено.
7 марта 1952 года скончался архиепископ Иринарх, а 12 марта того же года архиепископом Московским был единогласно избран епископ Донецко-Донской и Кавказский Флавиан (Слесарев). Владыка Флавиан родился в крестьянской семье в селе Городище области Войска Донского. 22 сентября 1905 года он был рукоположен в диаконы ко Успенскому храму родного села, 12 февраля 1910 года - в сан священника к тому же храму. Публиковал свои произведения в старообрядческой периодике. В 1947 году был избран кандидатом в епископы. В начале 1948 года принял иноческий постриг, а марте того же года архиепископом Иринархом и епископом Геронтием хиротонисан в сан епископа. Архиепископ Флавиан скончался 25 декабря 1960 года.
19 февраля 1961 года в сан архиепископа был возведен епископ Иосиф Кишиневский (Моржаков). Еще отроком он был отдан в Елесинский старообрядческий монастырь, где в его воспитании принимали участие знаменитые старообрядческие епископы Кирил Нижегородский и Арсений Уральский. В ноябре 1916 года епископом Иннокентием (Усовым) он был поставлен священником к кафедральному собору Нижнего Новгорода, на следующий год возведен в протоиереи. В 1924 году овдовел, оставшись с семью детьми. В 1935 году был арестован и определен в карагандинские лагеря. Отбыв срок, поселился во Ржеве, где поступил на работу в швейную артель. Во время немецкой оккупации с бригадиром артели отказался шить полушубки для захватчиков и был вынужден бежать из Ржева. В мае 1945 года ему было предложено принять сан епископа, а 9 сентября он был поставлен архиепископом Иринархом и епископом Геронтием на Кишиневскую кафедру. Во время его предстоятельства в Россию возвратилась большая группа староверов-некрасовцев. 22 сентября 1962 года в порт Новороссийска прибыли морским путем 400 казачьих семей (около тысячи человек), большинство из которых поселились и проживают поныне в Ставропольском крае. Архиепископ Иосиф скончался 3 ноября 1970 года.
22 октября 1971 года новым архиепископом был избран епископ Никодим (Латышев), а 24 октября в Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище состоялось его возведение в этот сан. Архиепископ Никодим родился в 1916 году в Молдавии, в трехлетнем возрасте остался без матери. С детства был приучен к церковной службе. Дав обет безбрачия, епископом Иннокентием (Усовым) был поставлен в сан диакона на приход села Добруджа. В 1943 году диакон Никита отказался служить в храме по новому стилю и был заключен в концлагерь. В 1944 году, когда лагерь переводили в Кишинев, он бежал и скрывался до прихода в Бесарабию Красной армии. 5 октября 1961 года Никита Латышев был пострижен в иноки, а 8 октября того же года в Покровском кафедральном соборе хиротонисан во епископы на Кишиневскую кафедру.
Архиепископ Никодим по болезни не мог постоянно находиться в Москве и в последние годы своего первосвятительства проживал в Добрудже. В эти годы церковными делами фактически ведал епископ Донской и Кавказcкий Анастасий (Кононов) 1896-1986. Чуткий к нуждам паствы, он делал все возможное, чтобы облегчить жизнь христиан в это непростое время. Стараниями владыки Анастасия были рукоположены десятки священников, диаконов и чтецов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ Читать раздел Церковное управление
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Нападавший на кировский кинотеатр «Колизей» не является представителем старообрядческой церкви

Слобода будет местом для жизни, а не музеем

Расширяем культурные связи

Разрешат превысить нормативы для храма на Филейке

Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007