Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
История старообрядчества

Старообрядчество в Вятском крае


Славная история достойная будущего.


История земли Вятской

Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее…
Н.И. Костомаров


Это высказывание известного русского ученого-историка стало эпиграфом многих изданий, буклетов и фильмов по истории Вятки. Действительно, история земли Вятской, как, впрочем, и ее культура, быт и памятники, долгое время незаслуженно находилась вне исследований историков.

Вятская земля хранила независимость и от татар, и от князей московских, с неизменным успехом отражая все попытки покорить ее. Вот что пишет об этом историк Карамзин: "Утвердясь в стране Вятской, россияне основали новый город близ устья речки Хлыновицы, назвали его Хлыновом и, с удовольствием приняв к себе многих двинских жителей, составили маленькую республику, особенную, независимую в течение двухсот семидесяти осьми лет… Первобытные обитатели земли Вятской, чудь, вотяки, черемисы, хотя набегами беспокоили их, но были всегда отражаемы с великим уроном, и память сих битв долго хранилась там в тожественных церковных обрядах… Новогородцы также времени от времени старались делать зло хлыновским поселенцам, именовали их своими беглецами, рабами и не могли простить им того, что они хотели жить независимо." Карамзин датирует приход новгородцев на вятскую землю 1174 годом.
Роль новгородских ушкуйников (разбойников-грабителей по сути своей) в истории Вятки гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд.
Собственно само слово «ушкуйник» происходит от понятия «ушкуй» – легкое гребное судно. Это название, по мнению ряда лингвистов, произошло от древневепского слова «лодка», но более вероятно – от имени полярного медведя – ушкуя. Ушкуи идеально подходили для дерзких набегов. Вот что пишет о них историк А.Ширкорад – «речной ушкуй имел длину 12 – 14 м, ширину около 2,5 м, осадку 0,4 – 0,6 м и высоту борта до 1 м. Грузоподъемность достигала 4 – 4,5 т. Укрытий ни в носу, ни в корме на нем не было. Благодаря симметричным образованиям носа и кормы ушкуй мог, не разворачиваясь, моментально отойти от берега, что приходилось часто делать при набегах. При попутном ветре ставили мачту-однодревку с прямым парусом на рее. Для его подъема верхушка мачты снабжалась нащечинами. Простейший, без блоков, такелаж крепился за скамьи, а носовая и кормовая растяжки – на соответствующих оконечностях. Весла в местах соприкосновения с обшивкой обтягивали толстой кожей».

Первое упоминание об ушкуйниках в летописях относится к 1320 году. Тогда они приняли активное участие в Новгородско-Финско-Шведских военных конфликтах.




Новгородские ушкуйники.




Свой поход (как и последующий 1375 года, подробно описанный в Никоновской летописи) новгородские ушкуйники начали из Устюга Великого, откуда им легко было попасть на верхнюю Вятку по реке Юг через Юго-Моломский волок на реку Молому. Выйдя затем на Волгу с Камы, ушкуйники 1374 года напали на Булгар — столицу Волжской Болгарии и взяли его. Чтобы город не был сожжен, население заплатило ушкуйникам большой выкуп — 300 рублей, скорее всего серебром, очень большие деньги по тому времени. Возможно, именно здесь — в Булгаре, они продали и набранный по пути полон — русских, удмуртов, марийцев, ведь в Булгаре был большой рынок рабов. Воинственная и буйная новгородская молодежь доставляла массу неприятностей на родине — в Новгородской республике, и поэтому отцы города, страшась ее буйства, с радостью отпускали ее в летние набеги как на соседние русские, так и на прочие низовые земли. Иногда эти походы доставляли Новгороду массу неприятностей, так как московский князь или золотоордынский хан строго взыскивали вины ушкуйников со всего Господина Великого Новгорода. Пойдя вверх по Волге и разграбив население по рекам Суре и Свияге (Засурье и Маркваш), населенные горными марийцами и чувашами, ушкуйники дошли до устья Ветлуги и все свои суда здесь уничтожили (изсекоша). На отнятых в набеге конях они двинулись на знакомую им Вятку, причем «идучи много сел по Ветлузе пограбиша». Можно предположить, что возвращаться домой в Новгород либо в Устюг Великий — на свою временную базу — им было нельзя. Либо где-то стояла рать, готовая перенять грабителей, либо новгородцы готовились выдать «головой» чересчур воинственный отряд, испортивший отношения Новгорода со всеми соседями. Придя на конях в Вятку, ушкуйники, судя по всему, здесь и обосновались. Можно предположить, что они обустроились в уже существовавших тут русских поселениях, созданных задолго до них крестьянами-колонистами.


Русские понемногу и постепенно проникали в бассейн реки Вятки уже в XII веке и образовывали здесь, пользуясь миролюбием основного удмуртского населения, небольшие поселения. Именно они, опасаясь нападений враждебных им отрядов таких же ушкуйников, а также татар, удмуртов или марийцев, и построили в 1374 году, судя по всему, первый город в крае как серьезное деревянное укрепление, получивший тогда же по аналогии с главной рекой и предыдущим поселением название Вятка. Данных о том, что они покинули Вятку, в летописях нет. Приход на Вятку такой мощной военной дружины (более 1000 человек) не просто изменил соотношение сил в крае в пользу русских, но сразу придал Вятской земле новый политический статус — самостоятельной земли.
Лучшие дороги для той поры — это реки. Именно по речным системам, пользуясь волоком (перетаскивая на себе речные суда), первые русские поселенцы и проникали в Вятку двумя путями. Наиболее древний путь заселения, — с северо-запада: с Новгорода, Двинской земли, от Великого Устюга. Не случайно еще в начале XIX века первый вятский историк Александр Вештомов на основании всеобщего убеждения, бытовавшего среди горожан, написал, что «первые у реки Вятки поселившиеся славяно-российского происхождения люди, сделавшиеся праотцами вятчан, были из Новгорода Великого выходцы». И дал тому такие доказательства: «Древнее новгородское наречие, сохранившееся в них поныне, есть первое тому доказательство; склонность к плотничеству и искусство в оном есть второй вероятный признак происхождения вятчан от новгородцев... Третье, общее мнение самих вятчан, основанное на преданиях предков о происхождении своем из Новгорода...».
1374 г. – первое упоминание о Вятской земле в общерусских летописях.
Никульчино. - первое поселение
православных
русских людей на Вятке. Наиболее удачные места для поселений были уже давно, иногда за несколько столетий, обжиты людьми. Таковым и является Никулицкое городище, древнее многослойное поселение, нижние слои которого относятся еще к Ананьинской культуре. Остатки крепостных валов, жилищ, мастерских, русской керамики, предметов вооружения XIII-XV веков отчетливо свидетельствуют, что в XIV веке эта довольно значительная по тому времени крепость переживала свой расцвет.
Созидание земли Вятской началось со строительства храма свв. Мучеников Бориса и Глеба. Никульчинский образ Бориса и Глеба – древнейшая, «начальная» икона нашей земли.Отсюда, согласно церковному преданию, в 1181 году "Крест Христов вознесся над Вятской землей".
Археологи обнаружили небольшие городища со слоями XII-XIII, XIV веков на берегах Вятки между Котельничем и Слободским: Котельничское, Ковровское, Истобенское, Подрельское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское, Подчуршинское. Кроме Никулицкого и Хлыновского, все это небольшие поселения русских, лишь на несколько жилищ, укрытых от диких зверей земляным валом с деревянной оградой. По мнению ижевского археолога Леонида Макарова, территория будущего города Вятки входила в Никулицинскую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII-XIII веков. Рядом возникло Хлыновское городище, а несколько дальше — Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость. Другой археолог — Л. П. Гуссаковский, в 1959 году раскапывавший территорию близ Хлыновского кремля (в саду им. Ст. Халтурина), обнаружил здесь русское поселение, которое он считал центром удмуртского племени «ватка». В XII-XIII веках поселение было занято русскими (об этом есть удмуртские легенды), но за городищем сохранилось старое имя в слегка измененной форме — Вятка.
Точной даты основания главного города Вятской земли - града Хлынова нет ни в одном историческом источнике.
Согласно данным науки археологии, в середине – второй половине 13 в., он был уже крупным средневековым городом.
А 1457 год – первое упоминание г. Хлынова в летописях.



В XVII в. Хлынов был самым крупным городом на северо-востоке Европейской России и немногим уступал центральным. В середине XVII в. в нем было 4400 жителей. В 1656 г. была образована обширная Вятская и Великопермская епархия с центром в Хлынове. Начало деятельности ее относится к 1658 г., когда на Вятку приехал первый архиерей Александр.

К концу XVI века в связи с ликвидацией Сибирского ханства Вятская земля перестала быть окраиной Русского государства. Она явилась связующим звеном между центральными, поволжскими, поморскими и урало-сибирскими районами.



В 1719 г. была учреждена Вятская провинция в составе Симбирской губернии.
В 1721 г. в Вятской провинции числилось 14.128 дворов. В 1727 г. Вятская провинция была передана в Казанскую губернию. Для Вятского края это имело большое значение, так как сблизило его северные районы с южными, исторически тяготевшими друг к другу в экономическом отношении и связанными между собой речной системой бассейна Вятки и Верхней Камы..

Из истории старообрядчества Вятского края

Одни из первых упоминаний о староверах относятся к концу XVII века, когда из Кержанских лесов на Вятку направляется поток "крестьянского раскола". В крае появляются участники Соловецкого восстания 1667-1678 годов и т.д .
см.раздел Литературная страница История об отцах и страдальцах соловецких...
Постепенно старообрядцы поселяются во многих отдаленных районах Вятского региона. Старообрядчество было распространено во всех уездах Вятской губернии, кроме Котельнического. По данным официальной статистики, наибольшее количество составляли приверженцы белокриницкого (австрийского), даниловского и федосеевского согласий.

Никольский собор Хлыновского кремля был первым кафедральным собором. В дальнейшем в течение многих веков в Вятском кремле, рядом с Кафедральным Спасо -Троицким собором, стоял вначале деревянный, а затем каменный Крестовоздвиженский (Богоявленский) собор – символический закладной камень г. Хлынова (г. Вятки).
Владыка Александр – первый епископ Вятский и Великопермский, прибыл в Хлынов 4 апреля 1658 года.
Александр Вятский принадлежал к числу немногих иерархов Русской Церкви, которые разделяли позиции старообрядцев и выражали несогласие с церковными реформами. В январе 1666 в связи с предстоящим Собором, призванным осудить раскольников, на Вятке был организован сыск. В Хлынове арестовали скрывавшегося здесь игумена Феоктиста, у которого конфисковали 88 связок тетрадей, столбцов и отдельных листов, среди которых было много сочинений епископа Александра. Со всеми своими сочинениями и подготовительными материалами к ним епископ Александр предстал перед участниками Собора 1666-1667 г.г.в Москве. Отдельное заседание Собора 1666 года было посвящено Вятскому епископу Александру. Его дело разбиралось на 3-м заседании: «Приглашен бысть и предста Вяцкий епископ Александр и вопрошен о писании си, еже он писа, обхуждая святаго Символа благоисправление, такожде и новопечатных книг праведное напечатание и иных чинов церковных благоустроение. И он не отрекся писания своего, точию моляше удостоверится о непогрешении новоисправленных книг и святаго Символа».
Епископ Вятский Александр был вынужден подчиниться церковной дисциплине. Он не в силах был сопротивляться требованиям собравшегося на Соборе духовенства (подписи Александра имеются под всеми решениями Собора, осуждавшими старообрядцев). Раскаяние его и многих на Соборе было притворным. Епископ Александр Вятский сохранил личную верность старой вере. В годы его пребывания в Хлынове (Вятке) и других городах Вятской епархии продолжалось строительство деревянных церквей, возникали новые приходы, 2 церкви были построены и освящены в Успенском Трифоновом Хлыновском монастыре при непосредственном участии Александра Вятского. В монастыре им была собрана прекрасная библиотека. Сам писал. Видимо, большую ее часть он пожертвовал «на свое обещание» в Николо-Коряжемский монастырь, куда с 1657 по 1674 от него поступило 37 книг и рукописей. Много это или мало? Каждый судит по- своему уразумению или выгоде!
8 января 1674 года, на 17-м году своего служения в Вятке епископ Александр "самовольно без всякого дозволения с престола поехал в обитель Николы чудотворца на Коряжму, где посхимнился" и оттуда написал государю и патриарху в Москву, что "правительствовать епархией больше не желает".
Скончался 16 октября 1679 года в в Николо-Коряжемском монастыре. Погребен в этом же монастыре в северной паперти.

Владыка оказывал посильную помощь укрывавшимся от преследований старообрядцам. У епископа Александра в Вятке находили прибежище гонимые старообрядцы, например игумен Феоктист, сподвижник и биограф Ивана Неронова. Игумен Феоктист был активным пропагандистом староверия на Вятке. Старообрядцы посылали Александру для отзывов и исправлений свои сочинения, просили собрать те или иные материалы для обличения нововведений и исправленных богослужебных книг.
см. Челобитная Александра, епископа Вятского, к царю, Алексею Михайловичу.
В 1667 г. Вятская епархия была утверждена восточными патриархами и всем освященным собором. На церковном соборе 1666 – 1667 гг. в Москве участвовали два восточных патриарха и русских епископа (в т.ч. Вятский Александр).
В состав Вятской епархии вошли Пермь Великая с городами Чердынью и Соликамском, построенным несколько позднее Кунгуром (1664 г.), верховья Камы (Кайская область), центральная часть Вятской области (южнее Нолинска и Кукарки – нынешнего Советска – начались уже земли Казанской епархии), в последней четверти ХVII века вошел г.Усть-Вымь с прилегающей округой.
В 1799 г. произошла реорганизация церковного управления, Вятская и Великопермская епархия разделилась на две. На территории Вятской губернии была образована епархия Вятская и Слободская.




Вятская губерния традиционно принадлежала к числу российских регионов наиболее плотно заселенных старообрядцами.
Вот, что пишет в своей в своей статье Машковцева В.В.
СМ.раздел История Машковцева В.В. Старообрядцы Вятской губернии второй половины XIX–начала XX вв.: обзор источников.
"В дальнейшем численность приверженцев староверия в Вятском крае будет расти, и данный регион станет одним из центров старообрядчества в России. Так, если в 1861 г. в Вятской губернии проживало 47125 старообрядцев, то в 1877 г. – 51814, в 1895 г. – 82433, в 1901 г. – 90505 человек."
А по данным всеобщей переписи населения 1897 г., в Вятской губернии насчитывалось 95 862 старообрядца и по информации департамента духовных дел МВД, к началу 1912 г. их было 109 958, что ставило ее на третье, после Пермской и Донской губерний, место по числу старообрядцев в России . Понимая всю сложность учета старообрядцев и, соответственно, условность приведенной статистической информации, все же можно говорить о том, что истинное их число в Вятской губернии было не меньше указанных цифр.
В Подрелье (окрестности с. Подрельского Орловского уезда Вятской губернии) старообрядцы уже 125 лет отстаивали свои взгляды в Благовещенском приходе г. Орлова .

Сведений о вятских старообрядцах конца XVII – середины XVIII вв. сохранилось немного. Обратимся к тому периоду истории старообрядчества Вятки, нижний хронологический рубеж которого определяется 1780 г. – годом выделения в самостоятельное административное управление (Вятское наместничество) территорий, которые с 1796 г. образовали новую Вятскую губернию. Она состояла сначала из 10, а с 1816 г. из 11 уездов: Вятского, Слободского, Орловского, Котельнического, Нолинского, Уржумского, Яранского, Малмыжского, Сарапульского, Елабужского и Глазовского .




Карта- схема Вятской губернии XIX в.


Судя по документам, на Вятке в той или иной степени были представлены все согласия, но доминировали беспоповские. В источниках, сформированных государственными структурами, приверженцев этих согласий обычно именуют поморцами, и только иногда из речей подследственных или описания некоторых обрядовых особенностей можно уточнить их принадлежность к тому или иному согласию . На основании такого рода анализа выявленных документов удалось установить, что даниловцы селились в Орловском уезде, так например в Подрелье, федосеевцы – в Нолинском, части Уржумского и Малмыжского уездов по течению р. Вятки, а в Глазовском, Нолинском уездах проживали старообрядцы белокриницкого согласия. Упоминаются населенные пункты Уни, Кильмезь, Омутнинск. Кроме церкви в д. Кувакуш недалеко от г. Омутнинска, построенной 1910 г. , старообрядческий храм белокриницкого согласия находился в д. Илюши Кытмановского с/о. Богослужение в нем прекратитесь в 1933 г., староверская часовня стояла при б. д. Антонёнки Савинского с/о, а на территории б. Верхнеколычовского (теперь — Кувакушский и Езжинский с/о) у границы с Пермской областью, по воспоминаниям старожилов, был женский скит.
В скиту проживало около сотни послушниц, состоявших в основном из коми-пермячек и удмурток во главе с игуменьей. Комплекс построек монастыря включал несколько жилых изб, сгруппированных возле деревянного двухэтажного молельного дома, в котором, вероятно, находилась
келья настоятельницы. Имелась также и отдельная трапезная. Под пашню было отведено несколько гектаров земли. Кроме земледелия монахини занимались скотоводством и пчеловодством. Закрыли монастырь в 1930-е гг.

Сами старообрядцы говорят о восприятии своего вероучения с Поморья, Данилова монастыря, а также из Казанских земель и средневолжских (последнее особенно характерно для федосеевцев). Фамилии Вылегжанины, Вычужанины, Лузянины, Сысолятины, Двиняниновы, Каргапольцевы, Мезенцевы(г.Мезень), Устюжанины, Пермяковы, Холмогоровы, Перминовы свидетельствуют о том, что большинство переселенцев были с севера.




Южные уезды Вятской губернии XIX в.


Особенности богослужения и традиции старообрядчества.


Как и в других регионах Российского государства в Вятском крае старообрядческая культура демонстрировала некоторые особенности в сохранении и развитии этнической традиции.
Прежде всего, ряд специфичных черт выявлялся в хозяйственной деятельности. Выработанный на протяжении длительного времени своеобразный иммунитет к экономическому развитию в неблагоприятных условиях, к преодолению трудностей, религиозная аскеза с ее рациональным и, может быть, чуть заниженным потреблением, способствовали созданию прочного, комплексного и развивающегося вида хозяйства и продуманной организации труда в старообрядческой культуре. Это не совсем соотносится с мнением о староверчестве как о только направленном в прошлое, регрессивном историческом явлении.
Особая религиозность позволяла крестьянам старообрядцам в Вятском регионе иметь доходы от хозяйства и направлять их на развитие производства, образование, богоугодные дела для сплочения коллектива. В XVI веке Вятская земля занимала одно из первых мест среди всех территорий Русского государства по интенсивности заселения и хозяйственного освоения.
Несмотря на гонения, свою веру старообрядцы сохранили. Для их свойственна большая крепкая семья -"малая церковь". Религиозная вера старообрядца - семьянина не личное дело, а общая вера, приводимая к спасению всех членов семьи. В старообрядческих семьях строго требовали соблюдения христовых заповедей. Вырастали здоровые и трудолюбивые дети. Сохраняются семейные устои, особое внимание к грамотности и образованию, специфика в ментальности и т.д.
В церковном быту старообрядцы читают богослужебную литературу на старославянском языке. Богослужение совершается согласно богослужебным уставам дониконовского времени, т. е. по книгам, изданным до 1652 года.
В Вятке XVII веке возникает местная литература, представленная в основном сочинениями житийного и летописного жанров. Это
"Житие Трифона Вятского"
см..Житие преподобного Трифона и ...,
"Вятский современник", "
"Повесть о стране Вятской",
"Летописец старых лет".
СМ.раздел Старообрядческая Вятка в истории России«Летописец старых лет»

Одежда – важнейший компонент народной культуры. Она служит историческим источником, несет в себе разнообразную информацию, позволяющую говорить об этнической, конфессиональной, возрастной и социальной принадлежности людей.
Общеизвестно, что именно в старообрядческой среде более длительно сохранялся традиционный русский костюм. В церкви на службе и на домашней молитве многие старообрядцы стараются одевать традиционную русскую одежду.




на фото мужская рубаха -косоворотка и женская рубаха с фортуком.

Женский костюм у старообрядки состоял из рубахи, сарафана, фартука, пояса, платка. Придерживались, чтобы все было «достойно», не бросалось в глаза. Одновременно такой комплект выглядит празднично и торжественно. В белых рубахах и белых платках женщины имели более строгий наряд, про них говорили: «Они все белые, как лебедушки» (см.картину Нестерова М. В. "На горах" 1896 г.)






Головной платок до сих пор обязательно застегивается на булавочку, как на знаменитой картине В.Сурикова "Боярыня Морозова".





Обязательны нательные кресты, различные для мужчин и женщин. Существует внешнее различие между "женскими" и "мужскими" крестами. "Женский" нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг "женского" креста растительным орнаментом изображается "лоза", напоминающая о словах псалмопевца: "Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего" (Пс., 127, 3).






При молении и сейчас используются лестовки (древнерусские кожаные четки) и подручники. В храмах находятся только канонические иконы. Образцами являются иконы, написанные Андреем Рублевым, Дионисием, Даниилом Черным.
Особое внимание следует обратить на иконы, выполненные из металла . Они выполнялись так для удобства их сбережения при переезде старообрядцев с места на место, из-за постоянных гонений и скитаний.









Сохранилось и используется при богослужениях только унисонное пение, по крюкам. Русское знаменное пение имеет одни корни с грегорианским распевом. Уникальные образцы демонстрирует певческая традиция старообрядцев Вятского края.
см.раздел Старообрядческие общины ...подраздел Афанасьевский район


Вятка постепенно строилась.
Общественная жизнь губернии в первой половине XIX в. была тесно связана с общерусскими политическими событиями и общественным движением. Большое влияние на вятское общество оказали Отечественная война 1812 г. и Крымская война 1853-1856 гг. Летом 1812 г. началось формирование Народного ополчения. Вятская губерния поставила в народное ополчение 913 человек. Вятские ополченцы участвовали в сражениях под Дрезденом, Магдебургом, Глогау и закончили свой поход под Гамбургом. Всеобщей известностью в России пользовалась героиня Отечественной войны 1812 г. Н.А.Дурова (1783-1866), уроженка вятской земли. Не менее активно вятчане выступили на защиту русской земли в годы Крымской войны 1853-1856 гг. Начальником ополчения был назначен генерал П.А.Ланской, прибывший в Вятку вместе со своей женой Н.Н.Ланской, вдовой великого русского поэта А.С.Пушкина. Организация ополчения проходила медленно. В это время война уже подходила к концу, ополчение было остановлено и распущено по домам. Приезжал в Вятку император АлександрI в 1824 году и наследник престола Александр Николаевич вместе со своим воспитателем поэтом В. А. Жуковским в 1837 году.




Вид на городскую пристань г.Вятки и ансамбль центральной площади XIXвек.



Обзорный вид. Северо-восточная часть Вятки
Фото с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Киров (Кировская_область)
Примечание.
Прежние названия
до 1374 г. — Хлынов
до 1457г. — Вятка
до 1781г. — Хлынов
до 1934г. — Вятка

Старообрядчество Вятской земли сегодня

В конце XX века, в связи с реформированием общественно-политической жизни, старообрядческая культура в Кировской области стала возрождаться. Оживилось общение людей, возродился Великорецкий крестный ход, получивший статус Всероссийского и религиозная жизнь. Началось строительство храмов старообрядцев разных согласий.




Омутнинское старообрядчество.Пока только в 1990-е годы силами общины был построен новый старообрядческий храм (белокриницкое согласие) в г. Омутнинске.
см.Омутнинская старообрядческая община .
Возрождаются и действуют храмы в пос. Кильмезь,
СМ.раздел Старообрядческие общины Вятской земли
д. Микварово (Кильмезского р-на)
СМ.разделСтарообрядческие общины Вятской земли
д. Кувакуши (Афанасьевского р-на).
СМ.раздел Старообрядческие общины Вятской земли



Карта Кировской области с населенными пунктами, где действуют старообрядческие храмы белокриницкого согласия

С 2001 года старообрядческая община города Кирова (белокриницкое согласие)хочет построить новую церковь, пока единственную в городе(см. раздел Старообрядческие общины Вятской земли. Кировская старообрядческая община)

(Использованы материалы с сайтов:

http://www.family-history.ru/material/history/historygorod/historygorod_19.html
http://www.tez-rus.net/ViewGood30153.html
http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/index.html(Из истории старообрядчества Вятского края. Вторая половина XVIII – начало XX вв И.В.Починская )
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007