Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
История старообрядчества

«Летописец старых лет» – один из важнейших летописных источников по истории Вятской земли.

Первое упоминание Вятки в летописях

Вятская земля имеет богатую историю. Она стала заселяться еще в глубокой древности, очевидно, уже в верхнепалеолитическое время (50-15 тыс. лет назад). На территории области известны археологические памятники эпохи мезолита, неолита, бронзового века. В VII в. до н.э. в бассейне Вятки начался железный век. Ранний железный век здесь представлен памятниками ананьинской культуры. Ананьинцы принадлежали к финно-угорской этнической группе. Есть предположение, что они назывались тиссагетами, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов. Памятники этой культуры известны в большом количестве на нижней и средней Вятке и ее притоках: Наговицынское городище (г.Киров), Пижемское (близ г.Советска), Кривоборское (близ с.Просница) и другие.

Во второй половине 1 тыс. н.э. в бассейне Вятки происходили сложные этнические процессы. В восточной части бассейна шло формирование удмуртских племен, в западной складывались племена марийцев, на севере края - племена коми. Эти племена сформировались на базе финно-угорской языковой общности. Но их поселения в раннем средневековье встречались редко. Большая часть территории была безлюдна и покрыта девственными лесами и болотами. Главными занятиями населения были земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя.

Роль новгородских ушкуйников (разбойников-грабителей по сути своей) в истории Вятки гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд. Судя по всему, и этот поход (как и последующий 1375 года, подробно описанный в Никоновской летописи) новгородские ушкуйники начали из Устюга Великого, откуда им легко было попасть на верхнюю Вятку по реке Юг через Юго-Моломский волок на реку Молому. Выйдя затем на Волгу с Камы, ушкуйники 1374 года напали на Булгар — столицу Волжской Болгарии и взяли его. "В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и пограбиша Вятку и шедше взяша Болгары". Чтобы город не был сожжен, население заплатило ушкуйникам большой выкуп — 300 рублей, скорее всего серебром, очень большие деньги по тому времени. Возможно, именно здесь — в Булгаре, они продали и набранный по пути полон — русских, удмуртов, марийцев, ведь в Булгаре был большой рынок рабов. Воинственная и буйная новгородская молодежь доставляла массу неприятностей на родине — в Новгородской республике, и поэтому отцы города, страшась ее буйства, с радостью отпускали ее в летние набеги как на соседние русские, так и на прочие низовые земли. Иногда эти походы доставляли Новгороду массу неприятностей, так как московский князь или золотоордынский хан строго взыскивали вины ушкуйников со всего Господина Великого Новгорода. Пойдя вверх по Волге и разграбив население по рекам Суре и Свияге (Засурье и Маркваш), населенные горными марийцами и чувашами, ушкуйники дошли до устья Ветлуги и все свои суда здесь уничтожили (изсекоша). На отнятых в набеге конях они двинулись на знакомую им Вятку, причем «идучи много сел по Ветлузе пограбиша». Можно предположить, что возвращаться домой в Новгород либо в Устюг Великий — на свою временную базу — им было нельзя. Либо где-то стояла рать, готовая перенять грабителей, либо новгородцы готовились выдать «головой» чересчур воинственный отряд, испортивший отношения Новгорода со всеми соседями. Придя на конях в Вятку, ушкуйники, судя по всему, здесь и обосновались. Можно предположить, что они обустроились в уже существовавших тут русских поселениях, созданных задолго до них крестьянами-колонистами.





Новгородские ушкуйники.

Русские понемногу и постепенно проникали в бассейн реки Вятки уже в XII веке и образовывали здесь, пользуясь миролюбием основного удмуртского населения, небольшие поселения. Именно они, опасаясь нападений враждебных им отрядов таких же ушкуйников, а также татар, удмуртов или марийцев, и построили в 1374 году, судя по всему, первый город в крае как серьезное деревянное укрепление, получивший тогда же по аналогии с главной рекой и предыдущим поселением название Вятка. Данных о том, что они покинули Вятку, в летописях нет. Приход на Вятку такой мощной военной дружины (более 1000 человек) не просто изменил соотношение сил в крае в пользу русских, но сразу придал Вятской земле новый политический статус — самостоятельной земли.
Лучшие дороги для той поры — это реки. Именно по речным системам, пользуясь волоком (перетаскивая на себе речные суда), первые русские поселенцы и проникали в Вятку двумя путями. Наиболее древний путь заселения, — с северо-запада: с Новгорода, Двинской земли, от Великого Устюга. Не случайно еще в начале XIX века первый вятский историк Александр Вештомов на основании всеобщего убеждения, бытовавшего среди горожан, написал, что «первые у реки Вятки поселившиеся славяно-российского происхождения люди, сделавшиеся праотцами вятчан, были из Новгорода Великого выходцы». И дал тому такие доказательства: «Древнее новгородское наречие, сохранившееся в них поныне, есть первое тому доказательство; склонность к плотничеству и искусство в оном есть второй вероятный признак происхождения вятчан от новгородцев... Третье, общее мнение самих вятчан, основанное на преданиях предков о происхождении своем из Новгорода...».
1374 г. – первое упоминание о Вятской земле в общерусских летописях.
Никульчино. - первое поселение
православных
русских людей на Вятке. Наиболее удачные места для поселений были уже давно, иногда за несколько столетий, обжиты людьми. Таковым и является Никулицкое городище, древнее многослойное поселение, нижние слои которого относятся еще к Ананьинской культуре. Остатки крепостных валов, жилищ, мастерских, русской керамики, предметов вооружения XIII-XV веков отчетливо свидетельствуют, что в XIV веке эта довольно значительная по тому времени крепость переживала свой расцвет. Во второй половине XIII в. приток русских на Вятку усилился в связи с монголо-татарским нашествием.
Созидание земли Вятской началось со строительства храма свв. Мучеников Бориса и Глеба. Никульчинский образ Бориса и Глеба – древнейшая, «начальная» икона нашей земли.Отсюда, согласно церковному преданию, в 1181 году "Крест Христов вознесся над Вятской землей".
Археологи обнаружили небольшие русские поселения со слоями XII-XIII, XIV веков на берегах Вятки между Котельничем и Слободским: Котельничское, Ковровское, Истобенское, Подрельское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское, Подчуршинское. Кроме Никулицкого и Хлыновского, все это небольшие поселения, лишь на несколько жилищ, укрытых от диких зверей земляным валом с деревянной оградой. По мнению ижевского археолога Леонида Макарова, территория будущего города Вятки входила в Никулицинскую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII-XIII веков. Рядом возникло Хлыновское селище, а несколько дальше — Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость. Другой археолог — Л. П. Гуссаковский, в 1959 году раскапывавший территорию близ Хлыновского кремля (в саду им. Ст. Халтурина), обнаружил здесь русское поселение, которое он считал центром удмуртского племени «ватка». В XII-XIII веках поселение было занято русскими (об этом есть удмуртские легенды), но за городищем сохранилось старое имя в слегка измененной форме — Вятка.
Точной даты основания главного города Вятской земли - града Хлынова нет ни в одном историческом источнике.
Согласно данным науки археологии, в середине – второй половине 13 в., он был уже крупным средневековым городом.
А 1457 год – первое упоминание г. Хлынова в летописях.


В 70-е гг. XIV в. Вятская земля входила в состав Нижегородского княжества. В 1393 г. это княжество было присоединено к Москве. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться и получили в удел Вятскую землю.
В 1411 г. суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была передана во владение Юрию Галицкому.
Вятчане активно участвовали в Феодальной войне в сер. XV в. на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского.
В 60 - нач.80-х гг. XV в. вятчане вместе со всем русским народом вели борьбу против татарских ханств. В 1468 г. они участвовали в походе войск Ивана III на Казанское ханство. В 1471 г., когда золотоордынский хан Ахмат готовил большой поход на Москву, а войска Ивана III были заняты борьбой с Новгородской республикой, вятчане под командованием Кости Юрьева совершили смелый поход на столицу Золотой Орды - город Сарай. В 1478 г. вятчане с помощью устюжан отбили набег хана Ибрагима на Вятку. В эти годы в стране шел процесс создания единого централизованного государства.
На Вятке, как и в других землях, сложились две группировки.
Одна во главе с К.Юрьевым поддерживала объединительную деятельность Москвы, другая выступала за сохранение удельно-автономистской системы. В сер. 80-х гг. XV в. между ними развернулась ожесточенная борьба, в которой победу одержала антимосковская группировка.
В 1485 г. вятские бояре отказались принять участие в походе на Казань, проводимом Иваном III, заключив сепаратный мир с татарами. В ответ московское правительство отправило на Вятку сильный отряд под началом воеводы Юрия Шестака Кутузова, но московское войско не смогло взять Хлынов и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Сторонники Москвы во главе с К.Юрьевым вынуждены были бежать из Хлынова.
В 1489 г. Иван III направил на Вятку много -тысячное войско. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловым, а в сер. августа начали осаду Хлынова. Вятчане вынуждены были капитулировать, признать власть Ивана III и выдать своих главарей. В 1490 г. был произведен "развод" Вятки. Все бояре, житьи люди, купцы были выселены в разные места Московского государства, на их место переселены жители Устюга и других городов.

использован материал с сайта:http://www.ako.kirov.ru/region/history/1.php

Летописец старых лет.


Краткое описание: «Летописец старых лет» – один из важнейших летописных источников по истории Вятской земли. Известны три его списка – Толстовский и Погодинский (хранятся в Российской национальной библиотеке), а также Рязанцевский (хранится в Государственном архиве Кировской области). Источник состоит из двух частей, первая из которых – невятского, скорее всего, московского происхождения. Она содержит летописные статьи до 7157 (1658) года включительно и была привезена на Вятку, скорее всего, в середине XVII века. Возможно, при учреждении в 1657 году самостоятельной Вятской и Великопермской епархии. На Вятке уже разные писцы (всего их было 15, последний в 1727 году) начали добавлять в рукопись летописные материалы из разных источников. По мнению Д.Уо, «анализ первых приписок наводит на мысль, что они были сделаны не позже 7172 (1664) г., а может быть и именно тогда». С точки зрения вятского летописания особый интерес представляет список известий на л. 628-629 об., многие из которых можно также встретить в «Вятском временнике» и «Повести о стране Вятской». Они содержат сведения об основании новгородцами Никульчино (1181) и явлении Великорецкого образа Святителя Николы (1383) и, возможно, были сделаны между 1667 и 1676 гг. Дальнейшая работа над рукописью продолжалась при архиепископе Ионе в последней четверти XVII века. Последние записи были сделаны в 1727 году.

Источник публикации: Уо Д.К. История одной книги: Вятка и «не-современность» в культуре Петровского времени. Приложение 10. – СПб, 2003. - С.320 – 331.

Текст публикуется по Толстовской рукописи РНБ, F.IV. 219 (Толст I. 218), л. 623—635. Другие рукописи – РНБ, Собр. Погод., № 1599 (П) л. 103 (107)—117 (123) об., и рукопись Рязанцевых, издана А. С. Верещагиным (ТВУАК, 1905. Вып. IV). Даты, имеющие отношение к вятской истории, приведены в двух летоисчислениях – от Сотворения мира и от Рождества Христова. Тесты, имеющие отношение к истории Страны Вятской, даны более крупным шрифтом.

Примечание
Толстовский список сочинения "О стране Вятской" - ныне второй по древности создания. Он был переписан в г.Санкт-Петербурге в 1725-1727 гг. для князя Д.М.Галицына со списка, представленного властями г.Хлынова в Герольдмейстерскую палату. Находился в библиотеке князя в с.Архангельском. В 1799 г. был приобретен графом Ф.А.Толстым, а в 1830 году - Императорской публичной библиотекой, ныне - Российской национальной библиотекой г.Санкт-Петербурга, где находится в Толстовском собрании рукописей и имеет шифр Q.IV.143. В 1878 г. с него была снята копия для А.С.Верещагина, который впервые опубликовал этот список в 1905 г. в 3 выпуске трудов Вятской ученой архивной комиссии, сопроводив его своими комментариями, часть их которых не выдержала проверки временем

ЛЕТОПИСЕЦ СТАРЫХ ЛЕТ


Л.623
Летописец старых лет, что учинилося в Московском государстве и во всей Российской земле в нынешния последняя времена
Лета 6662-го году принесена бысть чюдотворная икона Пречистыя Богородицы Владимерская образ из Царяграда во Владимерь град великим князем Андреем Юрьевичем Долгоруким Боголюбским, а стоял тот чюдотворный образ во граде в Володимере 240 лет, а он написал тот чюдотворный образ святый апостол и еуагелист Лука преж святаго преставления Ея, зря на Нее Владичицу Богородицу.

Лета 6681-го году убиен бысть благоверный князь Андрей Юрьевичь Боголюбской от бояр своих во граде Владимере.
6731-го на реке на Калке в полях был бой у великаго князя киевскаго и у русских князей з безбожным царем Урменем и с татары, и на том бою много побито великих князей и рускаго войска, из давных лет не бывала таковаго побоища.
6745-го году убиен бысть благоверный великий князь Федор Юрьевичь Резанский от безбожнаго царя Ботыя на реке на Воронеже, и тогда ж он окаянный царь Батый град Резань пленил и землю Резанскую разорил и князь Федорова отца князь Юрья Ингоревича Резаньскова и братий его побил, и потом многия русския грады разорил.
6760-го году настало Московское великое княжение великим князем Данилом Александровичем Невскаго.
6834-го году декабря в 21 день преставися на Москве чюдотворец Петр митрополит, пас церковь Божиию осмь на десять лет и 6 месяц.
6841-го поставлен на Москве кремль деревяной град.
6875-го поставлен на Москве кремль каменой град.
6886-го преставися на Москве Алексей митрополит …
Л.623 об.
… Московский и всеа Русии чюдотворец.
6888-го царя крымскаго Мамая побил великий князь Дмитрей Ивановичь Московский и всеа Русии.
6890-го крымской царь Тахтамышь взял Москву обманом за крестным целованьем и православных християн побил, девяти человек убьет, а десятаго отпустит.
6901-го году июля в 24 день Бог поручил великому князю Василию Ивановичю московскому и всея Русии, Великий Новград взял.
6903-го году принесена бысть чюдотворная икона Пречистыя Богородицы Владимерския образ в царьствующий град Москву из Владимера града. Того ж году приходил на Русскую землю безбожный царь Темир Аксак, и тогда Владимерская Богородица избавила Московское государство, и устрашися, он акаянный отиде, а царства ничем не вреди.
6935-го году преставися отец наш преподобный Кирил Белоозерский чюдотворец.
6969-го году марта в 31 день преставися на Москве преосвященный Иона митрополит Московский и всеа Руси чюдотворец.
Лета 7022-го году Великий князь Василей Иванович Московский и всеа Русии взял Смоленеск град.
7030-го году великий князь Василей Иванович воздвиже под Москвою Новодевичь монастырь церковь каменую во имя Пречистыя Богородицы.
7038-го году родися на Москве царь и великий князь Иван Васильевичь всея Русии.
7042-го году преставися на Москве христолюбивый великий князь Василей Ивановичь Московский и всеа Русии. Того ж году сяде на Московское государство сьн его благове…
Л.624.
…рный и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии.
7060-го году августа в 1 день преставися на Москве святый Василей Блаженный, нача странствовати наг ходити от десяти лет возраста своего, и жив всех лет 94.
7061-го году октября в 2 день на память святых мученик Киприяна и Устинии царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии взял Козаньское царство71, и царя Семиона Бекбулатовича полонил, еще млада суща.
7062-го году царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии взял немецкую землю Вифлянскую Ругодев, и всех градов взял 27 градов.
7065-го году родися на Москве царю и великому князю Ивану Васильевичю сын царевичь Федор Ивановичь всеа Русии.
7068-го году октября в 1 день на Москве совершилися церковь на рву у Фроловских ворот, в начале соборная церковь Покров Пресвятыя Богородицы.
7071-го году февраля в 15 день царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии з братом своим со князем Владимером Андреевичем Старецким взял Полоцк град, и был за царем 16 лет.
7073-го году царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии женился, понел за собя черкаску Марью Теврюковну.
7077-го году царь и великий князь Иван Васильевичь всея Русии в осень громил Великий Новград, и та же весны недород был хлебной, ржи оборотилися травою метлицею, и бысть глад велик.
7078-го году бысть по всей земли мор силен, многия грады и селы запустели.
7079-го году попущением Божиим крымской царь…
Л.624 об.
… пожог Московское государство на Вознесениев день.
7080-го году Московскаго государства бояре князь Михаила Ивановичь Воротынской с товарыщи по цареву указу ходили и побили на Молодях крымскаго царя и взяли у него Дивия Мурзу.
7087-го году в месяце июле в 8 день во граде Козани явися чюдотворная икона Пречистыя Богородицы Козанския.
7088-го году литовской король взял Сокол град и выжег Луки Великия.
7089-го году король литовской был с великим собранием подо Псковым градом, а была с ним 17 орд.
7090-го году царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Русии родися сын царевичь Дмитрей Ивановичь всеа Русии. Того ж году ноября в 11 день в Олександрове слободе преставися царевичь Иван Ивановичь всеа Русии.
7092-го году марта в 19 день на память Хрисанфа и Дарии за полтара часа до вечера преставися на Москве царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии. И после его воцарися сын его царевичь Федор Ивановичь всеа Русии.
7098-го году царь и великий князь Федор Ивановичь всея Русии заложил делать Белой каменой город на Москве, в начале почели делать Тверския ворота, а делали город 7 лет.
7099-го году маия в 15 день повелением Бориса Годунова на Углечи изменники Данило Битяговъской да Никитка Кочалов убили благовернаго царевича князя Дмитрия Ивановича всеа Русии. И тое ж весны на Троицын день горела на Москве с Орбата по Неглинну…
Л.625.
… И того ж году заложили делать церковь каменную во имя Пречистыя Богородицы Донския. И того ж году в Петров пост приходил под Москву крымской царь.
7100-го году Московскаго государства бояре князь Федор Ивановичь Мстисловской да князь Федор Михайлович Пожарской да Иван Васильевичь Годунов ходили с великим собранием в немецкую землю под Выбори и взяли 7 городов, да полону безчисленно.
7102-го году горел на Москве Китай город, дворы и лавки.
7103-го году на Москве в Китае заложили делать лавки каменныя.
7106-го году на память собора Иванна Предтечи преставися на Москве царь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии. И того же году сел на царьство царь Борис Федоровичь всеа Русии.
7109-го году перед Оспыжиным заговейном, грех ради наших, во всей Русской земле поморозило морозом всякой хлеб, и бысть глад велик три лета.
7113-го году преставися на Москве царь Борис Федоровичь всеа Русии, и после его сяде на царьство сын его царевичь Федор Борисович. И того ж году а попущением Божиим некий еретик и богоотступник чернец растрига Гришка Отрепьев назвал собя царевичем Дмитреем Ивановичем всеа Росии и велел убить царевича Федора Борисовича царя Борисова сына, иже был Годунов, и царицу Борисову жену Годунову Марью повеле убити же. Июля в 20 день тот же вор Гришка Отрепьев пришол к Москве со многими литовскими людми и с рускими воры…
Л.625 об.
… и сел на Московское царьство царем и царствовал блиско году. И Московскаго государства бояре и все православное христианство, рассмотря его воровство и посоветовав, и ево вора растригу Гришку в полатах царьских убили, а литовъских людей и руских воров растригиных угодников побили, а иных лутчих панов живых отослали в Литву чести ради и славы.
7114-го году июля в 9 день из руских родов из Шуйских на Московское государство сел царем государь царь и великий князь Василей Ивановичь всеа Русии, и царьства его была 4 года, и грех ради наших учинилася смута у русских людей на Москве, убояся русских людей воровских и литовских людей, и царя Василья Ивановича постригли и отдали его з братом со князем Дмитреем Ивановичем в Литву, и целовали крест литовскому королевичю Владиславу Жижимонтовичю и прошали его на Московское государство царем от обиды немецких и крымских людей и руских воров.
7119-го году в Великой пост на Хрисанфин день и Дарии во вторник на шестой недели Поста гетман Желтовской и Грошевской с литовскими людми и с ызменники Московское государство разорили, высекли и выжгли. И для очищенья Московского государства с Резани тое ж вясны пришли под Москву князь Дмитрей Тимофеевичь Трубецкой да Прокофей Лепунов со многими с рускими людми и стали жить на Москве.
Л.626
7120-го году пришол в Нижней Новгород князь Дмитрей Михайловичь Пожарской, и собрал множества войска и пришол под Москву, а с ним был товарыщь нижегородец Кузьма Минин, и с великим радением для веры християнской и стали под Москвою.
7121-го году октября в 22 день бояре рускою силою Московское государство взяли, Китай город, и литовских людей побили. И того ж году февраля в 22 день изобрали на Московское государство из руских родов Романовых, царьского колена, государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии, и пришол государь царь с Костромы маия в 1 день, и венчася царским венцом того ж году июля в 11 дены.
7127-го году на Покров Святыя Богородицьг приходил под Москву литовской королевичь Владислав Жижимонтовичь со многими полки литовскими и с немецкими людми и приступали к Тверским и к Орбацким воротам. И того же году с королевичем помирилися, и того же году сел на патриаршество великий государь святейший патриарх Филарет Никитичь Московский и всеа Русии, отец и богомолец государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии.
7134-го году маия в 10 день, грех ради наших, горела на Москве в Китае городе все дворы и лавки и в Кремле городе все дворы и приказы, и царской двор, и церкви Божии, и полаты и городовыя кровли, и царьския казны, много бесчисленно згорела.
Л.626 об.
7137-го году в Великой Пост на четвертой недели родися на Москве царевичь благоверный князь Алексей Михайловичь всеа Русии. Того ж году апреля в 10 день на Святой недели в пятницу, грех ради наших, горела на Москве с Чертолья по Тверскую улицу весь посад и на городе кровли. И того ж году в лете по всей Руской земле пожары были по многим городом и селам, и з давных лет таковых пожаров не помнит никто.
71З9-го году генваря в 27 день в шестом часу ночи преставися на Москве государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии мать а наша государыня великая старица инока Марфа Ивановна.
7141-го году маия в 28 день горел Китай город, дворы и лавки.
7142-го году октября в 1 день преставися на Москве великий государь святейший патриарх Филарет Никитичь московский и всеа Русии.
7143-го году пришол посол князь Алексей Михайловичь Лвов с товарыщи из Литвы и вывезли тело царя Василья Ивановича з братом со князем Дмитреем.
7144-го году в Великой Пост на четвертой неделе в день недельный в 7-м часу дня загорелася в Москотильном ряду от пороху, и лавки погорели от Варварьского крестьца по Ильинской крестец, и людей множество пригорело и прибило.
7145-го году сентября в 8 день совершена бысть церковь каменная подле Ножевого ряду во имя Пречистыя Богородицы Козанския.
7151-го году по цареву указу посланы стрелцы московския на государеву…
Л.627
… службу на Яблоново на вечное житье з женами и з детми. И того ж году посланы стрелцы московские два приказа в Асторохань з женами и з детьми на вечное житье.
715З-го году в 12 день на память преподобнаго отца нашего Михаила Молеина преставися на Москве государь царь и великий князь Михаил Федоровичь всеа Русии. И того ж году воцарися на Московское государство сын его благоверньий царевичь князь Алексей Михайловичь всеа Руси, а венчася царьским венцом государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии 154-го году сентября в 8 день.
7153-го году августа в 19 день преставися государыня царица и великая княгиня Евдокея Лукьяновна.
7156-го году июля в 2 день, грех ради наших, горела на Москве Петровка и Дмитровка и Тверская и Никицкая и Чертольская и Орбат по Тресвяцкия ворота и по Неглинну, погорели все дворы и лавки и церкви Божии и полаты, и людей много пригорело за прегрешение наше.
7157-го году родися благоверньгй царевичь князь Дмитрей Алексеевичь всея Русия.
7158-го году преставися на Москве благоверный царевичь князь Дмитрей Алексеевичь всеа Русии.
7162-го году февраля в 5 день родился благоверный царевичь и великий князь Алексей Алексеевичь всея Русии, а имянины ево февраля ж во 12-м числе.
7169-го месяца июня в 1 день родился благоверньий царевичь и великий князь Феодор Алексеевичь всеа Русии, а день анггела ево июня во 8 день.
7173-го году апреля в 10 день родился благоверный царевичь и великий князь Симеон Алексеевичь всея Русии, а день анггела ево апреля 17 день.
Л.627 об.
Лета 7160 году по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу торговали медною деньгою, а престали торговать медною деньгою во 171-м году, июня с перваго числа пошла серебряная деньга.
Лета 7166-го апреля в 4 день приехал на Вятку преосвященный Александр епископ Вятцкий и Великопермский.
182-го году месяца генваря в 7 день поехал на Корежму преосвященный Александр
епискуп на обещание свое. Того же месяца генваря в оставил свой престол, поскимился.
Лета 7172-го сентября в 17 день почали строить около Хлынова земляной город, а строил столник и воевода князь Григорей Афонасьевичь Козловской, а делали оба города 3 года.
174-го году месяца августа в 22 день родися благоверный царевичь и великий князь Иоан Алексеевичь всея Великия и Малыя и Белыя Росии, ангелъ его августа в 29 день.
175-го году месяца октября в приехали к Москве из Палестин вселенские патриеръхи митрополиты.
Л.628.
В лето 6899-го царь Тактамыш казанский посла царевича своего Бектута на страну земли Вятския с воинством ратным. Он же щед, землю Вятскую плени и взя, и множество людей посече, а иных с собою в плен поима, а искупленых пленников на выкуп отдаде.
В лето же 6929-е в стране ж земли Вятския жителя Анфала и сына его Стефана нашедши ратию Михаило Росихин с товарыщи убили.
В лето ж 6964-е великий князь Василий Димитриевичь изволил послати со князем Симеоном Ряполовским ратных людей на Вятскую землю ратию во время весненое. Он же щед не успе ничто ж, паки вспять возвратися.
В лето 6689-е июля в 24 день от Великого Новаграда жителие приидоша в страну земли Вятския, и взяша рекомый град Болван, яже ныне именуется Микулицыно.
В лета 6881-го году явился на Великой реке образ Николая Чюдотворца, что стоит в соборной церкви.
Л.628 об.
В лето 6967-го великий князь Василий Василиевичь Московский и всеа Русии страну земли Вятския взя и данми своими ю обложи.
В лето 6985-е бысть нашествие на землю Вятскую в незапное время безвестно царя казанского и воинством своим множество людей в плен поима, а иных посече, грады ж вси от взятия его сохранены быша и под теми грады вятские жители множество татарска рода побиша. И паки великий князь в весненое время посла ратных людей ваевати на Казань по велицей реце Волге и множество их поплениша, а Вятския и Устьюжския стран жителие такожде множество плениша казанских же пределов татарския роды.
В лето б997-го великий князь Иоанн Василиевичь посла на Вятскую землю воевод своих князя Данила Щеня…
Л.629
… да Григория Морозова с великим воинством. Они же пришедше с воинскими силами, Вятские земли грады взяша и жителей вятских за великого князя ко крестному целованию приведоша, а наболших лутчих вятских людей з женами и з детми сведше к великому князю к Москве в сведенцы. И великий князь Иоанн Василиевичь вятских князей и набольших людей пожаловал, повеле жити им в Городце, а иных в Кременске розсадить, а купецких людей в Дмитров посла, и земли им даде, а князей татарских повеле отпустити на Вятку во свою их землю, а крамольников смертию казни.
В лето 7061-го году царь и великий князь Иоанн Василиевичь веса Русии взя царьство Казанское со всеми прилежащими ту жилищами и людми, и устрои в нем вся своя наболшия чины со всяким воинским ололчением и правлением.
Л.629 об.
В лето 6979-е великий князь повеле князю Ивану Васильевичю Оболенскому да Борису Слепцу Вятския земли да Устьюга Великого жителем с воинским ополчением итти ратию в Поморскую страну на жителей земли Двинския. И повелением его великого князя на тое двинскую земли воевати ходиша.
В тожде лето шесть тысящь девять сот девятаго году Вятския же страны жителие воинским же ополчением по велицей реце Волге на низ идуще, плениша тамо живущих жителей, и рекомое жилище Сарай со множеством именей и всякими узорочными товары вземше и ничим не вреждени от того рекомаго Сарая шедше во свояси. И по отшествии внезапу воставшу ветру велику, и ту их всех, струги и люди, со всем вода потопи, ни един от них не остася.
Л.630.
177-го году марта в 3 день в среду Великого Поста на второй неделе преставилась благочестивая царица и великая княгиня Мария Илиничьна, родила дщерь Евдокею царевну, и царевна Евдокея родилась марта в 1 день в воскресение в зборное, того же дня и преставилась.
Лета 7178-го месяца венчася благоверный царь Алексей Михайловичь.
178-го году генваря в 16 день преставися на Москве благоверньий и великий князь царевичь Алексей Алексеевичь в шестьий час дня.
Лета 7180-го году месяца маия в 30 день родися благоверный царевичь и великий князь Петр Алексеевичь, а имя ему наречено месяца июня в 29 день святых верховных Петра и Павла.
179-го пришел вор Стенка Разин со многою силою под Астрахань и Астарахань взял и митрополита Иосифа астараханскаго с роскату…
Л.630 об.
… бросил, и бояр московских побил и дияков. И многие воровские люди к нему собралися, вверх по Волге многие грады разорять, и всею Рускою землею поколебал, и великие заставы для него вора были, и хвалился итти на государьство Московъское и пленить. И милостию Божиею того вора Стенку Разина на Дону изымали, отец его крестной казак, и скова его вора накрепка, привезли к Москве, и по государеву указу тот вор пытан накрепко, и после пытки четвертали и на кол ростыкали.
182-м году месяца августа в 23 день поставлен на Вятку епископ Иона, взят ис Тихъфинского монастыря архимандрит.
183 году генваря в 14 день приехал с Москвы преосвященньтй Иона епископ Вятский и Великопермьский в Котельничь генваря 14, а ис Котельнича поехал того же числа в Хлынов, а в Хлынов приехал того ж месяца 17 день.
Л.631
184 году генваря в 29 день во вторый час нощи преставился на Московском государьстве государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец.
Во 184-м году генваря против 30-го числа в четвертом часу нощи благочестивый великий государь наш царь и великий князь Алексей Михаиловичь всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец оставя свое земное царьство, преселися в вечный покой.
184-го году июня в 19 день великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец в царьствующем великом граде Москве во святей соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы, от благословения отца и богомолца своего, великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всея Росии и от всего освященного собора пресветлым царьским венцем венчался, и диадиму и порфиру царьского величества восприял, и на пресветлый…
Л.631 об.
… царьский престол Великоросийскаго царьствия возведен, по благочинию царьского величества и скифетродержавство Московского государьства приял, по благодати всесилнаго в Троицы славимаго Бога. И святейший патриарх с преосвященными митрополиты на архиепископы епископом с прилучившимися во царьствующем граде Москве и со всем освященным собором ево царьский сигклит и всем государьством Московским ему Богом венчанному и елеом святым помазанному великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, на престоле его царьского величества поздравляли и челом били и дары подносили, а того дни на Москве по собором и по приходским церквам за него великого государя молебны пели перед обеднею за благовестом.
175-го году месяца июля в 12 день бысть во граде Хлынове гром страшен и молния, и от молнии згорел двор монастырьской конющенной со всякоею збронною конскою.
179-го году июня в 16 день загорелся монастырь…
Л.632.
… от молния соборная церьковь Успенская, и от того згорел весь монастырь месяца июня в 16 день в 13-м часу дни, и колокола растопелись.
182-го августа в 23 день посвящен в епископы на Вятку Иона, а преведен. Был архимандритом в пречестней обители на Тихфине у Богородицы, а на Вятку приехал владыка Иона генваря в 17 день, и обрадовашася Вятския страны жителие своему владыце, яко Богу, и сретоша его честно и богоугодно.
183-го сентября в 11 день приехал на Вятку в Котелничь с Москвы стрелетцкого приказу пристав Сенка Братухин, а превезл грамоту преосвященного Ионы епископа Вятцкого и Великопермского новопоставленного, об нем Бога молили в соборной церкве Живоначалной Троицы.
Лета 7063-го году при царе и великом князе Иванне Васильевиче всеа Русии ездили к Москве с чюдотворным образом Николы Великорецъкаго.
Л.632 об.
Лета 7123-го году сентября в 2 день по указу царя и великаго и князя Михаила Феодоровича всеа Русии поехали к Москве с чюдотворным образом Николою Великорецким.
Лета 7153-го году поновлен чюдотворный образ Николы Великорецкий.
Благоволением в Троицы славимаго Бога великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец изволил понятии благородную девицу Симеоновну, дщерь Симеона Федоровича Грушецкого Агафию Симеоновну, и сочеталъся законным браком в лета от сотворения света седмь тысящ сто осмь десять осмаго году месяца июля во осмый на десять день.
А имяниньг великия государыни царицы и великия княгини Агафии Симеоновны…
Л.633.
… месяца февруария в пятый день святыя мученицы Агафии.
189-го месяца июля в 11 день родился благоверный великий государь царевичь и великий князь Илья Феодоровичь в 6 час нощи в 1-й четверте.
И после рождения в 15 день преставилася благоверная государыни царица и великая княгиня Агафия Симеоновна в 14 час дня.
Того ж месяца в 21 день за час утра преставился благоверный государь царевичь Илия Феодоровичь.
Во 190-м году апреля в 27-м числе в 13-м часе дня благочестивый государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, оставя земное царьство, преселися в вечный покой.
И по отшествии его государеве 190-го ж году месяца апреля…
Л.633 об.
175-го году месяца июля в 12 день бысть во граде Хлынове гром страшен и молния, и от молнии згорел двор монастырьской конющенной со всякоею збронною конскою.
179-го году июня в 16 день загорелся монастырь…
Л.632.
… от молния соборная церьковь Успенская, и от того згорел весь монастырь месяца июня в 16 день в 13-м часу дни, и колокола растопелись.
182-го августа в 23 день посвящен в епископы на Вятку Иона, а преведен. Был архимандритом в пречестней обители на Тихфине у Богородицы, а на Вятку приехал владыка Иона генваря в 17 день, и обрадовашася Вятския страны жителие своему владыце, яко Богу, и сретоша его честно и богоугодно.
183-го сентября в 11 день приехал на Вятку в Котелничь с Москвы стрелетцкого приказу пристав Сенка Братухин, а превезл грамоту преосвященного Ионы епископа Вятцкого и Великопермского новопоставленного, об нем Бога молили в соборной церкве Живоначалной Троицы.
Лета 7063-го году при царе и великом князе Иванне Васильевиче всеа Русии ездили к Москве с чюдотворным образом Николы Великорецъкаго.
Л.632 об.
Лета 7123-го году сентября в 2 день по указу царя и великаго и князя Михаила Феодоровича всеа Русии поехали к Москве с чюдотворным образом Николою Великорецким.
Лета 7153-го году поновлен чюдотворный образ Николы Великорецкий.
Благоволением в Троицы славимаго Бога великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец изволил понятии благородную девицу Симеоновну, дщерь Симеона Федоровича Грушецкого Агафию Симеоновну, и сочеталъся законным браком в лета от сотворения света седмь тысящ сто осмь десять осмаго году месяца июля во осмый на десять день.
А имяниньг великия государыни царицы и великия княгини Агафии Симеоновны…
Л.633.
… месяца февруария в пятый день святыя мученицы Агафии.
189-го месяца июля в 11 день родился благоверный великий государь царевичь и великий князь Илья Феодоровичь в 6 час нощи в 1-й четверте.
И после рождения в 15 день преставилася благоверная государыни царица и великая княгиня Агафия Симеоновна в 14 час дня.
Того ж месяца в 21 день за час утра преставился благоверный государь царевичь Илия Феодоровичь.
Во 190-м году апреля в 27-м числе в 13-м часе дня благочестивый государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, оставя земное царьство, преселися в вечный покой.
И по отшествии его государеве 190-го ж году месяца апреля…
Л.633 об.
… в 27 день в 13-м часе дня по благословению великого господина святейшаго Иоакима патриарха московского и всеа Росии со освященным собором, благословением брата его государева, благороднаго государя царевича и великаго князя Петра Алексеевича, отца и брата его государева на престол, быти великим государем царем и великим князем всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцем.
Того ж 190-го году маия в 15 день в царьствующем граде Москве учинился бунт, и московские стрельцы многих бояр и начальных людей, князя Георгия, а по реклу князя Юрья Долгорукого, с товарыщи побили.
Л.634
Того ж 190-го году маия в 26 день по воле всемогущаго в Троице славимаго Бога, и по общему совету великих государей, и по упрошению великого господина святейшаго Иоакима патриарха московского и всеа Росии и со всем освященным собором, и по челобитью подданных государьских, Касимовских и Сибирских царевичей, и бояр и окольничих и думных людей, и всяких чинов служилых людей, воцарился великий государь царь и великий князь Иоанн Алексеевичь всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец; опщее восприяли державу з братом своим великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем.
От воплощения мира 7233 от воплощения Христова 1725-го году генваря в 28 день пред Сырной неделею в четверток на пестрой,…
Л.634 об.
… по воле всемогущаго Господа Бога, всепресветлейший деръжавнейший Петр Великий, император и самодержец Всероссийский, отец отечестьвия, государь всемилостивейший, чрез двенатцатидневную жестокую болезнь от сего времянного в вечное блаженство отиде а о наследствии престола Росийского ей всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексиевне самодержице Всероссийской вручил.
Писал поп Филипп.
1727 году маия в 6 день, по воле всемогущаго Господа Бога, всепресветлейщая державнейшая государыня наша императрица Екатерина Алексиевна от сего времянного в вечное бла…
Л.635
… женство отиде, а о наслетствии престола Росийского внуку своему, государю нашему, второму императору Петру Алексиевичю, самодержцу Всеросийскому, вручила месяца маия в 7 день. Писал поп Филипп.
А в Хлынов город указ прислан, и у присяги были священицы и градцкие люди июня в 14 день 1727 году.


В 2008 г. электронная копия списка была прибретена приходом церкви Иоанна Предтечи г.Вятки для его дальнейшего научного исследования. Здесь представлены его фрагменты, интересные для истории возникновения первых вятских городов - Никульчино, Котельнича и Хлынова. Просим Вас не использовать настоящую публикацию для коммерческих целей, но только для научной работы. Для ознакомления со всем списком рукописи Вы можете обратиться к администратору сайта этой церкви по адресу: o_alexander@mail.ru


 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007