Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
История старообрядчества

Архитектурный ансамбль Трифоновна монастыря Вятки. Его история и современность.




«Архитектурный ансамбль парит над гладью речных просторов. Великолепно просматриваясь с разных сторон, он раскрывает исключительное богатство своих видовых перспектив. Свободная, живописная привязка монастырских зданий говорит о высоком мастерстве древних зодчих, удачно использовавших особенности их ансамблевого построения. Белоснежные храмы старинной обители, утопающие в изумрудной зелени летом и окруженные серебристой дымкой мороза зимой, окаймленные золотом красок осенней природы и звонкой голубизной весеннего неба, вносят романтическую ноту в архитектурно-художественный облик древнего города».



Историк и краевед И.В. Берова



Мое первое знакомство с Успенским Трифоновым монастырем состоялось в 1986 г. Тогда это был просто комплекс разоренных зданий. На захламленной территории в кучах мусора еще можно было увидеть разбитые древние надгробия, здесь же почему-то слонялись худые дворняги. Было тихо и удивительно спокойно. Однако со мной, человеком не религиозным, происходила странная метаморфоза. Душа, опустошенная повседневной суетой, наполнялась чем-то непостижимым и светлым.


НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА МОНАСТЫРЯ


К концу XVI столетия город Вятка, основанный в 1374 г. новгородскими ушкуйниками, стал форпостом продвижения русского государства на Урал и в Западную Сибирь. В крае расширялись посевные площади, росло поголовье скота. Вятка поставляла хлеб для служилых и ратных людей на присоединенных к Московскому государству новых землях. Выгодное экономическое положение города не осталось незамеченным для влиятельного дома уральских промышленников Строгановых. В качестве проводника своих интересов ими в Вятку (тогда город назывался Хлыновым) был послан инок Спасского Пыскорского монастыря, Трифон (в миру Трофим).


Сам Трифон родился в 1546 г. в с.Немигонка, Мезень, Архангельская губерния в семье зажиточного крестьянина Димитрия Подвизаева, был младшим сыном. С детства воспитывался набожным человеком. Отец умер рано и в молодости вел юродствующий образ жизни. Избегая людской славы, после совершения чуда Трофим уходит в Пыскорский монастырь созданного Строгановыми в верховьях реки Камы . Вскоре он приходит к настоятелю монастыря Варлааму и просит принять его в число братии. Варлаам постригает его в иночество и даёт ему имя Трифон. В это время Трофиму шёл 22 год.


В 1580 г. Трифон прибывает в Вятку и просит местных жителей устроить «святую обитель». Почему никому не известный ранее инок так «показался» местным богатеям? Известно было о его чудесных исцелениях. Из летописей следует, что решением Земского Собрания именитых граждан Трифону была передана челобитная для вручения царю Иоанну Васильевичу (Иван IV), подписанная всеми пятью городами вятской провинции, «чтобы государь пожаловал, а преосвященный митрополит благословил... к созданию монастыря и о устроении его». В челобитной вятчяне писали, что «города местные от московских удалены и негде вятским людям постригаться, и не от кого принять перед смертью иночества», и просили великого государя дать для нового монастыря место, «...а излюбили есте в строителя Пыскорского монастыря постриженного старца Трифона...».


В Москве у Трифона нашлись весьма влиятельные покровители – бояре Бельские, Романовы и Черкасские, они обеспечили ему «прохождение бумаг» и милость государя. Уже 12 июня 1580 г. царь Иван IV (1530-1584) торжественно вручил 34-х летнему «старцу Трифону» грамоту об отводе под монастырь старого городского кладбища с двумя ветхими церквами во имя Успения Пресвятой Богородицы и Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла и пожертвовал обители ту землю, которую просил прп. Трифон. Сверх того царь дал колокола и богослужебные книги для новой обители. Вместе с грамотой царя старцу была вручена патриашия, гарантирующая ему неприкосновенность от действий местных властей (в «монастырь к ним въездати никому и до крестьян монастырских дела нет никому же и под суд ходите, а судимы они в Москве»). Сам прп.Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя.


Получив царские грамоты, 24 июня преподобный вышел из Москвы, 20 июля пришёл в Вятку и был встречен с великой радостью.
Теперь пришло время прп. Трифона начать строительство. Не прошло и года, как на местности, известной под названием «Балясково поле», поднялась деревянная Благовещенская церковь – храм состоял из двух срубов: высокая клеть основного помещения и низкая широкая трапезная с притвором. Прп. Трифон перевез в Вятку на плотах заброшенную церковь из города Слободского, разобрав ее за сутки нанятой им артелью (в 1728 г. на том же месте построена каменная Благовещенская церковь).
Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение, а с ним и увеличивалось влияние прп. Трифона в крае. В 1586 г. он решил выстроить новый обширный собор в честь Успения Богоматери. Заручившись поддержкой местного воеводы Василия Овцина, преподобный собрал с Вятских купцов необходимые пожертвования и в 1588 г. местные зодчие срубили в монастыре деревянную церковь, поразившую современников причудливостью своих форм. Для непритязательного (и по сей день!) населения Вятки его архитектурный замысел стал откровением. Свои деревни с угодьями в Специнском стану пожертвовал монастырю Василий Овцин, он же покрыл главу Успенского собора белым железом. Засвидетельствовали свое уважение монастырю и многие другие влиятельные люди края и России. Иван Грозный «безданно и безоброчно жалует селами, деревнями с людьми, озерами и пашнями, лугами и денежными средствами. В знак особого благоволения 12 подвод с книгами, иконами, ризами и разной церковной утварью, отправил в дар монастырю царь Федор Иоанович (1557-1598). Дозорная книга городового приказчика Федора Рязанцева, составленная в 1601 г. свидетельствует, что: «Монастырь имел четыре деревянных храма: 1. Соборный Успенский, шестиглавый, круглый седмипрестольный... 2. Благовещенский – четырехугольный, клецки, однопрестольный. 3. Иоана Предтечи и Преподобного Сергия четырехугольный с трапезою и келарскою, двуглавый с двумя престолами. 4. Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный».
С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам преподобный Трифон. В центре монастырской территории возвышалась на 4 столбах колокольня с 8 колоколами, крытая шатром. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, из которых один назывался Святыми вратами. В глубине монастыря размещались настоятельские и братские кельи, погреба, житницы, поварня с хлебнею и квасовария с двумя большими медными котлами.
На рубеже XVII столетия за монастырем числилось 24 тыс. крестьян, выплачивающих оброк монастырю. Ризницы хранили весьма дорогие вещи: золотых окладах и усыпанные жемчугами и каменьями, богато оформленные рукописные книги, церковная утварь.
Однако жизнь самого прп. Трифона в монастыре стала невыносимой. Но преподобный спокойно и кротко увещевал братию: «Нам, братия, следует жить по преданию святых отец, довольствоваться общей трапезой в определенное время, вина не держать». Так кротко поучал подвижник свою братию. Но они ещё более досаждали святому, хотели избить его, иногда силой брали у него церковные ключи, гнали из монастыря.
Они избрали вместо прп. Трифона настоятелем ученика его Иону Мамина, родом из московских дворян; тайно написали в Москву прошение и послали Иону для поставления в архимандрита в то время, когда подвижник уходил из обители для сбора подаяний. В Москве, по ходатайству родственников, Иона был возведен в архимандрита. Источники, освещающие это событие, очень скупы на подробности.
Серьезные неприятности у прп. Трифона начались только после прихода к власти Бориса Годунова в 1598 г. Род Романовых был заподозрен в попытке «извести царский род», репрессирован и сослан в Вятский край. В июле 1601 года в Яранск был сослан боярин Василий Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Федоровича Романова, основателя царской династии.
Попали опалу и другие покровители старца – бояре Бельские и Черкасские. Иван Борисович Черкасский. Это сын Бориса Камбулатовича, который в 1592 году удостоился боярского звания. При избрании Бориса Годунова Иван поставил свою подпись на соборном определении за него, однако это не избавило Ивана от преследования со стороны Годунова. Иван Борисович был сначала отправлен в Вятку, но в 1601 году ему разрешили жить в Нижнем Новгороде.
Подозрительный Годунов (1552-1605) заподозрил прп. Трифона в связи с Романовыми и назначил полную ревизию всего монастырского хозяйства под началом усердного Федора Рязанцева.
Прп. Трифон не стал дожидаться ее результатов. Как он и ожидал, они оказались для него очень неблагоприятными. Он уехал из Хлынова в Сольвычегорск Вологодской губернии по просьбе своего могущественного покровителя, Никиты Григорьевича Строганова. Его дальнейшим гонениям способствовали слухи о каких-то неясных связях с самозванцем – «вором Гришкой Отрепьевым» (убит в 1606 г.). По одной из версий, прп.Трифон познакомился с ним в московском Чудовом монастыре, по другой – будущий самозванец был послушником Успенского монастыря. На слухах земля держится...
К этому времени прп. Трифон был стар и болен, старец умер 8 октября 1612г.Ему было 66 лет.
После смерти прп. Трифона его почитают как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль города Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован.


Власть в России вновь поменялась, Романовы из изгнанников стали правящей династией. В избрании Михаила Романова род Черкасских сыграл большую роль. А тот же Иона Мамин был в числе участников Земского собора 1613 г. и подписал «список избрания на царство» Михаила Романова.


МОНАСТЫРЬ ПОСЛЕ ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА


Все XVII столетие было периодом расцвета монастыря. Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство. 5 декабря 1657 года назначен во вновь учрежденную Вятскую епископ Александр Вятский. Он 16 лет управлял Вятской епархией. В годы его пребывания в Хлынове (Вятке) и других городах Вятской епархии продолжалось строительство деревянных церквей, возникали новые приходы, 2 церкви были построены и освящены в Успенском Трифоновом хлыновском монастыре при непосредственном участии Александра Вятского. 8 января 1674 года, на 17-м году своего служения в Вятке епископ Александр поехал в обитель Николая чудотворца на Коряжму, где посхимнился и оттуда написал государю и патриарху в Москву, что "правительствовать епархией больше не желает".
Первое каменное сооружение ансамбля Трифонова монастыря - Успенский собор, строительство которого велось с 1684 по 1689 годы. 28 мая 1684 года монахи Успенского Трифонова монастыря начали отрывку рвов под фундаменты главной монастырской церкви. 31 мая 1689 года состоялось освящение собора.
В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого прп. Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака.
Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного.





Рака с мощами преподобного Трифона

До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.
Сложные времена начались у монастыря с воцарением Петра Первого. По его указам монастырские мельницы и рыбные ловли были определены в Государственную казну, «остаточные» же деньги предписывалось отсылать в Сибирский приказ. В 40-е годы XVIII столетия монастырь обязывают выплачивать большие налоги в Коллегию Экономии. По монастырским вотчинам прокатилась волна восстаний. Что уменьшило поступление в казну оброка. Большой урон монастырю нанесли реформы Екатерины II в области церковного управления и пожары 1700, 1752 и 1770 гг.

Большая часть угодий монастыря была объявлена государственной собственностью, монастырь был зачислен в 5-й штат второго класса с точно определенным числом служащих и угодий. Его материальное положение во второй половине XVIII столетия ухудшилось настолько, что пришлось при вратах монастыря и в церквах во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.
С воцарением императора Павла Петровича (1796), указом Синода монастырю были возвращены его лучшие земли и дарованы льготы. Особенно поспособствовал возрождению и процветанию монастыря деятельный и энергичный архимандрит Амвросий (средина XIX столетия). Значительные доходы, полученные в этот период, позволили монастырю проводить работы по реконструкции зданий, благоустройству территорий и ремонту монастырских построек. В 1912 г. историк К. Селивановский так описывал Успенский ансамбль: «Кто бывал в Монастыре, тот ныне приятно будет поражен тем благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители преподобного Трифона. Здания монастырские реставрированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом. Монастырский двор своею чистотой и благоустройством производит самое приятное впечатление».

Общий вид монастыря, конец XIX столетия

После революции 1917 г. монастырь был разорен. Восстановительные работы начались в средине 1950-х гг. и с перерывами продолжаются до настоящего времени. С 90-х гг. ХХ столетия, после его передачи во введение Вятской епархии, реставрационные работы значительно активизировались и ведутся с привлечением известных мастеров. К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря.






План Вятского Успенского Трифонова монастыря

1. Успенский собор (1684-1689); 2. Никольская надвратная церковь (1690-1695); 3. Колокольня (1714); 4. Трехсвятительская церковь (1714); 5. Благовещенская церковь (1728); 6. Настоятельский корпус (1719); 7. Братский корпус (1742); 8. Северо-восточная башня (1742); 9. Северо-западная башня (1742); 10. Монастырская караульня (1740); 11. Братские кельи, в которых располагалась семинария (1764); 12. Юго-западная башня (1774-1775); 14. Монастырская поварня (1769); 15. Часовня (1684); 16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856); 17. Летний дом настоятеля (1849).

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ




Успенский собор возводился под руководством московских зодчих по примеру Успенского собора Московского кремля (1684-1689).





Успенский собор

Назначение храма - быть главным монастырским зданием, определило его тип: пятиглавый, четырехстолпный. С тремя полукружиями апсид – тип, освященный традицией. Весь внешний облик собора с трехчастным членением стен легкими лопатками, дугами полуциркульных закомар и пышным пятиглавьем создает впечатление спокойного и величавого массива. Контуры которого привлекают внимание верующих выразительной простотой своих лаконичных линий. Боковые главы, несколько сдвинутые от углов к центру храма, равномерно группируются вокруг массивного центрального купола на широком барабане, грузно венчая монументальный четверик. Окна расположены симметрично и строго, гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных плоскостей стен. О принадлежности храма XVII столетию свидетельствуют: характерное завершение наличников трехлопастными кокошниками изящного профиля; мелкий декор, набранный из лекального кирпича; нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, ряда поребрика.


Никольская надвратная церковь (1690-1695) построена московскими мастерами. Отмечается стилевая общность с Успенским собором.



Во дворе Успенского Трифонова монастыря. На переднем плане Никольская надвратная церковь (фотография Михаила Васильевича Супотницкого , 2004)

Над средней частью храма был устроен зал для монастырской библиотеки. Над проезжими вратами располагались образы преподобного Трифона, со стороны двора – Архистратига Михаила. Храм фланкируется корпусами настоятельской и братской келий, что придает торжественность главному въезду в монастырь. Широкая арка подклетного этажа ведет во внутренний парадный двор монастыря.


Трехсвятительская церковь




Трехсвятительская церковь (фотография Михаила Васильевича Супотницкого 1999 г. )

Храм расположен на юго-западном участке территории Трифонова монастыря. Своё летоисчисление церковь ведёт ещё с тех давних времен, когда Семёновскую пустошь, позднее отданную под мужскую обитель, занимало городское кладбище. В описи 1610 года Ф. Рязанцева значится храм «Иоанна Предтечи да преподобного Сергия, древян, клецки с трапезою и келарскою о два верха, сооружение мирское». После пожара 1700 года, уничтожившего почти все деревянные монастырские сооружения, архимандрит Александр стал добиваться разрешения на постройку каменной больничной церкви. Только в 1711 году с указа Петра I были заложены больничные кельи с домовым храмом, который в 1717 уже освятили в честь Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. Во время большого пожара 1752 года памятник сильно пострадал. Средства на его восстановление пожертвовал вятский публичный нотариус Пётр Пупырев, пожелавший освятить храм во имя своих патронов - Московских святителей Петра, Алексея и Иона (отсюда название – «Трёхсвятская» или «Трёхсвятительская» церковь). Статус больничной церкви был утрачен в 1799 году, когда больничные палаты, примыкавшие к западному фасаду, были разобраны за их ветхостью. С начала XIX столетия, церковь была отведена для церковных служб по воскресным и праздничным дням.




1 - храм во имя Московских Святителей Петра, Алексея и Иона (1711-1717 гг.);
2 - местоположение больничных келий (1711-1717 гг.), разобранных в 1799 г.;
3 - местоположение Зосимо-Савватиевского придела (2-я половина XVIII в.), разобран в 1778 г.;
4 - местоположение паперти (конец XVIII - начало XIX вв.), утрачена.

Благовещенская церковь монастыря. располагается к юго-западу от главного собора.
Выстроенная за центральной площадью ансамбля, она придает многоплановость и глубину всей живописной группе основных монастырских сооружений и как бы отделяет официальную парадную часть ансамбля от внутренней монастырской территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками. Архитектура частично была заимствована с древнего, деревянного храма, привезенного Трифоном из Слободского (эффектная «курма» с главкой в завершении, украшавшая деревянную церковь, была воспроизведена на каменном храме с незначительными изменениями). Церковь, по первоначальному замыслу ее строителей, представляла собой массивный двухсветный четверик, перерытый четырехгранным куполом. Кубоватая форма храмовых завершений заимствована с северных регионов страны. Криволинейная форма подобного венчания усиливала выразительность храма, вносила сказочность в трактовку его силуэта. На фасадах храма сохранилась широкая лента богатого карниза, однако в целом Благовещенская церковь является памятником переходного периода, совместившего в себе причудливое «узорочье» допетровской эпохи и скромные элементы петровской архитектуры.



Благовещенская церковь

Колокольня.Деревянная шатровая звонница на четырёх столбах была срублена в Успенском монастыре в конце XVI столетия. В 1710 году архимандрит Александр хлопочет о сооружении каменной колокольни. По царскому указу на строение были выделены средства из государственной казны. В 1714 году звонница пополнила каменные здания монастыря. Её монументальный столп, увенчанный главкой с крестом над ярусами звона, связывал воедино всю группу центральных сооружений монастыря, сообщив их асимметричной расстановке уравновешенность и необходимую законченность.
После пожара 1752 года завершение колокольни было перестроено, при этом сохранена ярусная композиция венчающей части. Работы по восстановлению звонницы были окончены к 1764 году, а в 1779 кузнец Василий Мерин «с товарищи» перекрыл её железом. До этого колокольня имела тесовые кровли с узорными подзорами. В XIX столетии её верхний ярус украсили часы.




Колокольня

Башни монастыря всего их четыре, строились в качестве композиционного приема, который позволял бы усилить живописность монастыря, шатры башен зрительно притягивали горизонтали монастырских стен к некому высотному центру.



Рисунок северо-западной башни начала ХХ столетия, построена в 1742 г.

Монастырский сад располагался вдоль западной стены, когда посажен, неизвестно. В 1774 г. его огородили решетчатой оградой с двумя калитками, позднее он разросся в великолепный парк. В начале XIX столетия парк получил регулярную планировку (три параллельные аллеи пересекали продольные линии зеленых насаждений). Никодим Казанский вспоминал: «От Настоятельского корпуса далее по той же линии сад, шириною 17 саженей, длиною более 60. Он прислонился к стене. Сад старинный. Тут две беседки, из коих одну можно назвать хорошеньким домиком». В настоящее время на территории монастыря нет ни малейших следов существования здесь когда-то в прошлом сада.

Святой источник – находится на восточной окраине монастыря. Происхождение его следующее. В 1804 г. ремонтировалась часовня над колодцем, который рыл сам Трифон. Тогда к источнику «в часовенный кладез» были проведены выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Часовня представляла собой оригинальный комплекс из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницей из 16 ступенек. К часовне примыкал крытый ход. В средине 1990-х гг. часовня была заботливо восстановлена. В емкость, в которую вытекает из под часовни вода, местные жители бросают монеты. Считается, что если при этом загадать желание, то оно обязательно исполнится.




Вид на Успенский Трифонов монастырь. В центре – Братский корпус, на заднем плане – Успенский собор, справа – Надвратная церковь (фотография Михаила Васильевича Супотницкого, 1995 г. )

использован материал с сайта http://www.supotnitskiy.ru/stat/stat42.htm
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007