Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
История старообрядчества

Путешествие на родину преп. Трифона Вятского

Однажды я перелистывал изрядно потрёпанную брошюрку столетней давности. Это было житие преподобного Трифона Вятского, изданное в 1912 году для народных училищ. Моё внимание привлекли первые слова рассказа о жизни преподобного старца: «Среди дремучих лесов Архангельской губернии, вблизи нынешнего города Мезени, селение Малая Немнюшка (ныне село) взрастило в себе сего угодника Божия…» Вот бы, подумалось тогда мне, побывать в этих местах, посмотреть, какова она – родина преподобного Трифона.

Я стал изучать материал и узнал, что село Малонемнюжское (Малая Немнюга) на карте не существует. В этом месте значатся три деревни Мезенского района Архангельской области: Совполье, Чижгора и Соколово. Около полугода я вынашивал мысль о посещении этих мест. Описание села и места рождения преподобного Трифона, сделанное священником Осокиным в 1912 году, было достаточно подробным, но я не был уверен, что всё, о чём он пишет, сохранилось до наших дней. В частности он писал, что преподобный родился в деревне Конещельская в 4 верстах от села. Что это за Конещельская и где её искать?




Маршрут был составлен заранее. Нам предстояло добраться сначала до посёлка Шарья Костромской области, а оттуда строго на север в Вологодскую область. Там нас ждала первая остановка – Великий Устюг.






За окном автомашины быстро мелькали вятские, костромские и вологодские деревни, а вот и Кичгородок на берегу реки Юг. Утром следующего дня мы отправились в Михайло-Архангельский монастырь. Эта обитель давно не состоит в списке действующих монастырей Русской Церкви.




Великий Устюг

В житие преподобного Трифона говорит нам, что после того, как он семнадцатилетним отроком покинул отеческий дом, он пришёл сюда – в Устюг. В середине XVI века с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю Устюг стал развиваться как торговый центр. Именно в этот период за ним утверждается название Великий. Одновременно Устюг являлся и духовным центром Русского Севера. В том далёком XVI веке стояла на посаде города возле Архангельского монастыря деревянная Афанасьевская церковь. Священник этой церкви Иоанн приютил и духовно окормлял доброго и смиренного юношу Трофима (так звали преподобного Трифона до монашеского пострига). Он и благословил его на молитвенное делание в монастыре. Пролетели столетия, пожары и лихолетья не сохранили до нас Афанасьевской церкви, но по-прежнему стоит в Устюге Михайловский монастырь, словно памятник той древней эпохе.

Но наш путь был дальше. что дорога проложена строго вдоль берега Северной Двины. Именно по Северной Двине преп. Трифон пришел в Устюг, чтобы затем совершить свой путь в Пермскую и Вятскую земли. Это было более 400 лет назад. Это важно, если вспомнить, что в древности все длительные переходы совершались по рекам, то именно таким путём по рекам Немнюге, Кулою, Пинеге и Двине и пришёл преподобный Трифон в Великий Устюг.




Река Северная Двина

Мы как бы повторяли его путь – только в обратном направлении. На пути нас встречали архангельские сёла. Одно из них Тулгас, чуть в стороне от Северной Двины недалеко от места её слияния с Вагой. Небольшое селение с двумя полуразрушенными церквями. Архитектура деревянных храмов удивительна и прекрасна. Наибольший интерес представляет более старая – Власиевская церковь 1795 года. Отличительной особенностью храма является его завершение, выполненное в виде огромной восьмигранной луковицы. Поражаешься мастерству, с которым сделаны эти храмы, и скорбишь сердцем, глядя сейчас на их сутулые силуэты.




Деревяные храмы русского Севера.

На третий день мы добрались до устья реки Пинеги. Здесь, где эта могучая река впадает в Северную Двину, на высоком обрывистом берегу расположилось село Усть-Пинега.
Вдруг среди деревьев просвечивает извилистая полоска реки Пинеги. Пропустить Пинегу нельзя, даже самый лихой водитель сбросит скорость перед этой северной красавицей. Длина реки 779 километров, русло большей частью песчаное с большим количеством мелей. Её берега живописны настолько, что хочется идти и идти вдоль них. Таёжный лес. Повсюду скальные обнажения породы. В среднем течении русло реки разбивается на рукава и подходит то к одному, то к другому коренному берегу, образуя почти отвесные обрывы высотой до 50 метров. В реке нерестятся сиг, хариус и даже сёмга.
Был уже поздний вечер, когда мы подъехали к мосту через реку Немнюгу. Чёрная и немного ржавая вода реки говорила нам, что своё начало она берёт в торфяных болотах Мезенского края. Разузнав, как проехать в село Совполье, мы поспешили отправиться туда. На окраине села нам навстречу попались две женщины. Каково было наше удивление, когда обе они сказали что знают, где была деревня Конешельская, и что там и сейчас стоит часовня, которую в народе называют «Трифон». Ещё дома я узнал о челобитной грамоте из документов архангельского архива, в которой говорится, что ещё в 1710 году жители деревни Конешельской вместе с приходским священником села Малонемнюжского обратились к епископу Холмогорскому и Важскому с просьбой о строительстве в их деревне часовни во имя преподобного Трифона Вятского. Что и было исполнено. Промыслом Божиим эта часовня стоит до сих пор.




Река Немнюга.

Мы немедленно решили отправиться к ней. Нас предупредили, что дорога туда «не очень». И что без проводника можно и заблудиться. Ещё пять километров пути, и мы на месте. Вот она родина великого подвижника и печальника земли вятской – преподобного Трифона. На крутом берегу реки Немнюги стоит одинокая часовня.




Ни одного дома в Конешельской больше нет. Последние жители уехали из неё ещё в 1969 году. Огромная поляна, на которой стояла деревня понемногу зарастает лесом. Я стоял, смотрел на часовню и думал, каким чудом сохранилось это маленькое ветхое деревянное здание. Где-то здесь, на этой земле стоял дом семьи Подвизаевых. Здесь прошло его детство и отрочество. Отсюда он семнадцатилетним юношей отправился в далёкое и трудное путешествие по северным землям.
Вот как об этом рассказывает его житие:
«Благочестивый крестьянин по имени Димитрий и жена его Пелагия твёрдо соблюдали заповеди Божии, часто посещали церковь, подавали милостыню неимущим. Они были зажиточны, имели несколько сыновей, младшим из всех был Трофим. Благодать Божия почивала на сём отроке: всегда повиновался он своим родителям, с ранних лет соблюдал строгий пост, был тих нравом, кроток, ко всем приветлив. Отец Трофима Димитрий скоро помер. После его смерти блаженный отрок жил вместе с матерью и братьями, повинуясь им во всём. Когда же он достиг совершеннолетнего возраста, сродники его желали, чтобы Трофим вступил в супружество. Но в этом одном блаженный не хотел повиноваться воле старших, хотел пребывать в девстве, остаться свободным от мирских связей.».



Часовня преп. Трифона в Чижгоре.

Село Малонемнюжское, приходу которого относилась деревня Конешельская, расположено на высоком холме и сейчас называется Чижгора. Откуда взялось такое название неизвестно. Церковь, в которую ходила семья Подвизаевых, не сохранилась. В 1643 году на её месте была выстроена новая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, поэтому село иногда называли Воскресенским. Этот храм, удивительный по архитектуре, с высоким шатром и прекрасной обходной галереей был разрушен совсем недавно – в 1988 году. Обстоятельства, послужившие к его уничтожению, оказались самые нелепые. В том году в деревне Чижгора рядом с храмом, к тому времени уже закрытым и разорённым, был построен каменный дом культуры. И по требованию пожарных ветхое деревянное здание церкви было снесено. Так нелепо прервалась жизнь уникального памятника, о котором писали многие исследователи северной деревянной архитектуры. В этом храме до его закрытия хранился старинный образ преподобного Трифона Вятского, что свидетельствовало о глубоком почитании святого в этих краях.
По воспоминаниям старожилов, за последние сто лет ни один вятский человек не вступал на эту землю. Уверен, что мы были первыми, но отнюдь не последними вятскими жителями, прибывшими на родину Трифона Вятского. В 2012 году Русская Православная Церковь отметит 400-летия преставления преподобного. Думается, что достойным приношением к этому славному юбилею было бы восстановление древней часовни на его родине. И сделать это должны вятские люди в благодарность за тот колоссальный вклад преподобного Трифона в духовное развитие нашего края.




Участники поездки - Константин, Владимир и о.Андрей


Материал с сайта:http://uni-vyatka.prihod.ru/
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007