Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
История старообрядчества

история сел и деревень Вятской земли

На нашем сайте archidesignfrom.ru начинается публикация старых сел, деревень, улиц и зданий, расположенных на территории Кировской области.

С массовым переселением сельских жителей в поселки и города, многие деревни, где издавна проживали жители Вятской губернии, перестали существовать. Исчезло около 5 000 деревень по всей области. На их территории порой не осталось и следа существования деревни, одни лишь огромные старые тополя указывают, что когда-то тут жили люди, растили детей, занимались сельским хозяйством. Тополь стал памятником деревне, дому, архитектуре, которой уже нет.

Однако в некоторых старых деревнях все еще остаются жилые и брошенные дома, некоторые используются под дачи. Иногда в селах встречаются церкви, как правило уже недействующие. Вся эта старая застройка, сформированная веками, обладает особой художественной и исторической ценностью. Именно сохранению исторической памяти .

Слободской район, Каринское сельское поселение.

Село Карино.В 20 километрах от города Слободского расположилось старинное село Карино, некогда крупнейшее поселение. Карино объединяло нерусские народы, либо издревле населявшие местные земли или переселившиеся татары и булгаре. Село Карино и близлежащие села были столицей Арских князей-татар, контролировавших территорию между реками Вяткой и Чепцой. Село населяло более пяты тысяч человек, множество каменных зданий, мечетей. Магометанство было господствующей религией.

В настоящее время Карино имеет сохранившиеся исторические здания: деревянные, кирпичные и комбинированные. В целом создается ощущение контраста, много домов брошенных и запущенных, но есть и наоборот опрятные и ухоженные. Отличительная особенность местной архитектуры —своеобразный национальный декор в отделке фасадов, оконных наличников, ограждениях. Так же стоит отметить особые природные условия — холмистый ландшафт с перелесками, типичный для более южных малолесистых районов.



Деревня Нижние Кропачи.

Слободской район, Стуловское сельское поселение.
Деревня расположена между городом Слободской и деревней Стулово. Со временем застройка всех трех населенных пунктов срослась и теперь плавно перетекает друг в друга не имея четких разграничений. Когда-то по главной улице деревни проходил тракт Вятка—Слободской, но теперь основная трасса огибает деревню, и улица утратила свое значение и былую красоту. Судя по наличию двухэтажных каменных и полукаменных домов с флигелями застройки позапрошлого века, деревню населяли весьма благополучные и успешные жители. Исторические здания в основном выполнены из красного кирпича. Наличие декора на фасадах говорит о том, что в архитектуре уже начался отход от традиций классицизма, но еще сохранилась приверженность к строительству по образцовым проектам.

В нынешнее время некоторые исторические здания обустроены их жителями, какие-то находятся в запущенном виде. На территории деревни расположен памятник природы — Кедровая роща, посаженная в 1899 году Кропачевым А. Е.

Деревня Бакули.
// Этнография


Слободской район, Стуловский сельский окру

Находясь в непосредственной близости от Слободского, деревня Бакули сохранила свою автономность и не слилась с городской застройкой. Большая часть деревенских домов используются как садово-дачные хозяйства. Исторические здания расположены вдоль центральной улицы и либо перестроены, либо заброшены.

Особенно выделяется среди деревенской застройки Усадьба-музей академика А.Н. Бакулева. Александр Николаевич Бакулев (1890-1967) — учёный-хирург, основоположник сердечно-сосудистой хирургии в СССР, доктор медицинских наук, профессор, академик АН СССР. В доме построенном еще его прадедом А. Н. Бакулев провел детские годы до поступления на обучение. К 100-летию со дня рождения академика усадьба была отреставрирована и благоустроена. Созданы музейные экспозиции: краеведческая иллюстрирует крестьянский быт усадьбы конца XIX века, медицинская рассказывает об истории здравоохранения, Бакулевская посвящена жизни и заслугам академика. Сам дом состоит из кирпичного низа и деревянного верха, крыша скатная вальмовая. На дворовой территории расположены подсобные постройки для хозяйственных и ремесленных нужд крестьянской усадьбы: амбары, кузница, баня, колодец с воротом, ветреная мельница. По будням в музее работают экскурсии.

Село Совье.

// Этнография

Слободской район, Денисовский сельский округ
В 20 км. на северо-запад от города Слободской находится село Совье. На холмистой возвышенности среди полей расположены сельские усадьбы жителей, советские трехэтажки и местная полуразрушенная церковь, которую издалека видно с любой подъездной стороны. Главная дорога из Слободского перед селом проходит рядом со средних размеров прудом и поднимается по склону холма к ныне запущенной церковной площади с автобусной остановкой. Население села Совье около 500 человек.

Церковь Образа Спаса Нерукотворного постройки 1765—1781 годов является главной совьинской достопримечательностью и с 1995 включена в реестр памятников исторического и культурного наследия Кировской области. Судя по сохранившейся части, качеству кладки, типу архитектурного декора, можно сделать вывод, что средокрестие и апсида принадлежат более ранней постройке (предположительно автор Яков Котельников). Трапезная и колокольня (либо разрушена, либо и не существовала) построены спустя почти 100 лет по проекту инженера-архитектора В. М. Дружинина. Сейчас церковь находится в руинированном аварийном состоянии: обрушиваются своды, протекает кровля, карнизы и крыша зарастают деревьями.

Рядом с церковью расположены два исторических заброшенных полукирпичных здания: церковно-приходская школа 1874 года и дом церковнослужителей.

Село Шестаково.

// Этнография


Слободской район, Шестаковское сельское поселение
В 70 километрах от города Кирова (Вятки) и в 26 от города Слободского на правом берегу реки Вятки расположено село Шестаково. Удивительно то, что село раньше имело статус города и было выстроено на проходящем тогда через него Сибирском торговом тракте. Впервые документально упоминается слобода-город Шестаков в 1546 году в трех царских грамотах Ивана Грозного. Им же было даровано городу 3 колокола. Город традиционно для русского средневековья состоял из укрепленного кремля и посада. Часть деревянных крепостных укреплений сохранилось и поныне. В 1925 году после археологических раскопок были установлены границы земляных волов и крепостных укреплений. После покорения Казани Сибирский тракт переносится туда и Шестаков лишившись своего назначения, приходя в упадок. Уже в 1764 г Екатерина II не продляет статус города, и Шестаков навсегда становится селом Шестаково, а его жители приписываются к городу Слободскому.

Ныне в селе сохранилась Благовещенская церковь, построенная в 1765 году на месте обветшавшей деревянной внутри кремля. Рядом с храмом расположено здание Церковно-приходской школы. Исторических зданий сохранилось немного. На территории села около бывшей деревни Грабли находится Охраняемый памятник природы — Сибирские кедры.


Поселок Подрезчиха, Белохолуницкий район
В послевоенные годы в диких краях богатых лесом велось освоение территорий и строились лесозаготовительные поселения. Таким населенным пунктом и является поселок Подрезчиха, основанный в 1946 году на месте впадения реки Подрезчихи в Вятку. В самой Подрезчихе и окружающих населенных пунктах велись лесозаготовки, первичная обработка древесины и производство пиломатериалов. Нахождение Подрезчихинского сплавного участка в истоках реки Вятки открывало возможность сплава леса-кругляка вниз по течению. В 1953 г. была подведена ветка узкоколейной железной дороги. В селе были построены начальная школа и больница.

После развала Советского союза прекратилась поддержка сел и промышленность находилось в упадке. Многие люди покидали населенные пункты в глуши. Так и случилось с селом Подрезчиха. В 1998 году еще действовала узкоколейная железная дорога. Осуществлялась вывозка леса, курсировал пассажирский поезд сообщением Подрезчиха — Сумчино (по средам, пятницам и воскресеньям, отправление из Подрезчихи — утром и вечером). В 2006 г. посёлок Сумчино был выселен. В октябре 2009 года был проведен окончательный демонтаж Подрезчихинской узкоколейной железной дороги. Люди окончательно ушли из этого края.

Особую благодарность хочется выразить Марине Хоменко за предоставленный фотоматериал «Оставленное лю


Село Холуново, Слободской район

Село Холуново входит в состав деревни Юксеево, на ряду с деревнями Тиминцы, Дворец и Вага. Несколько лет оно было без жителей и поэтому утратило свой статус. Но недавно в селе стал жить А.В. Вострецов, восстанавливающий Спасскую церковь, сохранившуюся вместе с местным кладбищем.

Впервые село упоминается в 1696 году, когда-то приход Спасской церкви насчитывал 32 деревни в округе и три тысячи прихожан. Теперь в прилегающих деревнях живет не больше 100 человек.

Из-под горы, на которой расположен храм, бьет святой источник, около 200 лет назад на нем была найдена икона «Явленный Спаситель». О Спасской церкви был снят документальный фильм Феликсом Колышнициным, который так и назывался «Спасская церковь в Холуново», и был представлен на различный кинофестивалях.

Деревни находятся не в самом лучшем состоянии, многие дома разрушены или брошены, несколько лет назад сгорела Юксеевская сельская школа. Часть сельскохозяйственных построек находится в запустении.


Село Волково, Слободской район.
Старинное вятское село Волково находится между городом Кировым и Слободским. Село имеет богатую историю и связано с первыми поселениями новгородцев на Вятке XII века.

Из Волково идет древнейший на Вятской земле Борисоглебский крестный ход. Начинается он 15-го июня в Троицкой церкви в с. Волково и движется в село Никульцино, путь около 12 км.

Тройцкая церковь с благославления Екатерины II была построена артелью Горынцева Д. Н. в 1772—1779 в духе Устюжского барокко. Храм ныне действующий, в нем проходят службы. Размеры храма впечатляют, сохранность и состояние построек очень хорошая, ведутся реставрационные работы. Вокруг храм обнесен оградою, парадный входом являются южные ворота, которые были недавно выровнены, потому как подобно Пизанской башне заваливались и отклонились от вертикали на 60 см. Церковь, сторожка, ограда и ворота составляют ансамбль Троицкой церкви и являются памятниками истории и культуры.

В самом селе Волково проживает около 300 человек, некоторые дома используются под дачи. В селе имеется несколько исторических домов кроме церкви. Село удивительно опрятное и прибранное.


Село Роговое, Слободской район.
Село Роговое одно из самых старых на территории Слободского района. Село имеет богатую историю.

Когда-то будучи проездом, в нем останавливалась Екатерина Великая, а так же наследники престола цесаревичи Александры. Свое имя село получило от речки Роговки, названную в свою очередь так из-за большого количество лосиных рогов, которые находили местные жители возле неё.

На территории села в XVIII веке находились винокуренный и кирпичный заводы. Только к винокуренному заводу было приписано 1800 крестьянских душ. Теперь население не превышает 400 человек.

Село известно своим лечебным минеральным источником — Тарасов ключ. Источник богат солями серебра и по качеству воды не уступает нижнеивкинскому.

Застройка села интересна историческими зданиями памятниками истории — Торговыми рядами и Ансамблем Сретенской церкви. Храмовый комплекс включал в себя саму Сретенскую церковь с оградой и церковно-приходскую школу (мужскую и женскую). Храм построен в 1787 году на месте деревянной церквушки.


Село Успенское города Слободского.
Село Успенское одно из самых старых в Слободском районе и расположено на берегу реки Вятки.

Село имеет богатую историю, из него вышло много известных людей. Александр Николаевич Поскрёбышев (1891 - 1965), родился в доме №11 по Кулябинскому переулку в семье дьякона, служившего в местной церкви (разобрана в 40-х годах на кирпич для пром предприятий, но при транспортировке баржа с кирпичом затонула). А. Н. Поскребышев известен тем, что будучи деревенским фельдшером спас И. В. Сталина, сбежавшего из под этапирования в ссылку и попавшего в полынью на р. Вятке. После случившегося А. Н. Поскребышев стал личным секретарем И. В. Сталина и проработал у него около 30 лет, дослужившись до звания генерал-майора госслужбы. Его брат Иван Николаевич Поскребышев (1912 - 1975) служил командиром правительственного авиаполка в звании полковника ВВС. На доме, где они родились установлена мемориальная доска. Так же в селе Успенское родились авиатор Белозубцев и врач Собакина, которая лечила членов советского правительства, на их домах тоже вскоре появятся мемориальные доски.

Село окружают с одной стороны изгиб реки с другой холмы с крутыми склонами, с которых открывается просторный вид на заречные леса и окрестности.

В селе сохранились столетние кирпичные дома, за некоторыми ухаживают и восстанавливают жильцы, другие разрушаются или уже в руинированном состоянии. Благодаря удачному расположению между городом Слободским и поселком Первомайский, рекой Вяткой и лесом, в селе много дачных домов с участками. Так же тут расположена Специализированная коррекционная школа-интернат для детей.



Поселок Первомайский города Слободского.
Поселок Первомайский является микрорайоном города Слободского. Поселок расположен на берегу реки Вятки. Застройка его разнообразна: много исторических зданий, многоквартирных домов постройки середины и конца ХХ века, современных частных домов. Так же на территории поселка расположен строительный участок, меховая и спичечные фабрики, носящие обе имя «Белка».

Историческое имя поселка — село Спасо-Подчуршинское. Это имя досталось от Подчуршинского городища (Чертово городище), древнего укрепления на высоком холме первых поселенцев. Городище окутано множеством легенд и преданий, одни гласят, что на нем было языческое капище местного племени чуди. Есть легенда об Онохе-воине и его двенадцати брятьях, которые основали Подчуршинскую крепость. Клад Оноха-воина спрятанный на дне близлежащего озера (Алексеевское озеро). Якобы это вовсе и не озеро, а котлаван, образовавшийся при сооружении городища. Есть предание о подземных ходах с железными дверями и кирпичными сводами в самом холме. На вершине городища воздвигнут крест в честь некогда стоявшей там часовни. Подробно о легендах можно прочитать в статье «Клад заколдованный» Алексея Рублева, опубликованную в газете «Вятский край».

В поселке есть отреставрированный и ныне действующий Храм во имя Преображения Господня.
Легенды вятского края::
Клад заколдованный

Созданием прославленного скорняжного производства слобожане обязаны Флору Лесникову, неистово стремившемуся найти... сокровища Подчуршинского городища

Известный русский историк и исследователь Матвей Песковский в начале прошлого века писал: "Весьма характерный для Вятского края остаток старины - подземные ходы, как свидетельство о той скрытой, затаенной вражде, которая в течение целых веков существовала между пришлым - русским и коренным - инородческим населением этого края. Под городом Вяткою, слободою Кукаркою... и во многих других местах существует целая система подземных ходов, простирающихся иногда до 15 верст. Посредством этих ходов сообщались предместья с городом и отдельные части города между собой, а также и отдельные села друг с другом. Посредством этих ходов спасалось население во время нападений на него враждебной стороны и подавалась помощь осажденным".
Не оказалась исключением и слободская земля. Здесь тоже могут рассказать и про подземные ходы, и про древние захоронения. Особенно овеяно легендами Подчуршинское городище в поселке Первомайский, который находится в черте города Слободского.

Что там за железной дверью?

"Курган Чертово городище, - можно прочитать в "Памятной книжке и календаре Вятской губернии" за 1882 год, - в шести верстах от Слободского у села Спасо-Подчуршинского (ныне п. Первомайский. - А.Р.) на берегу Вятки. Курган находится посереди поля и имеет вид холма: сажень 300 в основании и сажень 13 высоты с одной стороны (соответственно 640 и 28 м. - А.Р.). Городище заросло еловым и пихтовым лесом, а с двух других окружено оврагом... С одной стороны в полугоре находится яма, где будто бы засыпаны железные защитные двери, запертые огромным замком, ключи от которого лежат будто бы в озере. С курганом связано редкое в нашем краю поэтическое сказание об Онохе и его 12 братьях-богатырях. Само городище насыпано будто бы этими богатырями, а озеро образовалось на месте, где брали землю. Богатыри занимались разбоем, жили внутри кургана. Богатыри исчезли, когда в церквах стали проклинать злых людей".
А еще раньше, в 1861 году, "Вятские губернские ведомости" рассказывали: "Несмотря на то, что на городище постоянно овцы и козы, крестьяне ни за что не решаются взойти на него, считая его каким-то заветным, заколдованным".
В 1878 году вместе с вятчанами Сорокиным и Столбовым приехал на городище один из основоположников русской археологии А.А. Спицын, профессор Санкт-Петербургского университета, и сделал его описание: "По рассказам, курган рыли несколько раз; пробовал-де, между прочим, рыть воевода, но когда работы дошли до железных дверей, оттуда вылетели огонь, дым, послышался треск, выбежали мыши; рабочие разбежались, а когда воротились, не осталось и следов раскопки. Во время своих раскопок в 1865 году господин Лерх (член Московского и Санкт-Петербургского археологических обществ) нашел до 15 полуистлевших скелетов. Скелеты человеческие лежали в колодах и без колод, ногами на восток, а лицом к югу, интересно, что несколько скелетов найдено было с перерубленными ногами. Найдены... шлаки (следы кузницы), костяное кольцо и обломки железа.
Один местный житель передал моему брату другое поверье, что курган наносили три богатыря... В кургане есть клад, ими оставленный, но на него наложен страшный завет. Крестьяне боятся всходить наверх, только во время крестного хода на часовню, ибо в тот день нечистая сила смиряется".

Поиски Флора Лесникова

Примерно в то же время загорелся поисками этих сокровищ местный, говоря современным языком, "олигарх", по совместительству староста Преображенской церкви Павел Васильевич Рылов. Коли на раскопки городища приезжают высокие ученые мужи, то, логично рассудил он, там, похоже, действительно что-то есть. Несмотря на свое крестьянское происхождение, Павел Васильевич имел довольно-таки крупное состояние и решил Чертово городище прибрать к рукам. Так у него появилась идея основать у подножия кургана скорняжный завод, чтобы в дальнейшем, расширяя производство, заявить свои права на территорию всего городища. Начиная с начала семидесятых годов ХIХ века Рылов начал воплощать эту мечту в жизнь. Для реализации поставленной цели он породнился со своим единомышленником из семейства священнослужителей Флором Петровичем Лесниковым, стал его тестем и привлек к этому делу. Идея Павла Васильевича при его жизни не была осуществлена. Но Рылов не ошибся в своем зяте. Флор последовательно продолжил дело Рылова, сумев к началу ХХ века основать крупное производство и прикупить земли городища. В 1907 году земский съезд официально утвердил его право на владение землями Подчуршинского городища. Он же стал первым, кто прошел полностью по одному из подземных ходов, которые вели с вершины холма в Преображенскую церковь. Нашел ли что-нибудь Флор Петрович? Неизвестно. Бесспорно лишь одно: в поисках богатств Подчуршинского городища он приобрел другое сокровище - процветающее скорняжное производство. Позже здесь будет фабрика "Белка", на долю которой в лучшие ее времена приходилось 28 процентов от всего мехового производства Советского Союза.

Диггерам и во сне не снилось

Из жителей поселка в подземелье побывала здешний старожил Анна Ильинична Саврасова. (К сожалению, она уже умерла). Местный краевед Сергей Серкин успел записать ее рассказ. Вот некоторые фрагменты их диалога.
" - Дедушка меня повел из Преображенской церкви, где был Оглоблин (Иван Васильевич, который построил часовню на городище) похоронен, где-то недалече в левой стороне. А в правой была крышка.
- Как вы шли по этому подземному ходу, что видели?
- Все эдак вот были установлены железные трубы, что ли... Все круглое (показывая руками арочный проход). Идешь и идешь. "Да не пойду я больше, не могу идти", - дедке говорю. "Что ты, - говорит, - половину пути ведь прошли!" Я обратно убежала.
- Чем-то выложены стены были?
- Да. Чем, не знаю, но больно красиво. Пол гладкий был - не запнешься.
- Темно было?
- Нет, свечка в руках была.
- Не потухла, когда бежали?
- Нет, свечки большие были. А нонче никуда ни на что не годятся.
- А не с лампами керосиновыми ходили?
- Дедка и с лампой ходил. Был у него какой-то фонарик сделан, четыре свечечки ставил, больно красиво. Невеличкой несет он в руке, и все у него светло. Я приду на городище, а он уже там. Вот он вперед меня выйдет подземным ходом, а я еще иду.
- Вы говорили, что воздуха там не хватало...
- Да где ж хватало? Дедка идет там шутя. Так он намочит и наденет чего-то, не знаю, за уши заложит. Чем-то он дышал. А мне говорит, ты молодая, и так пройдешь.
- Много ему в ту пору было?
- Ой, много, около ста. Прадед ведь он мне - не дед был..."
В 1948 - 1949 годах поднимали трубу на спичечной фабрике "Белка". Поговаривают, тогда и откопали ту самую дверь-плиту. Пригнали из Вахрушей тягач - обезбашенный танк. Потянули - трос лопнул. Засыпали. Об этом случае вспоминал Аркадий П., рабочий вахрушевского завода, бывший житель п. Первомайского. Кстати, еще его отец рассказывал, что в Алексеевском озере вроде бы был утоплен бочонок с золотом, найденный на городище.
А в 60-е годы двое десятилетних ребят на городище наткнулись на провал, появившийся после того, как здесь проехал трактор. Решили испытать себя: кто смелый и залезет в проем. Полезли оба. Видимо, что-то они там увидели... Очумелых от страха ребят потом отвел домой проходивший мимо мужчина. Говорят, когда родители узнали, куда ребята лазили, то всыпали им "по самое не хочу"...
- В принципе в советское время поиски железных дверей велись, но на уровне обывательского любопытства, - рассказывает Серкин. - Докапывались до дверей, затем по приказу руководителей местной власти и милиции их снова зарывали. Некоторые двери открывали трактором, но, так как изнутри они были закрыты на задвижки, двери в конце в концов были вырваны, арочные кладки входов из кирпича сломаны, и все это засыпано.
Истина где-то рядом?..
Подчуршинское городище продолжает и сегодня хранить свои секреты. И все же обидно за наше время. Если в прошлом веке городище находилось под пристальным вниманием столичных ученых, то советская и сегодняшняя наука проявляет к нему удивительное равнодушие. Конечно, самодеятельными раскопками истину не приблизить. Необходимы серьезная подготовка, оборудование, специалисты. А еще средства. Но, может, доживем до той поры, когда появятся серьезные меценаты и исследователи тайн Подчуршинского городища? И, возможно, это прольет свет на древнюю историю не только Вятского края, но и всей Руси...

Алексей РУБЛЕВ.
"Вятский край"

 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007