Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Основы православного вероучения

Чистяков Глеб Станиславович Русская Православная Старообрядческая Церковь: Краткие сведения о вероучении, истории, церковном управлении

Чистяков Глеб Станиславович

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) является одной из древнейших христианских конфессий в современной России и на территории Содружества Независимых Государств. РПСЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" и другими нормативными актами РФ и ее субъектов.

Вероучение. РПСЦ исповедует православную веру, выраженную в Никео-Цареградском Символе веры, и руководствуется постановлениями семи Вселенских и девяти Поместных соборов, соборов Русской Церкви до времени патриаршества Никона, а также Освященных соборов древлеправославной (старообрядческой) церкви.
Вероучение РПСЦ являет собой традиционное православное вероучение, основанное на строгом следовании Священному Писанию (Библии) и Священному Преданию, при неизменном сохранении древлеправославных чинов в исполнении таинств и священнодействий, а также принципов канонического устройства древней христианской Церкви.
Важнейшими характерными особенностями старообрядчества являются трехпогружательное крещение и двуперстное крестное знамение, которые представляют собой неизменное наследие христианской Церкви с апостольских времен.
Русская Православная Старообрядческая Церковь сохраняет следующие основные черты православного вероучения:
- исповедует православное учение о неразрывной связи между внешним видом и внутренним содержанием священнодействий и таинств. Согласно этому учению, во всех церковных священнодействиях и таинствах несомненно присутствует Божественная благодать, а сами священнодействия имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение.
- совершает богослужение согласно богослужебным уставам до-никоновского периода и, как правило, по книгам издания до 1652 года (или их позднейшим переизданиям). Произвольное (против устава) сокращение богослужений не допускается.
- сохранила и использует в процессе богослужения только монодическое (унисонное) пение, исполняемое по знаменной (крюковой) нотации.
- сохранила и приемлет только каноническую иконопись, изображающую лица и события священной истории не «реалистически», а духовно – так, как это делали признанные русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, Дионисий, и последователи этих школ.
- не признает католического учения о делении Церкви на учащую (епископат) и учимую (прочие священнослужители и миряне).
- не признает католического учения о личной непогрешимости главы церкви и высшей церковной иерархии.
- не признает учение о «равноспасительности» различных обрядов и вероисповеданий («ветвей»), и считает спасительным только исторически и богословски последовательное вероисповедание христианской Церкви.
Церковное право в РПСЦ основывается на правилах и установлениях Вселенских и Поместных церковных соборов, правилах свв. отцов и церковного предания в целом. Основным источником церковного права служит славянский сборник церковно-нормативных актов «Кормчая». Авторитетными толкователями «Кормчей» считаются Аристин, Феодор Вальсамон, Иоанн Зонара, Матфей Властарь.

История. История старообрядчества последовательно продолжает историю древнерусской Церкви, поскольку русские церковные традиции, накопленные со времени крещения Руси князем Владимиром, доныне сохраняются в наибольшей полноте именно старообрядцами. РПСЦ никогда не отменяла и не изменяла чего-либо из наследия до-реформенной русской Церкви, последовательно развивая традиции христианского благочестия и, наоборот, противилась неоправданным и самовольным попыткам внесения изменений в вероучение Церкви и ее обрядность.
К концу XVI века Русская Церковь становится одной из крупнейших православных церквей мира, в ней устанавливается патриаршество. К этому времени христианство является подлинно всенародной религией, оказывающей преобладающее влияние на жизнь и быт русского народа. Древнерусская церковь просияла многими святыми. Бережное хранение отеческих преданий, цельное религиозное мировоззрение значительной части русского народа заставили иностранцев признать нашу страну «Святой Русью». После подписания греческой церковью унии с католиками и падения Константинополя – «Второго Рима», Московская Русь осталась единственным в мире царством, последовательно сохраняющим православие – «Третьим Римом».
В середине XVII века патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, руководствуясь внешнеполитическими соображениями, предприняли широкомасштабную церковную реформу. До сих пор историки не пришли к единому мнению об истинных причинах этой страшной по своим последствиям реформы. Одни исследователи считают, что патриарх Никон под воздействием про-католических агентов в своем окружении, пришел к необоснованному убеждению, будто вера, хранимая на Руси, серьезно повреждена и нуждается в исправлении, и смог убедить в этом царя Алексея. Другие историки называют главной причиной идею «унификации православия», ради которой предполагалось наскоро перекроить русское благочестие в духе современной униатской Европы.
Так или иначе, церковные власти в союзе с государством пошли на поспешное и решительное изменение Священного Предания, свято хранимого на Руси уже семь столетий. Многие апостольские и древнехристианские образы священнодействий и тексты молитв были изменены, отменены или даже подвергнуты проклятию. В частности, древнее двуперстное крестное знамение было заменено на трехперстное и проклято как еретическое. Вместо славянского произношения имени Спасителя «Исус» была введена грецизированная калька «Иисус». При этом утверждалось, что старая славянская форма «Исус» является именем «иного Бога», а не Христа. Также были внесены изменения в Символ Веры, а богослужебные книги были изменены в соответствии с образцами, напечатанными в униатских типографиях Рима и Венеции.
Такая неслыханная по тем временам ломка церковной традиции, предпринятая вопреки общенародному убеждению в справедливости и спасительности «русской православной веры», вызвала естественный протест большинства христиан, тем более, что ряд положений реформы были явно противоречивы – это удалось увидеть и доказать в первые годы насаждения реформы. Казалось, что вероломная реформа вот-вот рухнет сама собой. Но даже несмотря на самовольное оставление Никоном патриаршей кафедры и его личный возврат к дореформенным книгам, даже вопреки серьезным аргументированным возражениям против отдельных положений реформы и всеобщему недовольству народа – реформы были продолжены и расширены. На Руси шаг за шагом создавалась новая церковь, далекая по своим формам и принципам от идеалов Святой Руси.
Строгое унисонное пение было заменено чувственным многоголосием. На смену духовно-аскетической иконописи пришла «реалистическая» живопись.
Серьезные изменения произошли и в административном устройстве Церкви. Во время правления императора Петра I был упразднен соборный строй, что выразилось в прекращении созыва церковных соборов, в отмене выборности духовенства и упразднении патриаршества. Решением нового церковного органа — священного Синода, без соборного обсуждения, были отменены и изменены многие важнейшие церковные правила и каноны. В результате постепенно стали происходить изменения в самом догматическом сознании и мироощущении последователей реформированного православия, выразившиеся в секуляризации (обмирщении) церковного быта и сознания.
Эти и другие церковные нововведения привели к трагедии – печальному разделению или расколу единой дотоле Русской Церкви. Значительная, наиболее ревностная часть верующих отказалась принять реформы патриарха Никона и его последователей. Некоторые епископы, многие священники, монашествующие и значительная часть мирян продолжали хранить верность церковной старине, как истинному пути ко спасению. Эти христиане в последующем и составили основу Русской Православной Старообрядческой Церкви.
После большого Московского Собора 1666-1667 годов, который призвал государственную власть к физическому подавлению староверия, были развернуты широкомасштабные гонения. Инквизиторские меры, предпринятые светскими и церковными властями, можно сравнить с гонениями на первых христиан. Среди них: массовые казни, ссылки, заточения, разорение монастырей, уничтожение храмов, сожжение нетленных(!) мощей, конфискация имущества, поражение в гражданских правах и запрет на многие профессии. Характерной чертой этого периода стала вынужденная массовая внутренняя и внешняя эмиграция русских людей на края и за края своей Родины – страна теряла своих верных патриотов, не желавших участвовать в духовно-деструктивных экспериментах светской и церковной власти.
Однако, несмотря на все гонения и преследования, Старообрядческая Церковь не только не исчезла, но продолжала развиваться, и со временем заняла свое место в после-Петровской России. По мнению многих исследователей, старообрядчество стало важным нациообразующим элементом российского общества.
В начале XX века в России проживало около 15 миллионов старообрядцев. Эта часть русского общества обладала яркими чертами, выделяющими его из остального населения страны. Так, например, благодаря любви к книге старообрядцы становятся сословием, в котором грамотность и высокая культура в начале XVIII века стали всеобщим явлением. В XIX веке старообрядцами была создана целая система народного просвещения. Только в одной Нижегородской губернии существовало более 200 начальных домашних школ.
Высокая грамотность и религиозная стойкость позволили старообрядцам, несмотря на гонения, стать одним из самых прогрессивных и экономически активных слоев общества. Современные исследователи отмечают, что высокая продуктивность дореволюционного российского сельского хозяйства опиралась на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие мощные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). В то время как Петр I только мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море свое судоходство и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, фарфорофаянсовая индустрия, центры текстильной промышленности в Иванове-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском районах принадлежали старообрядцам. Такие фамилии, как Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы, Гучковы прочно занимают достойное место в истории российского предпринимательства. По сведениям различных исследователей, до 60% русского национального капитала почти всецело принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они широко занимались благотворительной и меценатской деятельностью. Ими основаны крупнейшие народные больницы и приюты, художественные галереи и библиотеки, лучшие театры Москвы.
Старообрядчество не осталось в стороне и от важнейших событий отечественной истории. Так, в Отечественной войне 1812 года прославились немало старообрядцев. Среди них: Матвей Иванович Платов – войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Он получил свой графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость. Известными руководителями партизанского сопротивления французам были старообрядцы крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина, Павлов-Посадский староста Герасим Курин. Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, был Московским городским головой во время суровых испытаний 1812 года.
Старообрядцы в течение вот уже нескольких сотен лет являлись хранителями живого образа древнерусской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались от отцов к детям. Культурные традиции, народные обычаи и древние обряды перенимались и усваивались каждым новым поколением. Благодаря старообрядцам до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней церковной музыки.

Церковное управление. Согласно Уставу РПСЦ, высшим органом церковной власти является ежегодно созываемый Освященный собор. Освященный Собор состоит из Архиереев, представителей духовенства, иночества и мирян. Решения Освященного Собора по всем вопросам принимаются простым большинством голосов, кроме вопросов Православного вероучения, избрания Митрополита, внесения изменений и дополнений в настоящий Устав. Такие вопросы требуют квалифицированного большинства в две трети голосов делегатов Освященного Собора. В период между Освященными Соборами текущей деятельностью Церкви руководит Митрополит. Он вправе принимать решения по всем вопросам деятельности Церкви кроме вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Освященного собора или епархиальных архиереев.
Церковным управлением на местах ведают епархиальные архиереи. Избрание митрополита и епархиальных архиереев происходит на Освященных соборах РПСЦ. Резиденция митрополита и органы управления Московской Митрополии – административного аппарата Церкви –традиционно размещаются в Москве на территории Рогожской слободы. Ныне Предстоятелем Церкви является Преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), избранный на Первосвятительскую кафедру на Освященном Соборе в октябре 2005 года.
Административно-территориальная структура. Сегодня РПСЦ имеет зарегистрированные приходы в России (ок. 250), на Украине (ок. 60), в Молдавии (ок. 20), а также в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и Австралии. Переписи старообрядцев после 1917 г. не проводилось, но по оценочным данным в России общее количество приверженцев Старой Веры составляет до 2 млн. человек, из которых значительная часть принадлежит к Русской Православной Старообрядческой Церкви. В ее состав входят 12 епархий, возглавляемых 6 епископами.
Русская Православная Старообрядческая Церковь находится в каноническом общении с Белокриницкой старообрядческой митрополией, духовно-административный центр которой находится в городе Брэила (Румыния). Белокриницкая старообрядческая митрополия объединяет русских выходцев в странах дальнего зарубежья: в ее состав входят 4 епархии, возглавляемые двумя архиепископами и двумя епископами. Приходы Белокриницкой митрополии располагаются на территории 7 зарубежных государств, включая США, Австралию, Канаду и Италию.
Образование, информационная и издательская деятельность. В настоящее время в Московской митрополия РПСЦ с периодичностью раз в квартал издается официальный журнал «Вестник Митрополии». Также выпускаются журналы «Церковь», «Остров веры», «Духовные ответы», архивный альманах «Во время оно» и церковный календарь. Оперативные новости размещаются на официальном сайте Московской Митрополии www.rpsc.ru Изданием богослужебной, богословской и исторической литературы занимаются издательства «Печатник», «Лествица», «Панагия», «Маргаритъ». На территории Рогожской слободы в Москве расположено Духовное училище, имеющее дневное и заочное отделения.

Старообрядчество в Тверском крае: прошлое и настоящее.
Материалы круглого стола, состоявшегося в Тверском государственном университете 16 февраля 2007 года.
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007