Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
О прошедших ВКХ

Иконография Великорецкой иконы Святителя Николы Чудотворца: древний образ и его списки

Ольга Владимировна Крупина

Заведующая отделом живописи Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых

Иконография Великорецкой иконы Святителя Николы Чудотворца: древний образ и его списки.


Опубликовано: Великорецкая икона Святителя Николы: История и современность. –Вятка, Буквица, 2008. – С.162-201. Здесь статья приводится в сокращении.



«Вятская земля хвалится тобою, отче Николае… »

Святитель Никола, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси христианских святых. Любовь к святителю у русского народа проявилась в распространении и почитании его многочисленных икон. Вятская земля обрела особое заступничество святителя Николы через обретение его чудотворного образа, названного по месту явления Великорецким.

Всероссийское прославление иконы началось с ее первого путешествия в Москву. В 1555 г., на праздник Петра и Павла (29 июня/12 июля), Великорецкий образ святителя Николы Чудотворца был торжественно принесен в столицу и встречен крестным ходом. Находясь в Успенском соборе Московского Кремля, икона вновь прославилась многочисленными чудотворениями. Повелением царя Иоанна Васильевича древний образ был поновлен, и с него были сделаны первые списки. «Обновлял образ Николы чюдотворца сам Макарей Митрополит, бе бо иконному писанию навычен… и много образов с него пишуще мерою и подобием, и ото всех чудотворениа быша многым верным». «Списася с того чудотворного образа святителя Николы список на просвещение и моление всем людям царского града, даже и до днесь в царьствующем преименитом граде Москве той преписанный образ стоит во святей соборней церкви видим и поклоняем всеми». Сама икона была украшена в Москве драгоценным окладом и шитой золотом пеленой. «Чюдотворный же образ великаго святителя Николы Великорецкаго…обложен на Москве новым чеканным окладом и позлащен с чернью, а в средине образ великаго чюдотворца Николы обложен ризою от злата чиста з драгим камением украшен».




Список из Покровского собора г.Москвы

Через год пребывания в Москве, 3 августа 1556 г., образ был отправлен обратно в Вятку. Возвращение иконы домой проходило другим путем - по Русскому Северу через Вологду и Устюг. Тем самым со второй половины XVI века на Руси широко распространяется почитание Великорецкой иконы святителя Николы Чудотворца. По пути следования иконы не только писались ее списки, но и основывались храмы. Так, в честь Великорецкого образа святителя Николы в это время появились церкви: в г.Старице (построена в 1558-1561 гг.), в Вологде («Никола на извести»), в Маркушевской пустыни, основанной старцем Агапитом при р.Маркуше около г.Тотьмы (построена в 1578г.) Николе Великорецкому был посвящен Никольский Моржегорский (Моржевский) мужской монастырь на территории современной Архангельской области. начале XVII в. Николо-Великорецкая церковь была построена даже в г. Путивле Сумской области.

Второе свое путешествие в Москву Великорецкая икона совершила в 1614-1615гг. после восшествия на русский престол царя Михаила Феодоровича Романова. Во время второго принесения иконы Николы Великорецкого в Москву молодой царь «приложил к чудотворному Великорецкому образу золотой крест с мощами, украшенный драгоценными каменьями и убрус, унизанный жемчугом дробницами». Тогда же в честь принесения Великорецкой (Хлыновской) иконы свт. Николы Чудотворца был сделан список для московского Никольского храма, «что в Тверской части на Большой Никитской в Хлыновском переулке» (церковь была разрушена в 1930-е гг.).
Предания и исторические хроники, повествующие о явлении Великорецкой иконы и истории ее бытования, практически ничего не говорят о ее внешнем облике. Остается неизвестным, как выглядела икона первоначально. Был это небольшой поясной образ святителя или же это был житийный образ, где изображение св. Николы находилось в окружении клейм жития святого? Местные вятские летописи не позволяют однозначно ответить на этот вопрос. Можно предположить, что формирование чудотворного образа Николы Великорецкого как житийной иконы произошло в период после принесения иконы из с.Великорецкого в Хлынов, и в таком виде он был прославлен в Москве в 1555 г. и распространился в списках по Руси. Во время первого пребывания иконы Николы Великорецкого в Москве (29 июня 1555 – 3 августа 1556 гг.) было написано большое число ее списков. Вновь написанные в митрополичьей иконописной мастерской иконы-списки с Великорецкого образа святителя Николы были пожертвованы царем Иваном IV в некоторые старинные русские города и монастыри. По его повелению список иконы был вложен в Костромской Ипатьевский монастырь. Преподобный Корнилий Псково-Печерский принес в свой монастырь один из списков иконы. В Вологодском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится недавно отреставрированная икона Николы Великорецкого XIXв. с надписью «ТОЧНАЯ КОПИЯ С ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА, ЧУДОТВОРЦА НИКОЛЫ НАЧАЛЬНАГО ВЕЛИКОРЕЦКОГО… В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ АРХИМАНДРИТА ПАВЛА». Она также подтверждает бытование в обители более древнего образа.
Писались списки с Великорецкого образа и по пути его возвращения в Хлынов через Вологду и Великий Устюг. Во время пребывания святыни в Вологде был написан местный образ Николы Великорецкого, находившийся первоначально в деревянной церкви «Николы на извести», затем – в Воскресенском кафедральном соборе. С вологодской иконой Святителя связано предание о спасении города от татарского набега. После того как образ побывал в Сольвычегодске, местный иконописец Андрей Васильев в 1558г. написал список иконы для одной из приходских церквей города.
С начала XVIIв. в описях храмов Кирилло-Белозерского монастыря также упоминается икона Николы Великорецкого. Во второй половине XVI в. на Русском Севере было создано еще несколько икон Николы Великорецкого, бытовавших в храмах Архангельской области. Существование значительного числа икон-списков подтверждает широкое распространение и глубокое почитание Великорецкого образа святителя Николы во второй половине XVI-XVII вв. В наше время наиболее древние списки Великорецкой иконы хранятся в музейных собраниях и храмах Москвы, Архангельска, Вологды, Костромы, Троице-Сергиевой и Псково-Печерской лавры, Кирилло-Белозерского монастыря.
С середины XVI века можно говорить об иконографии Великорецкой иконы на основании сохранившихся списков середины - второй половины XVI века. Списки представляют собой житийную икону, где в среднике находится поясное изображение святителя, а вокруг него восемь клейм из жития святого. Особенностью их иконографии является наличие определенного числа клейм (восемь) и особый подбор их сюжетов, среди которых присутствует редкое чудо – служба Николы в Сионе. Каждое житийное клеймо по размеру равновелико среднику.
Порядок расположения, содержание и количество клейм почти всегда остаются постоянными (однако при общем иконографическом единстве списки можно разделить на несколько редакций):

1. Приведение св. Николая во учение.

2. Явление св. Николая царю Константину во сне (явление епарху Евлавию).

3. Спасение св. Николаем Димитрия со дна моря.

4. Служба св. Николая в Сионе (создание храма св. Сиона).

5. Спасение св. Николаем корабля от потопа.

6. Избавление св. Николаем трех мужей от меча.

7. Возвращение св. Николаем Агрикова сына Василия от сарацын.

8. Погребение св. Николая.




Список Спасской церкви пос. Кумены

Представить, как выглядел явленный чудотворный образ, мы можем, лишь изучая и сравнивая между собой довольно многочисленные списки, выполненные в XVI-XIX веках. Редкие описания Великорецкого образа в архивных источниках позволяют лишь реконструировать его внешний вид в тот или иной период бытования. Это касается, в первую очередь, оклада, т. к. описывали его, а не икону. На сегодняшний день выявлены и наиболее изучены списки середины XVI-начала XVII вв., хранящиеся в крупных музейных собраниях. Иконы XVII-XIX вв. в основном были распространены на территории Вятской епархии и менее исследованы.
Первые письменные описания иконы с окладом, дошедшие до наших дней, были сделаны во второй половине XVII столетия. Начиная с этого времени, краткие сведения об иконе содержались в документах кафедрального Свято-Троицкого Николаевского собора, где хранилась икона. Наиболее древнее описание, зафиксировавшее внешний вид святыни, датируется 1669 г. К этому времени относится рукопись, составленная по распоряжению первого Вятского епископа преосвященного Александра. Она была опубликована протоиереем Кафедрального собора Стефаном Кашменским в 1875 г. в «Вятских епархиальных ведомостях» в статье, посвященной истории чудотворного образа. В рукописи содержится описание драгоценных уборов Великорецкой иконы, приложенных к ней повелением русских государей во время первого и второго путешествий образа в Москву.
Самым дорогим и чтимым являлся оклад, подаренный к чудотворной Великорецкой иконе царем Иваном IV Грозным. Долгое время он постоянно находился на самом чудотворном образе в Вятском кафедральном Свято-Троицком соборе. В соборной описи 1669 г. он значится следующим образом: «Образ чудотворный великого Николы Чудотворца Великорецкого в киоте с чудесами. Риза и венец в середине чеканное золото. В венце камень яхонт лазоревый, да два камени яхонты червчатых, да в венце ж 4 зерна жемчужных бурминских. Кресты на омофоре и круг венца ризы и цки обнизано жемчугом бурминским. Жемчугу число 253 зерна. На полех оклад серебряной, чеканной, золоченой с трубами. А на полех восмь плащей серебряных золочено. А по рези наведено чернью. На плаще образ Живоначальная Троица. А на 4-х плащах 4-е Евангелиста, а на плаще трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, а на 2-х плащах московские чудотворцы Петр, Алексей и Иона да преп. Александр Свирский чудотворец. А около чудотворного образа чудеса свт. Николы Чудотворца. Оклад серебряной золоченой. Около глав 12 венцов. Подпись на окладе выбивана».

br>/center>
Свято-Троицкий кафедральный собор г.Вятки

В XIX в. золотая риза средника «с одним яхонтом лазоревым, двумя червчатыми и жемчугом в венце, а также жемчугом на крестах омофора на краях одежды и краях золотой ризы и с чернядью на буквах в подписи имени святителя и на украшениях Евангелия в руке его» находилась не на чудотворном образе, а на одном из его списков, также находившемся в кафедральном соборе. А грозненский оклад на полях с 8-ю дробницами и на чудесах к тому времени был заменен новым, повторяющим древний оригинал. «Окладом этим закрываются одни верхние части восьми отдельных изображений или чудес, из которых три отделения вверху середины иконы, одно с правой стороны».[1] Крест, пожалованный к иконе царем Михаилом Феодоровичем во время ее второго путешествия в Москву, позднее также хранился в соборе и периодически привешивался к иконе. В описи 1669г. указано: «да у тогож чудотворного образа крест золотой с мощами, а в кресте каменье, 2 яхонта червчатых, да 2 лазоревых. Обнизано жемчугом кругом. А тот крест приклад блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии».[2]
В единый комплекс с иконой входило ее убранство, состоящее в XIX веке из нескольких драгоценных окладов, старинных пелен и привес, резных киотов и рам. «А приклад весь у чудотворного образа Николы Чудотворца Великорецкого жалованы блаженные памяти Великого Государя царя и Великого князя Ивана Васильевича всеа Руси». Соборные описи 1832 и 1858 гг. содержат достаточно подробные описания как самой иконы со всеми украшениями, так и ее списков.

Так по описи 1858 г. чудотворная икона находилась в правом Никольском приделе теплого храма и выглядела следующим образом: «Подле пономарских дверей между колоннами чудотворный образ Святителя Николая Чудотворца Мирликийского, с чудесами, вышиной, кроме чудес, 3 вершка, шириной 2,5 вершков. На нем риза и венец золотые 94 пробы весом в 35.7/8 золотников, украшены 432 брильянтами, между коими 4 значительной величины, 24 изумрудами, 6 яхонтами и 57 аквамаринами; на чудесах риза серебряная, позолоченная 84 пробы. Образ сей в киоти за стеклом, которой задняя стена медная, а прочия принадлежности серебряныя, позолоченныя. На полях его в […] клеймах, в серебряных, позолоченных оправах, усыпанных кругом стразами, краткое сказание о чудесах Святителя. К нему сделана припись на деревянной дске, в которую и вставляется образ с киотью, содержащая изображения вверху Спасителя, Божией Матери, окруженных Ангелами и принесения мощей Святителя Николая, внизу с двух сторон Ангелов, поддерживающих образ. Припись сия обложена также ризою серебряною, позолоченною… При сем образе привеса (пелена) малинового бархата, шитая золотом, а именно вышит на ней тропарь Святителю; на нижнем конце ея бахрома золотистая; подложена малиновым левантином».[3]

Кроме самой чудотворной святыни в этом документе описаны еще три списка с окладами. На одном из списков в это время находился древний грозненский оклад средника явленного образа в сочетании с более поздним окладом житийных клейм и полей иконы: «Список с явленного образа святителя Николая с чудесами. На нем риза и венец золотые; в венце 4 зерна бурмицкия, 2 яхонта алые и 1 камешек лазоревый; венец и риза кругом обнизаны немецким жемчугом, коего по счету 258 жемчужин. На полях оклад чеканный, серебряный, позолоченный; на них восемь дробниц с чернедью золотые. Чудеса обложены серебряной ризою под золотом. В вышину образ сей 13 вершков, а в ширину 11 ½ вершков».[4]

«Другой список с чудотворного образа святителя Николы. На изображении святителя риза и на полях и чудесах оклад, серебряные, чеканные, позолоченные. На святителе, как на средине, так и при чудесах венцы серебряные, позолоченные; средний венец обнизан немецким жемчугом и на нем 3 разноцветных камушка; на окладе 3 топаза и 1 аквамарин в серебряных позолоченных оправах. В вышину 13 вершков, а в ширину 11 вершков».[5]

Из той же старинной соборной описи имущества известно, что при проводах чудотворной Великорецкой иконы свт. Николы из Москвы в 1556 г., к ней была приложена богатая пелена: «Пелена – образ Николы Чудотворца с житием. Шит золотом и серебром с шелками по червчатому атласу. Поля шиты по лазоревому атласу. Образ Николы Чудотворца обнизан жемчугом. Круг венца две нити жемчугу бурминского меньшего. Круг ризы жемчуг бурминской же в одну нить. Круг середины жемчуг большей кафимской. В чудесех круг венцов обнизано жемчугом меньшим кафимским. Кисти – шелк с золотом. Круг чудес шито серебром кондак «Взыде звезда» на низу пелены шито. Приложил пелену благоверный царь и Великий князь и Государь Иван Васильевич всея России с своею Благоверною Царицею Анастасиею и с своими благородными со чадами лета 7064-го», то есть 1556 г.[6]

Тогда же в Москве была приложена к иконе и другая царская пелена, о которой также упоминается в рукописи 1669г.: «А что был покров у чудотворного образа, - приклад блаженные памяти Великого Государя, Царя и Великого князя Ивана Васильевича всеа Руси, - по червчатому бархату низан жемчугом, плащи серебряные, да цата ветха низана жемчугом большим кафимским; и с того покрова и с цаты жемчуг и плащи снято для того, что обветшало и жемчуг сыпался. И с того покрова жемчугу снято по весу 49 золотников, плащей 11 золотников, с цаты жемчугу 14 золотников. И тем жемчугом построена вновь у чудотворного образа пелена с чудесами».[7] В середине XIX века среди предметов украшения чудотворной святыни по-прежнему находятся различные шитые привесы, в том числе пелены. В описи имущества собора за 1832г. зафиксированы две пелены: «1. Пелена…малинового бархата; у коей поля вокруг вышиты золотом с блестками и струпцалом, на средине крест и около его тропарь: Правило веры и проч. Так же вышиты золотом, на конце бахрома золотая подложена малиновым левантином. 2. Пелена…серебряного фрезе обложена вокруг легким золотым двухпетельным гасом; крест на ней шитой по карте золотом с блестками, подложена розовым коленкором».[8] В храмовых документах за 1858г. они также упоминаются, а также описывается хоругвь, на одной стороне которой имеется шитое золотыми и серебряными нитями изображение свт. Николы в чудесах.[9] Такой богатый и разнообразный убор иконы, конечно же, говорит о ее глубоком народном почитании.

В 1921 г. при составлении сотрудниками Главмузея описи историко-художественного имущества Кафедрального собора встречаются три списка Великорецкого образа XVII в. и упомянутая выше шитая хоругвь, одну из сторон которой представляла Великорецкая икона. Все они в это время находились в церкви Симеона Столпника в колокольне Кафедрального собора.[10]

На Вятке чудотворный образ святителя Николы также был прославлен в многочисленных списках, находившихся в различных храмах епархии. Создание наиболее ранних вятских списков Николы Великорецкого можно отнести к XVII столетию. Более всего икон-списков наряду с самим чудотворным образом находилось в Кафедральном соборе. В документах встречаются упоминания о ряде известных списков Великорецкой иконы свт. Николы. Так в «Келейной описи преосвященного Ионы» значится «образ Николы Чудотворца окладной подобием и мерою против чудотворного его образа а по странам образа чюдеса гладкие стоит у преосвященного Архиепископа в передней в задней келье…»[11] Еще одним чтимым списком была подписная икона работы конца XVII в. вятского мастера, находившаяся в городском Богоявленском соборе.[12]



Список Серафимовского собора г.Вятки

В храмах Вятской епархии особо почитаются старинные иконы-списки, сохранившиеся до наших дней и вновь написанные в последние годы. Храмовые списки Великорецкой иконы в основном датируются XVIII- первой половиной XIX вв. Самым чтимым среди них является икона Николы Великорецкого, находящаяся в Свято-Серафимовском соборе. Ныне с этим образом святителя совершается крестный ход на р. Великую. Икона имеет традиционную иконографию, классический для списков размер. Стилистически она близка к местным спискам XVII в. Средник иконы покрыт окладом. К сожалению, живопись требует реставрации, особенно повреждены нижние клейма.

Некоторые музейные собрания также хранят вятские списки XVII-XIX вв. В основном они представлены в музеях Кировской области. Среди вятских музеев списки иконы Николы Великорецкого встречаются в Кировском областном краеведческом музее, Кировском областном художественном музее, Слободском музейно-выставочном центре. Наибольшее число списков и окладов Великорецкой иконы святителя Николы находится в собрании Кировского областного художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых. Среди них четыре иконы-списка XVII-XIX веков, поступившие в музейную коллекцию во второй половине XX века. К числу редких исключений можно отнести икону из собрания Государственного Русского музея.[13] Ее отличает серебряный оклад средника, выполненный вятским мастером Петром Мишариным в 1709г. Уникальный по своему декору оклад богато украшен сканью и финифтью.

Отдельную группу среди вятских музейных и храмовых икон составляют списки XVII-XVIII вв. Они особенно близки друг другу по иконографии. Сходство наблюдается даже в мелких деталях в изображении житийных клейм: количество фигур в каждом клейме, их внешний облик, детали одежды, позы и жесты; архитектурное и пейзажное решение. Они представляют образцы провинциальной живописи в канонической традиции. Почти все иконы имеют басменные или цельные оклады. Иконы более позднего времени в основном выполнены в академической манере письма и более свободно трактуют иконографию отдельных клейм.

В конце XIX века отдельно был напечатан на бумаге в технике цветной литографии средник Великорецкой иконы свт. Николы. Такие печатные иконки получили широкое распространение в народе. Одна из таких литографий в серебряном окладе и деревянном киоте представлена в коллекции Кировского художественного музея. В середине 1990-х гг. с нее была сделана копия и вновь отпечатана. И сейчас эти литографированные иконки с изображением средника Великорецкого образа бытуют среди паломников крестного хода.

Дошли до наших дней также несколько шитых икон-пелен, которые являются более редкими, чем живописные иконы. В коллекции Кировского художественного музея сохранилась хоругвь, переданная из Кафедрального собора. Она смонтирована из двух более ранних по созданию самостоятельных шитых пелен - «Распятие Христово» и «Никола Великорецкий» XVII в., выполненных в технике лицевого золотного шитья.




Икона-список "Житель"

Отдельно можно сказать о почитании обретенной святыни в самом селе Великорецком. После перенесения чудотворной иконы из Великорецкого в Хлынов на ее место в деревянной Никольской церкви была поставлена «замещающая» икона-список, получившая в народе название «Никола-Житель». В XIX в. эта икона в зимнее время до прихода в село крестного хода находилась в местном ряду иконостаса Преображенского храма, а на лето ее переносили в холодный каменный Никольский храм. По описям церковного имущества в храмах села Великорецкого упоминается еще три списка чудотворной иконы. Сама икона «Никола-Житель» не сохранилась, но остался серебряный с позолотой оклад конца XVIII века, изготовленный для иконы, хранившейся в с.Великорецком. В настоящее время он находится в коллекции Кировского художественного музея. Оклад цельный изготовлен из серебра с позолотой в технике высокорельефной чеканки. На нижней торцевой стороне имеется гравированная надпись: «Риза делана в 1795г.», клейма отсутствуют. Лицевая сторона имеет боковые поля и ковчег (внутреннее поле). Поле украшает декоративный орнамент в виде чередующихся вазонов и цветов и картуши для эмалевых дробниц. Из десяти эмалей три утрачены полностью, на двух живопись отсутствует, на остальных имеются значительные повреждения. На двух сохранившихся дробницах написаны тексты тропаря и кондака святителю Николе. Ковчег оклада разделен на девять равных частей, в среднике которого поясное изображение святителя, а по сторонам восемь клейм жития. Отдельные детали отделены друг от друга полосками страз. Оклад повторяет иконографию самой иконы.

Сохранились фотографии начала XX в., изображающие икону «Николы-Жителя» в окладе. Эти снимки идентичны окладу из собрания Кировского художественного музея и позволяют воссоздать его первоначальный образ. В послереволюционное время оклад сильно пострадал: был утрачен ряд как крупных, так и мелких деталей убранства: отсутствует часть венцов и эмалевых дробниц, стразы, подвесной крест, на оставшихся эмалях живопись сохранилась фрагментарно. Несмотря на это внешний вид оклада совпадает с описанием, зафиксированным в клировой ведомости: «От полуденной стороны Царских врат Во с край иконы Преображения Господня Образ Николы Чудотворца с изображением чудес его, риза на оном образе серебряная чеканная позлащенная, на полях находятся восемь финифть с изображением Отечества, святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа митрополитов Московских Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Две финифти с написанием тропаря и кондака Николаю. В шапке Николы находятся три алые камня средней величины, десять малых, два синей и зеленой средней величины, двадцать малых. На венцах всея изображения Николы Чудотворца, вокруг всего образа и выше помятутых финифть в преграждении одного чудеса от другого, во изображении Николы Чудотворца на одежде крестов находятся стразы».[14] В 1832 г. известный вятский серебряных дел мастер Д.И.Агафонников «для Преображенской церкви села Великорецкого Орловского уезда поправлял серебряную ризу на икону Николы Чудотворца». Оклад иконы «Николы-Жителя» относится к памятникам, созданным вятскими серебряниками в конце XVIII – начале XIX вв., когда искусство местных мастеров переживало период своего расцвета.

Вероятно, образцом для создания оклада мастеру послужил наиболее древний и прославленный из всех, имевшихся тогда у Великорецкой иконы оклад, пожертвованный в 1556г. царем Иваном Васильевичем во время ее первого принесения в Москву.

В конце XX- начале XXI вв. с возрождением традиции Великорецкого крестного хода растет интерес к самой иконе и ее истории. Наряду с сохранением, реставрацией и изучением древних икон-списков пишутся новые иконы для храмов и частных лиц. Среди них следует выделить те, что создаются с ориентацией на лучшие образцы икон XVI-XVII вв., в точности следуя древней иконографии образа Николы Великорецкого.

Подробное описание всех известных списков Великорецкого образа - см. в отдельной статье О.В.Крупиной и фотогалерее сайта "Страна Вятская".

[1] Прот. Стефан Кашменский. О чудотворной Великорецкой иконе Святителя и Чудотворца Николы // Вятские епарх. вед. - 1875. - №10.
[2] Там же. - №12. С.387.
[3] Главная церковная и ризничная опись Вятской епархии г. Вятки Кафедрального Свято-Троицкого собора. 1858г. ГАКО. Ф.300. Оп.2. Д.11. Л. 13
[4] ГАКО. Ф.300. Оп.2. Д.11. Л.123.
[5] ГАКО. Ф.300. Оп.2. Д.11. Л.122 об.
[6] Прот. Стефан Кашменский. О чудотворной Великорецкой иконе Святителя и Чудотворца Николы. // Вятские епарх. вед.-1875. - №10. - С.325
[7] Там же.
[8] ГАКО. Ф.300. Оп.1. Д.30. Л.82.
[9] ГАКО. Ф.300. Оп.1. Д.92. Л.37 об.
[10] ГАКО. Ф.893. Оп.2. Д.318.
[11] ГАКО. Ф.170. Оп.2. Д.34.
[12] Материалы по приему церковного имущества от Вятской церковной общины сотрудниками Главмузея. 1921 г. // ГАКО. Ф.893. Оп.2. Д.318
[13] Искусство строгановских мастеров в собрании ГРМ. Каталог выставки. Л., 87. С. 106. Кат. 76. С. 118
[14] Опись церковного имущества Преображенской церкви с. Великорецкого Орловского уезда. – ГАКО. Ф. 412. Оп. 1. Д. 12. Л. 13.

материал сайта:http://www.vstrana.ru

 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Расширяем культурные связи

Разрешат превысить нормативы для храма на Филейке

Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007