Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Старообрядческие общины Вятской земли

Великорецкий крестный ход

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
О прошедших ВКХ

История Великорецкого крестного хода




Великорецкая икона Святителя Николы

Начало этого крестного хода и прославления образа Святителя Николы восходит еще к тому далекому времени, когда предки жителей Вятского края, выходцы из Великого Новгорода, первые селились в этом краю, по берегам рек Камы, Вятки, Чепцы и др., Они селились среди диких языческих народов — вотяков и черемисов.
Они основали здесь первые русские православные поселения Никульчино, Котельнич и Хлынов. Жизнь первых вятских христиан в далеком краю, в окружении языческих народов была трудной и опасной. Вскоре на Русь напало войско Батыя и в вятские земли, располагавшиеся за непроходимыми болотами и лесами, хлынул поток переселенцев из русских княжеств. Скорбь и страдание надолго стали их спутниками.
Именно тогда, в утешение всем страждущим жителям Вятской страны, Господь явил на Великой реке образ Святителя Николы, вскоре прославившийся великими чудотворениями.
В "Повести о Великорецкой иконе" говорится, что это произошло в 1383 году «при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России». В то время в одном из русских поселений на реке Кобре хранился образ Святителя Николая, написанный «в чудесех», то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. Известно, что христиане тогда нередко подвергались нападениям воинственных местных племен – вотяков и черемисов. Спасаясь от одного из таких набегов, христиане были вынуждены бежать «дикими лесами» на реку Великую – один из северных притоков Вятки и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той святой образ оставиша».
В помощь и утешение православных, заброшенных в глушь чужих земель и народов, и в знак своего благоволения к этому краю, месту их поселения, Господу Богу угодно было чрез Своего угодника, святителя Николы, явить здесь следующие дивное знамене. «Некоторый благоговейный муж», проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и продолжил свой путь. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался сквозь лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, «свещи же невидима быша». Тогда, со страхом Божиим и радостью, взял он обретенную икону и принес в свой дом и «о сем явлении чудотворного образа никому не поведа».
Но недолго довелось ему в неведении хранить эту святыню, ибо сказано: «Не может укрыться город стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15).
Был в том селе «человек некий, именем Иоанн», который уже двадцать лет «лежал в расслаблении». Ночью явился ему «в тонце сне» Святитель Никола и, открыв имя крестьянина, хранящего его святой образ, повелел пойти и приложиться к нему с верой в исцеление. Едва это желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и, «домочадцами своими подкрепляем», пришел в указанный ему дом. Упав на колени перед святой иконой, больной со слезами молился о своем здравии и, восстав от земли, приложился к чудотворному образу, «внезапу совершенное получи от него исцеление, и бысть здрав». Тогда хозяин дома, уразумев какой великой святыни сподобил его Господь, поведал собравшимся свою историю, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ. «И наша пока многие чудеса от него бывати».
Чрез несколько лет, в 1391 году, татарский хан Тахтамыш послал в эти места на Вятку племянника своего Бехмута, и он страшно опустошил Вятскую землю. Татары поработили всех обитателей ее и начали заводить в ней свои поселения. Многие русские православные поселения были разорены. Не миновала беда и город Хлынов (Вятку), который был захвачен и сожжен. Еще более потекли тогда к Великорецкому образу русские люди, угнетенные и в этом далеком краю тем же врагом от которого страдала и прочая Русь.

Вятская страна в те годы не имела своей епархии. Потому, когда великорецкие жители воспылали желанием прославить святыню возведением деревянного храма, то они послали в Москву «мужа искусна», чтобы он испросил у московского митрополита Пимена на то архипастырское благословение. Пораженный обилием чудес, истекавших от сего чудотворного образа, владыка Пимен «вельми почудися» и, прославив Бога, дал великорецким жителям свое архипастырское благословение на возведение храма и антиминс для совершения в нем богослужений. «И в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим».
Вместе с храмом и около него скоро образовалось селение и, так как оно было основано на берегах реки Великой, и здесь же был обретен и чудотворный образ, то и образ и селение скоро сделались известными повсюду под именем Великорецких.

Перенесение Великорецкой иконы в город Хлынов



Православные, желая обезопасить святыню от посягательств иноверцев, и стремясь облегчить доступ паломников к нему, решили перенести образ с берегов р. Великой реки в центр Вятского края, город Хлынов(Вятку). Жители села Великорецкого согласились на это. Отпуская от себя образ, они взяли с граждан Вятки обет, что те ежегодно в мае месяце с крестным ходом снова будут приносить образ к месту его обретения - на реку Великую.
Все вятичи, от мала до велика, наложили на себя пост и долго молились Святителю Николе и слезно просили у него милости и согласия на перенесение к ним его образа. Снова при этом они подтвердили свое обещание — ежегодно носить икону на берега реки Великой для торжественного празднования там его обретения. С торжеством и ликованием крестный ход встретил Святителя ввиде его образа за пять верст от города, обошедши с ним кругом города, водворил его в Свято-Троицком кафедральном соборе. События эти совершились в 1392 году.
Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки – Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память об данном ими обете. Тем временем под покровительством Святителя Николы Хлынов рос и мужал и вскоре стал главным городом Вятской страны.
С того времени многие свидетельства говорят о благословении, которое принес Святитель Никола городу и всему краю. Так, к примеру, страшные эпидемии холеры, свирепствовавшие в 1831 и 1848 годах по всей России, здешнего края не коснулись. Это явное покровительство Чудотворца возлюбившим его вятичам. Но сохранившееся в записи предание повествует, что со своей стороны и Чудотворец строго охранял заключенные с ним гражданами условия, склонившие его на милость к их городу.
Однако, под влиянием кровопролитных междоусобиц тех лет, вятчане, считавшие свой город неприступным и будучи искусными воинами, с годами все больше удалялись от святой христианской веры и уклонялись в разбой. Досаждая соседям, они нападали на города и поселки, разоряя православные поселения по всему северо-востоку Руси. В 1452 году Святитель Иона митрополит Московский и всея Руси, сурово укорял вятчан за то, что они, дважды с клятвой целовав крест у великого князя, да то крестное целование забыв, ныне «губят христианство убийством, и полоном и граблением», разоряют церкви Божии и творят «злая и богомерзския дела, якоже поганые».
Но вятчане не унимались и, прилепившись сердцем ко злу, продолжали разорять соседние земли. Тогда великий князь Иван III, чтобы положить конец «вятской вольнице», послал в 1489 году на город Хлынов 64-тысячное войско, которое взяло город и «развело» Вятскую землю – бунтовщики были казнены, а все знатные жители выселены в подмосковные владения великого князя в Боровске и Дмитрове. Вероятно, именно эти невольные переселенцы первыми рассказали москвичам о чудотворениях Великорецкой иконы, так как уже в начале XVI века слава о них достигла Москвы, а в 1521 году при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Московском Варлааме святой Великорецкий образ был обложен драгоценным окладом.
Закономерным итогом «злых и богомерзких дел» вятчан тех лет представляется то, что в 1551 году, когда жители Вятки — неизвестно, по каким обстоятельствам, может быть, по нерадению, — не совершили в обычное время крестного хода с образом на берега реки Великой, Святитель грозно наказал их. Среди жаркого лета вдруг выпал во всей стране глубокий снег, начались морозы, и сильный холод стоял с 1-го до 12 июня, до тех пор, пока граждане не опомнились и не отправились в крестный ход. Тогда снова Угодник Божий так же чудесно преложил, свой гнев на милость: началось сильное тепло, и затем последовал небывалый урожай хлеба и плодов.
Эта дивная история чудотворного образа, постоянно и во множестве изливавшиеся от него чудеса, и по перенесении его в Хлынов скоро распространили славу о нем не только по всей Вятской земле и соседним с ней краям, но и по всей России. Известия достигли, наконец, столицы - Москвы, и там породили глубокое желание у всех благочестивых россиян, начиная с царя до последнего простолюдина, видеть славный образ и поклониться ему. Желанию христолюбивых москвичей суждено было исполниться.

Посещение Великорецкой иконы "града Москвы"


Произошло это вскоре после того, как в 1554 году в Хлынове сгорела церковь Прокопия Устюжского, при этом «едва ис того пожару вынесоша чюдотворныя две иконы святителя Николя да Прокопия Устюжского чюдотворца, иного ж ничего не успеша вынести», и «сама чудотворная икона «потле во едином месте, идеже написано погребение святаго тела его». Государь Иван III повелел доставить Великорецкий образ в столицу. Царская грамота была доставлена в Хлынов 23 февраля 1555 года, но отправиться с иконой в столицу вятчане смогли лишь несколькими месяцами позже, когда реки вскрылись от льда.
По рекам Вятке, Каме, Волге, Оке, из города Коломны по реке Москве, творя на пути многие чудеса, прибыл чудотворный образ к месту своего назначения.
Царское повеление совпало по времени с другим важным государственным и церковным актом – 3 февраля 1555 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась архиерейская хиротония первого Казанского епископа Гурия, в последствии прославленного Русской Православной Церковью в лике святителей. При этом в состав новоучрежденной Казанской епархии была включена также и Вятская земля, не имевшая своей епископской кафедры. Думается, что совпадение этих событий неслучайно.
Путь, предначертанный царем для путешествия Великорецкой иконы был – «в судех», то есть по рекам, через недавно завоеванные казанские земли. В Никоновской летописи читаем: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх». Для того чтобы преодолеть этот опасный путь длиной в 2380 км. иконе понадобилось более месяца. И везде, как сообщают сказания, местные жители – как христиане, так и «неверные», встречавшие чудотворный образ - получали исцеления и становились свидетелями многочисленных чудес. Летописи сохранили имена вятчан, сопровождавших Великорецкий образ в этом непростом путешествии: «А с Вятки к Москве ездили с чудотворным образом поп Георгий да Феодот с братиею».
Наконец, в субботу 29 июня 1555 года, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чудотворный Великорецкий образ был принесен в столицу. Его встречали: у Николо-Угрешского монастыря – брат царя князь Юрий Васильевич, у Симонова монастыря «с великою верою и со многим желанием» сам царь, у Яузского моста – «владыки», а у церкви Всех Святых на Кулишках – Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. При этом вятской святыне была оказана великая честь – Великорецкая икона была отнесена в Успенский собор Московского Кремля и поставлена против митрополичьего места, рядом с Владимирской иконой Божией Матери, с которой ее объединяла одна пелена.Затем последовало обновление Великорецкого образа, которое совершил сам Святитель Макарий, избрав себе в помощники настоятеля Благовещенского собора Кремля протопопа Андрея – будущего митрополита Московского и всея Руси Афанасия.
В эти дни, на Красной площади, напротив Фроловских ворот Московского Кремля велось строительство каменного Собора Покрова на Рву, известного также как Собор Василия Блаженного. Сердца москвичей были настолько тронуты чудесами, проистекавшими от Великорецкого образа, что рядом со строящимся Покровским Собором они соорудили временную деревянную церковь и освятили ее во имя Николы Великорецкого, поставив в ней написанную по повелению государя копию вятской иконы. «И быша исцеления многа в тои день, и последи великия чудеса, и от новонаписаннаго образа чудотворцева слепым прозрение даровася и хромым хождение и всяким недугом исцеление быша неоскудно приходящим с верою».Тогда же в ознаменование этих чудес был установлен особый крестный ход из Успенского собора к Николе Великорецкому «на рву», приуроченный к 29 июля (11 августа), Рожеству Святителя Николы. Когда позже строительство каменного Покровского Собора было полностью завершено, один из его девяти приделов – южный – был освящен в честь Великорецкой иконы.



Москва. Красная площадь.




Барма. Покровский собор. 1555-1560 гг.

БАРМА -
(Barma. ХVI в.) русский зодчий, создавший в 1555-1560 гг. совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного, или Покровский собор "что на рву", на Красной площади в Москве. Древняя летопись гласит: "...царь и великий князь Иван Васильевич ... повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что Бог покорил безсерманский род казанских татар царю...". Активные действия русских войск 1 октября 1552 г., в день церковного праздника Покрова, привели к падению Казани, покорению ее Москве. Увековечивает эту победу памятник - Покровский собор, сооруженный гениальными русскими зодчими Бармой и Постником. Барма и Постник возвели на месте семи деревянных церквей, окружавших главный придел этого храма, восемь каменных. Архитектурные формы этого замечательного памятника нашего национального искусства - русского происхождения. Новейшие исследования архитектуры Василия Блаженного обнаружили высокое мастерство его строителей. Пройдя, несомненно, школу у одного из крупных итальянских мастеров, работавших в Москве в начале XVI в., на что определенно указывают древние архитектурные детали, закрытые было позднейшими наслоениями, Барма сумел сочетать итальянскую выучку и итальянские формы с идеалами и приемами древнерусского зодчества. По словам летописи, это был "русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный". Известна легенда о том, что Иван Грозный ослепил Барму и Постника - строителей московского храма Василия Блаженного. Доказано, что эта история - легенда позднего времени. Некоторые исследователи считают, что Барма и Постник - одно и тоже лицо (Постник Барма). Архитектурный шедевр, Покровский собор, - неповторимый пример столпообразной шатровой каменной архитектуры на Руси. До конца XVI в. 65-метровый собор был самым высоким зданием в Москве.




За время пребывания иконы в Москве с нее «мерою и подобием» было создано немало списков, которые разошлись по русским городам и весям. Их география обширна – Москва, Кострома, Александров, Вологда, Сольвычегодск, Хвалынск, Архангельская область. Есть сведения о том, что еще в 1555 году список с Великорецкой иконы Святителя Николы был принесен в Псково-Печерский монастырь его основателем преподобным Корнилием. Заслуживает внимания список с Великорецкой иконы, пожертвованный в 1581 году в Ипатьевский монастырь г.Костромы царем Иваном IV, в память по убитому сыну Ивану. Не только эти, но все точные списки с Великорецкого образа Святителя Николы имеют одну характерную черту – восемь равновеликих клейм с чудесами Святителя Николы расположены вокруг такого же по размеру средника иконы. Именно по этой иконографической особенности мы можем легко узнать Великорецкий образ среди других икон Святителя Николы. Примечательно, что и московский Собор Василия Блаженного устроен подобным же образом – его восемь приделов расположены вокруг центрального, самого высокого и торжественного придела Покрова Божией Матери.
Вятская святыня была отпущена из столицы 3 августе 1556 года. Царь Иван Васильевич и Святитель Макарий лично проводили Великорецкую икону до «Ям» (так назывался район на северо-восточной окраине средневековой Москвы, между Земляным валом и Тверской заставой),где в церкви Пресвятой Богородицы владыка Макарий совершил Божественную литургию и «отпустил образ светильника Николы чюдотворца» за пределы Москвы. Далее князь Юрий Васильевич проводил вятскую святыню до села Ростокина (ныне это район на северо-востоке современной Москвы, в месте пересечения Ярославского шоссе с рекой Яузой), где москвичи окончательно простились с ней, а икона в сопровождении священников продолжила свой путь на Вятку, на этот раз, через Вологду и Устюг Великий. Государь дал чудотворной иконе верных спутников – от столицы до Хлынова ее сопровождал протопоп Вознесенского монастыря г.Москвы Димитрий с собором священнослужителей, среди которых источники сохранили имя диакона Зиновия.
Обратно Великорецкий образ возвращался богато украшенным.
«Обновлял образ, говорит летопись, сам митрополит Макарий: се бо иконному писанию научен, а с ним Андрей, протопоп Благовещенский. И сделали несколько снимков его, много образов с него пишущие мерою и подобием». Некоторые из этих копий подобно своему первообразу считались чудотворными. Наконец, в благодарность Угоднику Божию за благодатное посещение им столицы Грозный царь обновил оклад его образа, заменив прежний старый своим богатым, и, кроме того, приложены были к образу богатые шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом пелены от царя и царицы Анастасии.
В Вятку из этого путешествия образ вернулся в 1557году. В течение этого времени, посланное из Москвы духовенство снова было свидетелем множества чудес, совершенных Святителем от его образа на всем пути его шествования. По своем возвращении она была с почетом поставлена в соборной Никольской церкви Хлыновского Кремля.
По возвращении в город Хлынов образ продолжал творить множество исцелений на месте, в Вятском соборе, и во время путешествия его по Вятскому краю. Уцелевшие соборные записи этого времени содержат описание: множественных, начиная с 1557г. по 1711г. включительно, по нескольку чудес почти за каждый год. Исцеленные болезни были самые разнообразные: «расслабления в руках, ногах, во всем теле, головная боль, немота, слепота, беснование, корчи, икота, больше всего слепота. Они были явлены жителям самых разнообразных мест. Жителям всего Велико-Пермского края: г.Хлынова, Слободского, Орлова, Котельнича, Шестакова, Устюга, Соликамска, станов: Березовского, Бобинского, Волковского, Спецынского, приходов: Архангельского, Верхокамья, Великой Перми», и т.д. Спасал Святитель разных людей по молитвам их. Всех исцелений, только за годы с 1557 по 1614, до второго путешествия в Москву, записано в рукописи, хранившейся при Вятском кафедральном соборе — 143.

Второе посещение Великорецкой иконы "града Москвы"


Первый из дома Романовых - царь Михаил Феодорович, скоро после своего утверждения на Всероссийском престоле, в 1614 году, благодарный Господу и покровителям земли Русской — угодникам Божиим за дивныя пути промышления и помощь, небесную при избрании его на царство, снова «восхоте со всежеланием... той пречестный образ великого чудотворца Николы в царствующем граде Москве видети, и чудотворному образу поклониться, и молебные ему пения совершите». Снова должна была расставаться со своим сокровищем Вятская земля и провожать образ в столицу.
И на этот раз благочестивый город не мало времени молебствовал Святителю Николе пред его целительным образом. 23-го ноября того же года он был радостно принят Москвою и только 5 мая следующего года отпущен ею. Снова была снята копия с него и с новым украшением, даром царским, возвратился образ в Хлынов. Из своих царских сокровищ благочестивый государь велел устроить для него «крест златый со святыми мощами, да убрус низан жемчугом с дробницами». Этими царскими дарами и обилием целительной благодати, множеством чудес врачевания всяких недугов эти оба путешествия останутся навсегда памятны в истории дивного образа.
На обратном пути, по записи, были явлены чудеса в Чебоксарах, в Казани, в г. Лаишеве, с. на Омаре, в Полянах, в Уржумском карауле и, наконец, 30-го августа снова святая икона была встречена торжественно в городе Вятке. С этого времени чудотворный образ творит чудеса только на месте или во время своих посещений разных сторон обширного Вятского края. За этот период, от вывода из Вятки 1614г. до конца записи — 1711г., еще отмечено и описано более 80 таких чудотворений. Почти все они состояли в исцелении страждущих от их недугов.
Свидетельств о чудотворной силе Великорецкой иконы за века сохранилось великое множество. И по сей день Святитель Никола остается скорым помощником и заступником пред Господом за нас грешных.
До XX века жители Хлынова провожали чудотворный Великорецкий образ до села Филейского, что находится в 5 километрах от города, и уже отсюда, в сопровождении священства, чудотворная икона следовала по рекам Вятке и Великой до самого места ее обретения. Здесь собиралось множество паломников из окрестных сел и деревень. Центром торжеств являлось богослужение в честь Великорецкого образа, после которого паломники купались в реке и вкушали воду из освященного источника, что, согласно преданию, забил на месте явления чудотворной иконы.
В 1668 году указом первого Вятского епископа Александра был определен день празднования явления Великорецкой иконы Святителя Николы. Но еще более ста лет паломничество, по-прежнему, совершалось водным путем. За эти годы Великорецкое превратилось в процветающее село. Преобразилось и само Великорецкое, где в XIX веке были возведены величественные постройки – вместительный Никольский собор, высокая колокольня, торговые и гостиные ряды, добротные каменные дома, придавшие завершенный вид всему «Великорецкому граду» - настоящему храму под открытым небом. Место явления иконы было отмечено белокаменной часовней.

Великорецкий крестный ход в начале xx века


В начале XX века ежегодно много паломников со всех уголков Вятской земли стекались в село Великорецкое, чтобы исполнить обет предков и почтить Святителя Николу.
Почитание Великорецкого образа была столь значимым событием в жизни Вятской земли, что неуклонно совершалось вятчанами даже после 1917 года. Понимая всю тщетность попыток открыто противостоять этой древней православной традиции, новая власть избрала другой путь.




Свято-Троицкий кафедральный собор г. Вятки

Свято-Троицкий Кафедральный собор г. Вятки- главный храм Вятской земли. Построен в 1760-1772 гг. на месте старого Троицкого собора - первого каменного храма на Вятке, возведенного еще в 1676-1679 гг. "Здесь хранилась главная святыня Вятской земли - Великорецкий образ Святителя Николы . Отсюда начинался Великорецкий крестный ход. Слева от Кафедрального собора находился Крестовоздвиженский (Богоявленский) собор – символический закладной камень нашего града..
В 1930 г. Свято-Троицкий Кафедральный собор г. Вятки был закрыт. В 1935 г. разрушен. Храм находился в начале улицы Московской, несколько к северу от современного "вечного" огня.
Колокольня собора возвышалась на перекрестке улицы Московской и Динамовского проезда. Здание Вятской духовной консистории, что справа от колокольни, сохранилось до сих пор. Дом, что слева от колокольни, также сохранился и был надстроен на два этажа.


Вместе со Свято-Троицким кафедральным собором и чудотворная Великорецкая икона таинственно явилась и таинственно исчезла. Но даже эта печальная утрата не смогла остановить благочестивых вятчан, которые продолжали ежегодно приходить на реку Великую, неся с собой иконки Святителя Николы. Многие из них претерпели в это время аресты, притеснения и даже мученическую смерть.
Великая Отечественная война несколько приостановила машину массовых репрессий против верующих. В послевоенное десятилетие Великорецкое паломничество окрепло. Неслучайно, что, когда в 1958 году страну накрыла новая волна хрущевской антирелигиозной кампании, ее острие в Кировской области было направлено против Великорецкой традиции.
9 мая 1959 года особым распоряжением властей паломничество на реку Великую было официально запрещено. Величественный храмовый комплекс XVIII-XIX века был разрушен и разорен. Но, несмотря на эти меры, рискуя быть брошенными в тюрьму, паломники все равно пробирались лесными тропами в Великорецкое небольшими группами по 3-5 человек.

Современная история возрождения крестного хода





Уже более 600 лет икона Святителя Николы приносится на место явления - берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше. В 2002 году был официально возобновлен старообрядческий крестный ход на реку Великую. Так в июле 2001 года на съезде старообрядческой молодежи в Казани во исполнение обета предков было решено возродить Великорецкий крестный ход. Крестный ход давно уже вышел за рамки местного события – в нем можно встретить паломников со всех уголков Православной России, ближнего и дальнего Зарубежья.

 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

Возобновлены богослужения

Архиерейское богослужение в п. Кильмезь Кировской области

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007