Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Молитвы

Слово о молитве






Макарий Великий говорит: «Все святые милосердны. Но вы, люди, неблагодарны и часто их огорчаете. Кроме святых, ангелы помогают людям. Но больше всех заботится о вас Госпожа Богородица», и добавляет : только когда «люди оставляют Бога и святых Его, тогда Бог и святые оставляют людей…».
Обращаясь ко Господу, Пресвятой Богородице и всем святым угодникам Божиим, христиане совершают свою молитву различными способами: поклонами (по три, 6, 12 или сколько угодно – считая молитвы по лестовке); читают молебны (каноны) и даже просто творят молитву про себя – уже без всяких поклонов – во время любого делания. Молитва хороша и уместна в любое время.
По древнему обычаю, христиане свое молитвенное усердие к Господу и Его святым соединяют с принесением жертвы. Наша жертва Богу – горящая перед образом лампада с елеем или чистая восковая свеча; их употребление одинаково уместно как в домашней, так и в церковной молитве.
Если мы желаем поставить свечу пред образом Господним или почитаемого нами святого, делаем это так: встав пред почитаемым образом, совершаем два поклона с молитвою Господу или тому святому. Затем правою рукой возжигаем и ставим на подсвечник свечу (или несколько). Затем совершаем третий поклон с тою же молитвою, и отходим от подсвечника – не оборачиваясь назад, и не отвлекая от молитвы других молящихся.

Блж. Симеон Солунский. О молитве Исусовой

Есть весьма много молитв. О каждой из них в отдельности мы скажем, сколько позволят нам силы. Но выше всех молитв — данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это - спасительное призывание Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия.

Над нею потрудились многие из святых наших Отцов: и Златоустый Отец, преподавший учение об этой божественной молитве в трех словах, и Лествичник, и Никифор подвижник, и Диадох святый, епископ Фотикийский, и святой Симеон, новый богослов, и другие, излагавшие учение об ней достойно обитавшего в них Божественного Духа: так как и молитва самая произносится Духом Святым, как говорит Павел: никтоже может рещи Господа Исуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12,3). Кто произносит ее, тот от Бога, ибо сказано: всяк дух, иже исповедует Господа Исуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть (Ин.4,2).

Эта божественная молитва - призывание Спасителя нашего: Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя , есть и молитва, и обет, есть исповедание веры, орудие общения со Святым Духом, проводник божественных даров, очищение сердца, отгнание демонов, вселение Христа, источник духовных мыслей и божественных помыслов, освобождение от грехов, врачевство душ и телес, посредница Божественного озарения, привлечение Божия милосердия, раздаятельница откровений и Божественных тайн для смиренных, и источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего. А нам одно только имя и следует призывать — имя Исуса Христа, Сына Божия, и несть иного, о немже подобает спастися нам, как говорит Апостол.

Таким образом, она есть и молитва, потому что в ней мы испрашиваем Божественного милосердия; и обет, потому что чрез призывание Христа мы обещаем себя самих Христу; и исповедание, потому что, исповедав это, Петр был назван блаженным; и дарование Духа, потому что никтоже может рещи Господа Исуса, точию Духом Святым (Кор.12,3); и проводник божественных даров, потому что за нее Христос сказал Петру: дам ти ключи царствия небесного (Мф.16,17-19); и очищение сердца, потому что молящийся так видит и призывай Бога и, взирая на Него, очищается; и отгнание демонов, потому что именем Исуса Христа демоны и были прогоняемы, и ныне прогоняются; и вселение Христа, потому что Христос, при памятовании о Нем, в нас пребывает, за памятование вселяется и исполняет нас веселием: помянух, сказано, Бога и возвеселихся (Пс.76,4); и источник духовных мыслей и помышлений, потому что Христос есть сокровище всякой мудрости и знания, и дарует их тем, в ком обитает; и освобождение от грехов, потому что ради « сказано: еже разрешиши, будет разрешено на небесех (Мф.16,19); и врачевство душ и телес, потому что сказано: во имя Исуса Христа встани и ходи (Деян. 6.), и еще: Енее, исцеляет тя Исус Христос (Деян.9,34); и проводник Божественного озарения, потому что Христос есть Свет истинный и свою светлость и благодать сообщает призывающим Его: и буди, сказано, светлость Господа Бога нашего на нас (Пс.89,17), и еще: ходяи по мне имать свет животныи (Ин.8,12); и привлечение Божией милости, потому что мы просим милости, а Господь милостив, милосерд ко всем призывающим Его и скоро творит отмщение вопиющим к Нему; и раздаятельница Божественных откровений и тайн для смиренных: потому что сама молитва была дана рыбарю Петру чрез откровение Отца небесного, и Павел Христом был восхищен и слышал откровения, и всегда эта молитва имеет такое действие; и источник спасения, потому что, говорит Апостол, несть иного, о немже подобает спастися нам, и еще: сей есть Спас миру Христос (Ин.4,43), так что в последний день всяк язык волею или неволею исповесть, и воспоет, яко Господь Исус Христос в славу Бога Отца (Фил.2,11); и знамени нашей веры: так как мы - христиане и христианами называемся; и свидетельство того, что мы от Бога, потому что, как мы выше сказали, всяк дух, иже исповедает Господа Исуса Христа в плоть пришедша, от Бога есть; не исповедающий же от Бога несть и сей есть антихристов (Ин.4,3).

Посему всем верующим надлежит непрестанно исповедовать это имя ради провозвещения веры, ради любви ко Господу нашему Исусу Христу, от которой ничто никогда совершенно не может отделить нас, ради благодати, проистекающей от Его имени, оставления и отпущения грехов, врачевания, освящения, озарения и, более всего, ради спасения.

О сем божественном имени апостолы учили и совершили дивные дела. И божественный Евангелист говорит: сия же писана быша, да веруете, яко Исус есть Христос Сын Божий — вот вера! — и да верующе живот имате во имя его (Ин.20,31) — вот спасение и жизнь!

Такое призывание, как молитву, всякий благочестивый христианин пусть произносит всегда и своим умом, и языком, стоя и ходя, сидя и возлежа, разговаривая и трудясь, и пусть к этому принуждает себя постоянно. Такой обретет величайшую тишину и веселие, как по опыту знают это люди, упражняющиеся в ней.

Но так как это не всегда вполне удобно дня людей, живущих в мире, и для самих монахов, находящихся среди молвы, то каждый должен посвящать молитве, по крайней мере, определенные времена, и все должны иметь эту молитву за образец, и совершать ее по возможности, как священные лица, так и монахи, и миряне.

И монахи, как на то обрекшие себя и в отношении к этой молитве имеющие безусловный долг, хотя бы находились среди молвы служебных занятий, пусть принуждают себя совершать эту молитву, будучи обязаны совершать ее и молиться Господу непрестанно, хотя бы находились в смущении и смятении ума, когда он бывает увлечен чем-нибудь. Пусть они не предаются беспечности, чтобы не быть обкраденными врагом, но пусть обращаются к молитве; в ней они найдут для себя отраду.

Лица священные пусть заботятся об этом деле, как об апостольском и Божественном проповедании, как о деле, производящем Божественная плоды, свидетельствуя тем свою любовь ко Христу.

Живущие в мире пусть совершают сию молитву, сколько позволяют силы, видя в ней печать и знамение своей веры, охранение, освящение и орудие отгнания всякаго искушения.

Таким-то образом все — и священные лица, и миряне, и монахи — восстав от сна, должны первым делом помыслить о Христе и прежде всего воспомянуть о Нем, и в этом представить Христу начаток и жертву всякаго помышления... Посему пусть каждый вменит себе в обязанность, по возможности, совершать эту молитву в определенное время и определенное число раз.

Начнем дело молитвы и, преуспевая по­степенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и твердая вера, и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к бра­тии, и воздержание, и терпение, и ве́дение внутреннейшее, и избавление от искуше­ний, благодатные дарования, сердечное ис­поведание и усердные слезы через молитву подаются верным, и не только сие́ (вышеисчисленное), но и терпение приключающихся скорбей, и чистая любовь к ближнему, и по­знание духовного закона, и обре́тение прав­ды Божией, и наи́тие Духа Святого, и подание духовных сокровищ, и все, что Бог обетовал дать верным здесь и в будущем веке, все сие́ получают они через молитву. И одним сло­вом — невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божиею и верою, если человек с великим смиренно­мудрием пребывает умом в неразвлеченной молитве.
использован материал сайта: http://www.starovereya.ru

Св. Василий Великий:

Высший вид молитвы – благодарение и славословие, низший – прошение.

Когда молишься, оставь себя, жену, минуй небо и всякую тварь. Не проси недостойного Царя небес. Начиная славословие, потом покаяние, потом прошение. Чтобы молитва не обратилась в грех, не стой на молитве, если рассеян, но принуждай себя сколько есть сил, собирая ум и Бог простит тебе, так как не из пренебрежения, а по немощи не имел ты сил. А получив – храни, чтобы, отринув благодать, не сделаться тебе недостойным жизни вечной. Если бы Господь видел, что ты не утратишь дар, то даровал бы тебе и прежде прошения. Если осужден сохранивший талант, то тем более утративший.

Бывает по нерадению душа блуждает от одних мечтаний к другим, более бессмысленным, а иногда по навету диавола. Диавол, хвалясь нашим отступничеством, обратит это забвение Благодетеля в укоризну Господу, ибо это повод для превозношения над Тем, кто умер и воскрес за грехи наши. Надо всяким хранением блюсти свое сердце, чтобы никак не терять мысли о Боге и не освернять ум представлением суетного.

Что мне благосостояние плоти, егда сходити мне во истление, но умервщляю тело мое и порабощаю (1Кор. 9,27).

Не угождай плоти сном, банями, мягкими постелями. Разве не знаешь, что чем более крепкою сделаеш плоть, тем более тягостную тюрьму приготовишь душе?

Бог по движениям сердца узнает просимое.

Не прибегай к людям, когда отяготишь душу, но минуя всех востеки мыслию к Врачу душ, ибо только Он один может уврачевать сердце. Если Он не утешит сердец наших, человеческие утешения излишни и бессмысленны. Когда же Он укрепит сердце, никто не сможет встревожить его.

Нашему смертному роду дано беседовать с Богом. Тогда мы становимся выше смерти, ибо нельзя иметь смертные души тем, кто беседует с Богом. Кто не любит молитвы и не почитает это смертью для души, то это признак отсутствия ума. Как тело, когда лишается души становится зловонным и мертвым, так и душа, не имеющая возбуждения, подвигающего к молитве, мертва есть и смердяща.

Ты сам храм Божий, не ищи другого места для молитвы. Скажи: «помилуй меня», и Он тут уже

Всегда имей перед очами Суд Божий и все страсти умолкнут

Смерть и страдания – чаша, приготовленная Отцом

Святитель Григорий Палама:

Осязательная скорбь, как нельзя лучше служит умной молитве (пост и трезвение).

Убивают молитву бесчуствие, а не скорбь.

Голод – это пища молитвы. "Жажда и бессоница стеснили сердце, а теснимое сердце излилось слезами" (И. Синаид).

Молитва – мать и, одновременно, дочь слез.

Кто осуждает начальную ступень молитвы: т.е. стояние в страхе, мучении, сердечной тоске и слезах?

Преподобный Исаак Сирин:

Хотя весьма просвещенные у тебя учители, посох твой да будет постоянно в руке твоей. В море без посоха не входи и во тьме без жезла не ходи: собак отгонит он, змей поразит он, моря коснется он, диких зверей прогонит он. ... Опирайся на него, и никогда не упадешь, ибо нет помощника, подобного Богу, и те, кто стучится с усердием, получат все. Блажен, кто помнит на всяком месте, что не должен он пренебрегать этим, а именно постоянной молитвой, постоянной памятью о Боге. Кто постоянно молится, тот постоянно помнит о Боге, а кто постоянно помнит о Боге, тот - жилище Духа. Мысль о Боге сама является молитвой, а разум, в котором мысли о Нем постоянно вращаются, постоянно пребывает в молитве и ни на миг не остается праздным.
(Беседа 1:53 из 2-го тома)

Святитель Тихон Задонский:

Молитва не в том только состоит, чтобы в известный час стоять и кланяться телом перед Богом, и молитвы написанные читать, но возможно и без того на всякое время и на всяком месте умом и духом молиться. Ибо Бог везде и на всяком месте есть, и всегда к Нему двери отверсты и приступ к Нему удобен, не так, как к человеку, и везде по Своему человеколюбию готов нас слушать и нам помогать...

Приучая себя к молитве, проси Самого Господа, чтобы Духом Святым научил тебя молиться, как Апостолы просили Его об этом: "Господи, научи нас молиться."

преп. Иоанн Лествичник:

Молитва, по качеству своему, есть общение (событие) и единение человека и Бога. По действию же она есть стояние мира... мост чрез искушения... пресечение браней, дело Ангелов, пища бесплотных, будущее радование, конца и предела не имеющее делание, источник добродетелей... проявление мер... Для истинно молящегося молитва есть истязалище, судилище и престол Господень, прежде престола будущего. (Д V, 346)

преп. Никодим Святогорец:

Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все же сие в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва или совсем не молитва

бл. Диадох:

Желающий очистить сердце свое да разогревает его непрестанно памятью о Господе Исусе, имея это одно предметом богомыслия и непрестанным духовным деланием. Ибо желающим сбросить с себя гнилость свою, не так следует вести себя, чтоб иногда молиться, а иногда нет, но всегда должно упражняться в молитве с блюдением ума, хотя бы жил далеко от молитвенных домов... Тот, кто иногда памятует о Богу, а иногда нет, что кажется приобретает молитвою, то теряет пресечением ее... (необходимо) всегдашнею памятью о Боге потреблять земляность сердца, чтобы жить таким образом, при постепенном испарении худа под действием огня благого памятования, душа с полною славою совершенно востекла к естественной своей светозарности (Д III-74)

св. авва Дорофей:

То, чтобы молиться непрестанно, явно противится гордости... Тот наклоняет себя к смирению, кто, зная, что не может совершить никакой добродетели без помощи Божией, не перестает всегда молиться Богу, чтобы Он совершил с ним милость. Почему непрестанно молящися, если и сподобится совершить что-либо, то зная, почему он совершил сие, не может возгордиться... все свои успехи относит к Богу, всегда благодарит Его и всегда призывает Его, трепеща, как бы ему не лишиться такой помощи... Он со смирением молится и молитвенно смиряется. (Д II - 607)

св. Григорий Синаит:

Тщащийся достигнуть чистой молитвы (сердечной) в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих... Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радосто-печалие. Ибо чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Исусу, ввергшему огнь в землю сердца нашего, теплота попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не с шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от животворящего Духа. (Д V - 244).

Святитель Иоанн Златоуст:



• «Если, молясь, будешь услышан, пребывай в молитве, благодаря за милость, а если не будешь услышан, пребывай в молитве, чтобы быть услышанным».

• «Не говори: «Много молился я, а услышан не был», потому что и это часто бывает для твоей же пользы. Знает Бог, что ты ленив, и если получишь просимое, уйдешь и не станешь больше молиться; поэтому отлагает услышать тебя, чтобы заставить тебя чаще беседовать с Ним и проводить время в молитве».

• «Пребывай же в молитве и не допускай в себе лени к ней. Молитва много может, возлюбленный, поэтому приступай к ней, как к делу немаловажному».

• «Если предстоит обращаться с какой-либо просьбой к людям, надо тщательно выбирать время, место, лицо и вести обдуманно речь. Если же приступаем к Богу, ничего этого не требуется. Взывай только от сердца, а не одними устами».

• «Послушаемся слова Господня и не будем молиться напоказ, не станем также указывать Господу способа, как нам помочь».

• «Если для слепого большое лишение не видеть солнца, тосколь большое лишение для христианина не молиться часто, чтобы молитвой вводить в душу свою свет Христов?».


• «Кто не будет удивляться и кто не изумится человеколюбию, которое являет нам Бог, даруя людям такую честь, что удостаивает их беседы с Собою в молитве?».

• Молитва имеет два вида: первый - славословие со смиренномудрием, а второй, низший, - прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению... Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь, видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний... Когда же кончишь славословие... тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, - более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как повелено тебе, проси Царствия Божия.

• «Ибо воистину с Богом беседуем мы во время молитвы, и чрез это соприкасаемся с Ангелами, и далеко отступаем от прочих живых, но неразумных тварей».

• «Молитва — дело Ангелов, она превышает даже и их достоинство, так как беседовать с Богом выше ангельского достоинства».

• «Ангелы, свои молитвы принося с великим страхом и радостью, научают нас, что и нам, приступая к Богу в молитвах, надлежит творить это со страхом и радостью. Со страхом —боясь оказаться недостойными молитвы».

• «По естеству мы смертны, через беседу же с Богом переходим к Жизни бессмертной. Ибо тому, кто беседует с Богом, нельзя не стать выше смерти и тления. Как тому, кто объят лучами солнечного света, нельзя не быть далеким от тьмы, так нельзя сподобившемуся беседы с Богом не стать выше смерти».

• «Как нижнюю часть корабля и дома делают крепкими и сплоченными, так и жизнь нашу скрепляют молитвы, без них же ничего доброго и спасительного в нас не бывает».

• «Во время молитвы подобает нам забывать свое человеческое естество и ничего не видеть из сущего долу, но быть объятыми теплым устремлением к Богу в союзе с благоговейным страхом и думать, что стоим среди Ангелов и совершаем одинаковую с ними службу Всевышнему Богу».

• «Природа у нас и Ангелов различна. Все, чего бы ты никоснулся: образ бытия, мудрость, ведение,— все различно, а молитва — общее дело Ангелов и человеков, и в этом отношении нет различия между нами. Но кто усердно прилежит молитве и чье сердце устремлено к Богу, тот скоро уподобится им и в ведении, и в мудрости, и в благородстве, и в образе жизни».


• «Если тот, кто разговаривает с мудрыми мужами, от частой беседы с ними усваивает их мудрость и делается похожим на них, то что сказать о тех, которые часто беседуют с Богом в своих усердных молитвах? Какой мудростью, какой добродетелью, каким ведением, красотой, целомудрием и благонравием не преисполнит их молитва и непристанное общение с Богом!».

• «Не погрешит тот, кто скажет, что молитва есть источник всякой добродетели и праведности и что в душу, не имеющую молитвы и моления, не может войти благочестие».

• «Не говори: грешен я, не имею дерзновения, не смею молиться. Дерзновение имеет тот, кто думает, что не имеет дерзновения; и наоборот, кто думает, что имеет дерзновение, отнимает силу у дерзновения, как фарисей».

• «Будем молиться и за врагов, и за друзей, и, конечно, получим все благопотребное. Ибо человеколюбив Даятель, и не столько мы желаем получать, сколько Он желает давать».

«Молитва есть великое оружие, великое ограждение, великое сокровище, великое пристанище, безопасное убежище, если только трезвенно, собрав свой ум, приступаем к Владыке, и никак не допускаем прокрасться к нам врагу нашего спасения».

«Не молись против врагов и не держи ни на кого злопамятства, изгони из души все страсти, сокрушайся о грехах, держи в порядке своего внутреннего человека, изъявляй готовность на уступки и готовность обращать свой язык только на добрые речи о других».

«Когда ты отходишь ко сну, когда готовишься лечь в постель, когда никто тебя не беспокоит и наступает глубокая тишина, ты начинай суд совести, требуй от нее отчета о порочных смыслах, которые имел в течение дня: или строя вредительства ближнему, или допуская развратные пожелания,— все это выставь на вид, поставь совесть судиею, истребляй порочные помыслы, суди, наказывай согрешающую душу. Пусть так будет каждый день, и не засыпай ты, человек, прежде чем размыслишь о грехах, совершенных в продолжении дня. Без сомнения на следующий день ты не так скоро будешь покушаться на подобное».

• «Всегда необходимо помнить, что нам нужно не только просто молиться, но молиться так, чтобы быть услышанным. Ибо молитва не достигнет желаемого, если мы ее не будем воссылать так, как угодно Богу».

• «Молитва укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к житейским вещам, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое Небо. Как дождь, падая на твердую землю, размягчает ее или как огонь смягчает железо, так молитва, еще сильнее огня и лучше дождя, смягчает и орошает ожесточившуюся от страстей душу».


• «Многие говорят: «Когда мы в храме внимаем сердцем тому, что слышим, тогда приходим в себя. А как только удалимся отсюда, становимся вновь прежними, и в нас гаснет огонь ревности». Чем же это предотвратить? Надо устранить то, от чего это происходит,— выйдя из храма, мы занимаемся чем не должно и проводим время с худыми людьми. После церкви нам не следует сразу приниматься за дела, недостойные Церкви, но, придя домой, надо взять книгу Священного Писания и вместе с женой и детьми привести на память, что было сказано на службе, потом уже приступать к делам житейским».
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Расширяем культурные связи

Разрешат превысить нормативы для храма на Филейке

Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007