Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Старообрядческие общины Вятской земли

Великорецкий крестный ход

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Литературная страница

Книга "ПЧЕЛА"


Перевод « Пчелы » был сделан не позднее XII–XIII вв.
Это перевод византийского сборника нравоучительных афоризмов античных, библейских и христианских авторов.
Это слова и мысли святых отцов, знания философов.
« Пчела » не только содержала этические наставления, но и существенно расширяла историко-культурный кругозор древнерусского читателя. Эта книга полезна и современному читателю.

О ЖИЗНЕННОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ И О ЗЛОБЕ

С о л о м о н. Пусть не прельстят тебя мужи нечестивые, не ходи с ними по пути, но отклони ноги свои от дорог их, ибо ноги их на злое бегут, и скоры они на пролитие крови.
Как от оскомины вред зубам и от дыма — очам, так и от беззакония делающим его.
Всякий, кто держится добродетели, не может не иметь многих врагов.
Не место делает добродетельным, но добродетели место украшают,
Н и с с к и й. Отвращенье от зла — начало добродетели.
П л у т а р х. Сияние добродетелей столь же заметно, как и золото на кровлях, сладость же пищи является исстрадавшимся, а добродетель наставленным.
Лживые люди, хоть и доброю речью сговариваются, но нравом своим бесчестны.
Кумира внешность украшает, а мужа деянья.
Пожелай жить так, чтобы более сильные тебя не обидели, а ты не страшил бы слабых.
Когда некий муж несправедливо поступил с Плутархом и избегал его, стыдясь встречи, Плутарх, как-то встретив его, сказал: «Не тебе подобает меня избегать, но мне тебя, ибо праведен ты».
Если сегодняшний день хорошо устроим, то в будущем ожидай добра.
С о к р а т сказал. Подобает основанию дома и корабля быть крепким, но также и дела началу справедливым и верным быть.
С о к р а т. Вот увидел ученика своего, отдающего силы пашне, а к учению нерадивого, и сказал: «Берегись, друг, если только пашню хочешь возделать, а душу пустынной оставишь и необработанной».
И о н ж е. Вот увидел друга своего, спешащего к художникам, чтобы вырезали из камня изображение его, и сказал ему: «Ты торопишься камень себе уподобить, почему же не заботишься о том, чтобы самому не уподобиться камню?»
Неспешно дело начни, начав же, быстро кончай.
Д и о г е н. Некто поносил его за то, что по нечистым местам ходит, и отвечал он: «И солнце также нечистые места освещает, но не оскверняется».
Г и п е р и д мудрый сказал. Достойно доброго являть в словах то, что думает, а в делах — что творит.
А р и с т о т е л ь сказал. Бог может сотворить сколько захочет, человек же хорош тот, кто пользу принесет.
Знаком мужской добродетели бывает не дел начинанье, но их завершенье.


О МУДРОСТИ

О т А п о с т о л а. Не будьте детьми умом, на злое же будьте как младенцы, а по уму как зрелые люди.
Лестница, сделанная и поставленная прочно у здания, в землетрясенье не рухнет, так же и сердце, укрепленное мыслью, в час совещания не устрашится.
С и р а х. Один алчный сказал так: «Лучше мне иметь каплю счастья, чем бочонок ума». Ему же отвечая, философ сказал: «А мне бы каплю ума, чтоб достичь полноты счастья».
С о к р а т. Когда рассуждаешь, подумай о прежде бывшем и сравни его с нынешним; и все, что не явно, явным сразу окажется.
Ибо прекрасная речь знаком великим возвышенных мыслей является.
Д и о д о р. Мудрый совет важнее множества рук, и мудрый сильнее твердого.
А р и с т о т е л ь сказал. Советы не что иное, как оскуденье ума. Ибо, не зная, что следует делать, а что — нет, оттого и просим совета; мненье другого не дает нам решить, как следует.
Кто-то спросил Вианта, кто лучший советчик, и ответил тот: «Время».
Ф а в о р и н сказал. Следует нам, завершенье дела сперва рассмотрев, лишь тогда начинать его.


О ЧИСТОТЕ И О ЦЕЛОМУДРИИ

И о в. Если обратилось сердце мое к женщине замужней, если сижу я в дверях ее, пусть и супруга моя стала б кому-то желанной.
Не льют благовоний в грязный сосуд.
П л у т а р х. Агесилай, лакедемонский полководец, когда одна красивая женщина обратилась к нему, о суде прося, отвернул лицо свое и сказал: «Славнее мне таким не покориться, чем взять многомужный город, ибо лучше мне свою сохранить свободу, чем других покорить».
Даже Александр Македонский не удержался, чтобы не пойти взглянуть на прекрасную жену Дария; однако, приходя к старшей годами матери ее, не решился посмотреть на молодую и прекрасную. Мы же, в седле и на носилках, женские очи привлекая, из окошек высовываясь, почему не считаем себя согрешающими?
Э п и к т е т. Если хочешь вне рабства быть, освободись от рабства; будешь свободен, если освободишься от желания.
М е н е д е м сказал. Когда сказал один юноша: «Большое дело, если кто получит все, что желает», — тот ответил: «Но более, если не желает бесполезного».
К с а н ф. Ксанф мудрый, увидев расточительного человека при дверях красивой женщины, сказал: «Это маленькое удовольствие принесет большую беду».


О МУЖЕСТВЕ И О ТВЕРДОСТИ

С о к р а т. Этот, увидев врата Коринфа прочно замкнутыми, сказал: «Разве женщины здесь живут?»
А л е к с а н д р. Так, умоляемый дружиною ночью напасть на врагов, сказал: «Не царского мужества такая победа».
Л е о н и д сказал. Этот Леонид лакедемонский, мало имея воинов, пошел на персов, и ему некто сказал: «Как с малым войском идешь на такую силу?» Он же ответил: «С малым, но с добровольцами, и достаточным, чтобы биться».
А р и с т о т е л ь сказал. Тверже тот, кто побеждает желания, а не воинов. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет.


О ПРАВДЕ

Ц а р ь Ф и л и п п. Поручил он другу Антипатра судить с судьями; как стало ему известно, что тот краскою красит бороду и голову, свел он его с судейского кресла и сказал: «Коли волосам своим ты неверен, как людям и суду можешь быть верен?»
М е н а н д р. Пусть лучше грабит меня богатый, чем бедный, и пусть претерплю обиду от благородного, чем от низкого. Лучше терпеть насилье от более знатных, чем от низших.
Г и п е р и д сказал. По двум причинам люди от правды отходят — или страха ради, или позора.
П и ф а г о р. Злей страдает своими страстями мучимый и совестью, если кого обидит, чем битый по телу и получивший раны.


О БРАТСКОЙ ЛЮБВИ И О ДРУЖБЕ

Кто ставит другу своему силки, тот сам попадет в них ногою.
Не покидай друга старого, ибо новый не будет ему подобен.
Ф и л о н. Человек справедливый не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть, и не захотел.
Если не можешь другу угодить, то как чужому сможешь быть верен?
Все новое лучше — и сосуды, и одежда, а дружба — старая.
Земные плоды от года до года рождаются, а дружба во все дни.
А р и с т о т е л ь. Богатство стоит приобретать ради друга, но не друзей ради богатства.
Вот, упрекаемый, что с дурными живет, отвечал он: «Хороший врач тот, кто берется лечить больных, которых другие врачи признали уже безнадежными».
К р и т и й. Если всегда о приятном беседовать с другом, то удовольствие наконец во вражду обратится.
А н т и г о н - ц а р ь сказал. А этот просил рабов, чтобы охраняли его от мнимых друзей. И когда кто-то спросил его: «Отчего ты о том умоляешь?» — отвечал: «Потому что от врагов я и сам сберегусь, их зная».
А г е с и л а й сказал. Некий перебежчик перешел к нему от противника и, когда полководцы пожелали поручить ему своих воинов, сказал: «Нельзя доверить чужих сбежавшему от своих».


О МИЛОСТЫНЕ

П и т а к о н. Этот, обиженный кем-то, хоть и в силах был отомстить за себя, но простил, говоря: «Прощение лучше мщенья: кроткой оно природы, а не звериной».
Некий разбойник тонул в море и нагим выплыл к берегу. Исократ же, видя его от стужи умирающим, и одел, и обул его, и, пищу дав ему, отпустил. Когда же упрекнул его кто-то, что неизвестного разбойника пригрел, отвечал: «Не как человека почтил я разбойника, но природу человека почтил».


О БЛАГОДАРНОСТИ

Змею кормить и распутному давать — все едино: от обоих никакой пользы не будет.
Тиран Дионисий, слушая музыканта, хорошо игравшего, обещал ему в дар дать меру золота. Когда же настало утро и пришел музыкант просить обещанного, тот отвечал: «Ты, вчера играя, веселил меня песнями, и я также обещанием возвеселил тебя; нынче же от ушей моих удалилось твое веселье, а от тебя — надежда на меня».
Когда некий друг, желавший дочь выдать замуж, просил у Александра приданого ей, этот пожелал дать ей пятьдесят талантов золота. Когда же просивший сказал: «Достаточно и десяти талантов», Александр отвечал: «Достойно тебя столько просить, меня же достойно дать столько, сколько сказал я».
Он же, наполнив блюдо костями, послал Диогену, философу-кинику. Тот же, приняв, сказал: «Вот собачья еда, но не царский дар».
Д и о г е н сказал. Этот, спрошенный кем-то, по какой причине люди нищим дают, а философам — нет, отвечал: «Потому что хромоты, слепоты и прочих убожеств и себе ожидают, а мудрости — нет».
Э п и к у р. Не отвергай малого дара: ибо возникнет недоверие в большем.


О ВЛАСТИ И О ПРАВЛЕНИИ

П л у т а р х. Пословица говорит: детям ножа не давай; я же добавлю: ни детям богатства, ни людям невежественным силы и власти доверить нельзя.
Д и о н Р и м с к и й. Все, что велишь подчиненным своим — как быть и что делать, — сначала выполни сам, потом же учи. Тем самым ты лучше научишь, чем наказаньем согласно закону: там ведь идет подражанье, здесь — страх, а лучше всегда с подражаньем, чем со страхом, идти к совершенствованию.
Д е м о к р и т. Пожелай быть любимым при жизни, а не страшным: ибо кого все боятся, тог сам всех боится.
Царь короной ума не получит, ибо царствует ум.
А г а ф о н. Князю необходимо о трех вещах помнить: первое — что людьми управляет; второе — что закон ему дан от бога; третье — что власть эта временна и пресекается.
Эпаминд из Фив увидел множество воинов без достойного вождя и сказал: «Велик зверь, а головы не имеет».
Когда фивейцы гордились тем, что владели Лакедемонией, фракийскнй царь Кутус, услышав это, сказал: «Я видел много ручьев, которые больше рек — но на краткое время».


О ЛЖИ И О КЛЕВЕТЕ

Лучше злое слышать, чем злое сказать.
Когда пришел к этому клеветник и сказал: «Вот такой-то предо мною так уж поносит тебя», — отвечал: «Если бы ты с таким наслажденьем не слушал его, он бы меня не бранил».
Когда кто-то сказал ему: «Тот-то свирепо тебя бранит», — отвечал: «Скажи ему, пусть и побьет меня, но так же — заочно!»
Д и о г е н. Этот, поносимый неким плешивцем, сказал: «Я бранью тебе не отвечу, но восславлю волосы на твоей голове, ибо, испытав на себе все безумство твоей головы, они убежали!»
А р и с т и п п. Этот, поносимый неким, отходил, заткнув уши. Когда тот побежал за ним с криком: «Почему убегаешь?» — он сказал: «Да, ты ведь вправе зло говорить, но ведь и я волен не стоять и не слушать тебя».
Ф и л и м о н. Кто брань перетерпит, тот тверже всех. Коль поносимый как будто не слышит брани, то ругателю это страшнее смерти.
Д е м о с ф е н сказал. Когда кто-то ругал его, сказал он: «Не отвечаю тебе: чем я тебя одолею, то одолеет меня».
Д и о н Р и м с к и й. Как глазная болезнь зрение портит и мешает лежащее перед тобой видеть, так же и несправедливое слово, войдя в сознание достойных, затмением гнева не даст увидеть истину.
Д и о н и с и й - ц а р ь сказал. Царь этот, услышав, что два юноши на пиру оговаривали его самого и правленье его, повелел призвать их к себе на обед. Видя, что один из них напился и наговорил много пустого, а другой — пил с опаской и с предосторожностью, первого отпустил, ибо был он всего лишь пьянчужкой, а второго казнил как злоумышленника, действующего сознательно.


О ЛЕСТИ

С о т и о н сказал. Дельфины плывут с пловцами до самого берега, на берег же не выходят. Так и льстецы в благополучии остаются со своими друзьями; если же друзья впадут в бедность и тяжкую жизнь, то исчезают.
П л у т а р х. Лесть подобна некрепкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.


О БОГАТСТВЕ, И О БЕДНОСТИ, И О КОРЫСТОЛЮБИИ

Богатый заговорит — и все умолкли, и слово его вознесли до небес.
Н и с с к и й сказал. Лучше малое иметь по-доброму, чем многое по-плохому.
Д и о г е н. Этот, спрошенный некими, почему так бледно золото, отвечал: «Потому что многие на него помышляют».
С и м о н и д. Этот, спрошенный, что выше, богатство или мудрость, отвечал: «Не знаю, но, однако, вижу мудрых, к дверям богатого ходящих».


О ПРОСТОТЕ

Лучше хлеб с солью в спокойствии и без печали, чем предоставленье изысканных блюд с волненьем и в отчаянии.
К л и м и й. Все, что чрезмерно, пагубно.
Ф и л о н. Добродетельный, мало пищи и питья принимая, стоит между смертью и бессмертием: смертного тела ради берет необходимое, а душа его, желая бессмертия, изысканной пищи не ищет.


О МОЛИТВЕ

Э п и к у р сказал. Если бы бог, вслушиваясь в молитвы всех людей, исполнил все их желания, род человеческий погиб бы, столько зла друг другу они желают.


ОБ УЧЕНИИ И О БЕСЕДЕ

Б о г о с л о в. Безмолвное дело лучше бесполезного слова.
Лучше на себе узду носить и другим искусным наездникам подчиняться, чем взнуздать других и самим стать наездниками.
Делай сказанное и не говори о сделанном.
П л у т а р х. Этот рассказывал, что Клеанфа и Ксенократа, самых бездарных из учеников, осуждали. Те же отвечали: «Мы подобны сосудам узкогорлым, которые, с трудом принимая вливаемое, стойко и хорошо его хранят».
Ф и л и п п - ц а р ь. Когда музыкант настраивал гусли свои, Филипп, сидя, сказал: «Неверно делаешь, было иначе». И музыкант отвечал: «Да не обрушит на тебя бог свой гнев, о царь, за то, что и в музыке ты лучше меня разбираешься!»
Как коню ржание, и псу лай, и волу рев, и барсу рычанье дано, и это их признак, так и человеку слово, и это признак его, и сила его, и оружье, оплот и ограда; это боголюбивое живое существо из всех прочих животных этим отмечено.
М о с х и о н. Когда беседуешь с другими, посмотри, лучше тебя собеседник, или хуже, или равен тебе. Если увидишь, что лучше — покорись ему, если же хуже — его покори, если же равен тебе — то будь с ним в согласье.
С о л о н. Этот говорил, что слово — вид дела.
Г е р о д о т. Равное благо, о царь, если кто сам о себе думает верно и другого, говорящего верно, захочет выслушать.


О ПОУЧЕНИИ

Е в р и п и д. Все мы искусны поучать, а сами не ведаем, что творим.
Э з о п. Этот сказал: «Каждый из нас два мешка носит: один перед собою, другой — за собой. В передний складываем чужие ошибки, в задний же — свои».


О ФИЛОСОФИИ И ОБ УЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Невозможны обширные знанья при редком ученье.
З л а т о у с т. Скажи мне, кто из вас, домой возвратясь, книги взял христианские в руки, и прочел, и обдумал написанное? Никто не может этого сказать. Вот карты и шахматы у многих из вас можно найти, а книг ни у кого, разве что у немногих, но и те таковы же, как и не имущие книг: закрывши, кладут их в лари — вот и вся забота о книжной мудрости и письменной красоте, а о чтении и не заботятся. Не душевной пользы ради приобретают книги, но желая явить богатство свое и гордыню. Так преумножилось среди них тщеславие, и нет никого, кто сказал бы: «Знаю силу книги!»
К л и м и й. Мудрость сопровождает деянье, как тень тело.
Земледельцы, видя колосья, к земле склоняющиеся, радуются, зная, что наполнены зернами; если же колосья прямо стоят, тревожатся земледельцы, зная, что пусты они. Так же и юноши, тягости от отсутствия знаний не ощущая, живут в колебанье, и даже походка и лица их заносчивы, и вражды исполнены, и никого не щадят они. Начав же осматриваться и плоды собирать от ученья, от суровых попреков они избавляются. Как сосуд пустой, воздухом наполненный, наливаясь водою или вином, или иным чем наполняясь, воздух изгоняет, так же и люди, исполнившись истинного блага, изгоняют тщеславие.
Г и е р о н. Этот царь сицилийский спросил Ксенофонта о поэте Гомере, и, когда тот стал порицать Гомера, снова спросил: «Сколько у тебя рабов?» И когда тот ответил: «Двое, и тех едва могу прокормить» — отвечал ему Гиерон: «И ты не стыдишься порицать Гомера, который после своей смерти кормит более ста тысяч своим творением?!»
Л а о с сказал. Этот, спрошенный, что такое мудрость, ответил: «Опыт».
Что человеку умному тяжелее всего делать? Ответ. А тяжелее всего человеку умному глупого и упрямого учить человека.


О БОГАТСТВЕ И О БЕДНОСТИ

С и р а х сказал. Вспомни голод во время сытости, бедность и скудость во время богатства: от утра и до вечера пременяется время.
Счастье подобно стрелку: иногда попадает как в мишень, в нас стреляя, иногда же в ближайших соседей.
Д е м о н а к с. Выказывает победа храброго, а несчастье умного.
Д и м и т р и й. Кто не умеет твердо держаться в печали, тот радости не перенесет.
Везенье сравню с овощем: как время минует — засохнет.


О ЯРОСТИ И О ГНЕВЕ

С и р а х. Ярость и гнев умаляют дни.
П л у т а р х. Ярость подобна суке: как та слепыми рождает щенят, так и в ярости слепые обвинения исходят.
Дикий конь уздой удержится, а скорый гнев умом обуздается.
Кроткое слово разрушает гнев.
С о т и о н. Этот сказал: «Было два мужа мудрых, но гневливых — Гераклит и Демокрит. Один, разгневавшись, прослезился, а другой — рассмеялся, и таким образом избавились от ярости».


О МОЛЧАНИИ И О ТАЙНЕ

Б о г о с л о в. Говори, когда чувствуешь, что речь лучше молчанья, к молчанью же прибегай, если чувствуешь, что оно лучше речи.
С у д ь я П у п о. Не желая слушать лишних свидетелей, велел рабам своим на просьбы отвечать без разбирательства дел. Однажды, желая почтить правителя Клавдия обедом, послал звать его и устроил богатый пир. Когда же настало время обеда и прочие званые все собрались, Клавдия все еще ожидали и много раз посылали положенного дозорного поглядеть, не идет ли. Когда же наступил вечер, отчаялся судья дождаться Клавдия и спросил раба, приглашавшего того: «Звал ты его?» — тот же ответил: «Да!» И сказал: «Так он не придет?» — и тот отвечал: «Нет, ибо нет времени». И сказал судья: «Почему ты мне не сказал об этом сразу же?» И раб ответил: «Об этом ты меня не просил».
З е н о н - ф и л о с о ф. Пытаемый тираном Димитрием и понуждаемый выдать какую-то тайну своей родины, откусил язык свой и, разжевав, выплюнул на него.
(А р и с т о т е л ь). Этот, спрошенный, что в жизни труднее всего, ответил: «Молчать, если можно говорить».
(С о к р а т). Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал: «Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет».
Когда кто-то поносил его за зловоние изо рта, он ответил: «Ибо многие тайны сгнили в горле моем».


О ЧРЕЗМЕРНОМ ЛЮБОПЫТСТВЕ И О МОЛЧАНИИ

А л к и в и а д. У этого был красивый пес: семь тысяч золотом отдал за него — и отрезал ему хвост. Когда кто-то спросил, зачем он так сделал, ответил: «Чтобы о том судачили люди, а не обо мне».
М о с х и о н. Когда кто-то спросил его: «Почему поместьями пренебрегаешь, о себе же заботишься?» — ответил: «Потому же забочусь, ради чего и поместья приобретал».
Г е р и о н. Этот, увидев человека, на небо взиравшего, вопрошавшего звезды и упавшего в пропасть, сказал: «Получил по заслугам, ибо, не разумея земного, у небес вопрошаешь».


О ГРАБЕЖЕ И ОБИДЕ

Кто, грабя чужое, созидает на том дом свой, тот будто камни складывает на замерзшей реке.
Д и о г е н. Этот застал вора, крадущего камни его, и, когда тот стал запираться и говорить: «Не знал я, что твои камни я крал» — сказал: «А разве не знал ты, что они — не твои?»
Если тем, что имеем, не пользуемся, а то, что не нужно, ищем» то и лишимся всего: того из-за случайности, а этого — по своей вине.


О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ

Кто думает позаботиться о родителях, пусть взглянет на аистов. Они ведь, видя родителя своего от старости ослабевшим, вокруг него стоя, охраняют своими крыльями и пищу щедро подают, и, когда тот захочет лететь, помогают ему, понемножку облегчая крылами своими.
П р о к о п и й (с о ф и с т). Как и члены телесные наших детей в час рождения повиваются, чтобы крепче, прямее были и тверже, так изначала следует нам и детский характер направлять.
Таким будь для родителей своих, какими хотел бы видеть детей своих.
Н и к о к л и с. Когда жена порицала его за то, что не хочет принять своего непутевого сына, сказал он, сплюнув: «И эта слюна от меня, но мне не на пользу».


О СТРАХЕ

Шуршанье листвы устрашает зайцев, трусливых мужей — бесплотная тень.
В и а с. Этот, спрошенный, что в сей жизни свободно от страха, ответил: «Чистая совесть».


О БЫСТРО МЕНЯЮЩЕМСЯ И О ПОКАЯНИИ

С о л о м о н. Муж, склонный язык распускать, попадает в беду. У кого к переменам суждения склонны, тех и жизнь беспорядочна тоже. Люди подобны облакам, все время в разное место влекомые
воздухом.
Тех признаем безрассудными, кто легко склоняется в обе стороны, как вертящийся смерч, прилив и отлив и волны морские в волненье.
Сад, часто пересаживаемый, плода не приносит.
Э п и х а р м. Мудрому пристало не каяться, но обдумать.


О ГРЕХЕ И ОБ ИСПОВЕДАНИИ

П л у т а р х. Ни огня невозможно накрыть покрывалом, ни временем — скверных дел.


О ЧРЕВУ УГОЖДАЮЩИХ ОБЖОРСТВОМ

Душа, насытившись, и медвяного сота гнушается.
Когда беспокоит желудок, смиряется сердце, когда он доволен — заносится разум.
Этот, званный на пир, не обещал, пока не узнал, кто еще приглашен, и сказал, что с дурными плыть в одном корабле еще можно стерпеть или в доме одном с ними жить, но сойтись с ними в пиру — безумье.
К а т о н. Этот сказал: «Трудно с желудком вести разговор: ушей не имеет».
Волк, увидев, что тайно пастух в шалаше поедает чужих овец, сказал: «О, сколько бы шуму подняли, если бы это сделал я!»


О ЗАБОТЕ И О БЕЗЗАБОТНОСТИ

С о л о м о н. Как моль полотну и дереву червь, так мужу забота сердце сверлит.
С в я т о й В а с и л и й. Как черви в гнилом дереве рождаются, так и забота в слабых входит людей.
С о к р а т. Этот, спрошенный, что заботит хороших, сказал: «Слава плохих».
Безрассудные со временем забудут горести, а умные — с речами.


О СНЕ

П л у т а р х. Однажды, когда спал царь Филипп, и подданные его прибыли к нему, и стояли у ворот, жалуясь на столь длительный сон, Парменид выглянул и сказал им: «Не удивляйтесь, что ныне он спит: ибо когда вы спали, он бдел!»


О ПЬЯНСТВЕ

Царь Кир, слышав, что юноши, выпив много, его бранили, когда наступило утро, велел привести пред собою и спросил первого, так ли рассказали о нем. Тот же отвечал: «Так говорили мы, царь, и еще больше сказали бы, если бы более было вина!»
Д и о г е н. Этому дали много вина на пиру, и он, взяв его, пролил. Когда остальные стали выговаривать ему, зачем он губит вино, так отвечал: «Если б вино от меня не погибло, я бы погиб от вина».
А н а х а р с и с. Так сказал: «Когда находишься на пиру, первую чашу ты пьешь на здоровье, вторую в удовольствие, а третью уже в безрассудство, последнюю же — в сумасшествие».
С о ф о к л. Этот, спрошенный, сказал: «Лоза три побега рождает: первый сладости, второй пьянства, третий безумья».


О ДЕРЗОСТИ И ОБ ОБЛИЧЕНИИ

Когда Демокрита в древности послали из Афин к царю Филиппу и он разговаривал дерзко, Филипп сказал: «Не боишься ли, что повелю отрубить голову твою?» И тот ответил: «Нет, ибо если ты ее отрубишь, мое отечество бессмертием почтит ее».
Враг, правду говорящий, лучше лицемерного друга.


О ТРУДОЛЮБИИ

Д е м о с ф е н. Этот, спрошенный, как учился ораторскому искусству, ответил: «Истратил масла больше, чем вина».


О ТЩЕСЛАВИИ

Не хвались, если кажешься лучше плохих, но печалься, когда не достигнешь хороших.
Тщеславие лишает разумного существованья.
Вор не выносит солнца, а надменный — кроткого.
Этот, увидев юношу, дорогим плащом хвастающего, сказал тому: «Перестань хвалиться овечьей шерстью!»


ОБ ИСТИНЕ И О ЛЖИ

С о л о м о н. Кто утвердится неправдою, тот пасет ветры и птиц крылатых.
Б о г о с л о в. Истина всегда одна, а ложь многолика.
Э з о п. Этот, спрошенный, какая польза от лжи лжецам, сказал: «Если и правду скажут, им не поверят».


О ХВАЛЕ

Ф е о ф и л а к т. Справедливая хула лучше лицемерной похвалы.
И с о к р а т. Верными считай не тех, кто по твоему слову говорят, но кто противится сказанному тобой неверно.


О КРАСОТЕ

С и р а х. Не восхваляй мужчину за красоту: красота мужчины познается с сединами.
П л у т а р х. Приникни к зеркалу и вглядись в лицо свое: если красивым окажешься, поступай по своей красоте и не посрами ее злыми делами; если же уродлив ты, то недостатки лица добрым делом укрась.
Поцелуя красивой женщины берегись, как змеиного яда.


О СЛАВЕ

Снести бесчестье — большое и трудное дело, но для обладания славой необходимо величье души и высокая мудрость, чтобы, ее получив, не утратить. Но если хочешь ты славу найти — отгони эту славу; если гонишься за славой — утратишь ты славу, ибо такая слава — тень славы.
Видя на стене нарисованный краской хлеб, даже если и голоден очень, никто не пойдет откусить от него.
А л е к с а н д р. Этот взял в плен индуса, знаменитого стрелка и знатного. И, когда ему сказали; «Этот может и в перстень попасть», повелел ему явить искусство свое перед ним. И когда тот отказался, приказал зарубить его. Когда же повели его на казнь, сказал он провожавшим его: «Много времени прошло, как я лука не брал в руки, и побоялся, что, промахнувшись, загублю свою славу». Слышав это, изумился Александр и отпустил его с дарами, потому что предпочел он умереть, но славу свою не опорочить.


О БОЛТЛИВОСТИ

Е в а г р и й. Говори, что достойно, и когда достойно, и о тех, кто достоин,— и не услышишь того, что не достойно.
Цветок миндаля от мороза гибнет, ибо раньше других расцветает; люди же от излишней болтливости разрушаются. Следует постоянно сдерживать язык разумом и пресекать потоки слов, да не будем безрассуднее гусей. Ведь те, когда пролетают путь от Киликии до Тавра, зная, что изобилуют те места орлами, берут в клювы камни, будто замки для голоса, и ночью пролетают в безмолвии.
Этот, спрошенный, почему два уха имеем, но один язык, сказал: «Ибо следует дважды услышать и лишь раз сказать».


О СМИРЕНИИ

Н и л. Блажен муж, имеющий жизнь высокую, ум же — смиренный.


О ВРАЧАХ

Н и к о к л и й. Этот, услышав дурного врача, который говорил, что обладает большой силой, сказал: «Как же иначе тебе говорить, если, столько людей загубив, будто невинный ты ходишь!»


О ПАМЯТИ

П л а т о н сказал. Дети и старики одинаково беспамятны: те развиваясь, а те теряя силы. Что есть память? Сохранение виденного и слышанного, извлеченье же их называется воспоминанием. Потому-то бездарные так памятливы, а мудрые понятливы.


О ЗАВИСТИ

Как мухи здоровые части тела облетают, а к гнойным местам прилипают, так и завистники.
Что стонешь, завистник, — о своем ли несчастье или о благе чужом?
А н а х а р с и с сказал. Этот скифский мудрец, спрошенный, по какой причине люди всегда печальны, сказал: «Ибо не только о своих бедах печалятся, но и о чужих удачах».
Зависть — язва на истине.
А г а ф о н. Если бы не было в людях зависти, то все были бы равными.


О СВОБОДНОМ И НЕСВОБОДНОМ

Лучше добровольно печалиться, чем принужденно радоваться.


О ПОСТИЖЕНИИ СЕБЯ

И з Е в а н г е л и я. Как замечаешь сучок в оке брата своего, а в своем и бревна не видишь!
П л а т о н. Начало знанию — сознание невежества своего; мы же, ничего не зная, представляемся всеведущими.
Г е р а к л и т. Этот, юношей представ перед учителем, его философии учившим и спрошенный им: «Чему, юноша, ты научился?» — так отвечал: «Вот, познал я, что не знаю ничего». Слышав это, учитель дивился, и все, стоявшие вокруг учителя, воскликнули: «Воистину этот юноша умнее всех нас!»


О ЗАКОНЕ

Д и о н. Следует действующие законы соблюдать твердо и никакой из них не изменять, ибо лучше старому следовать закону, нежели новому, даже если он и кажется лучше.
С е л е в к. Закон подобен паутине, ибо, если влетит в нее муха или комар, то увязнет, если же пчела или шершень, то, разорвав, вылетают. Таков и закон: если попадется бедный и незнатный человек, то увязнет в нем, если же богатый и могущественный, то, словом разорвав, выберется.


О НЕДОСТАТКЕ УМА

Песок, и соль, и железа глыбы легче снести, чем безрассудного человека.
З е н о н. Один глупый юноша в Академии спорил о душе, Зенон же сказал: «Что споришь? Не омочив языка в уме, много напортишь в слове».


О ЗАБЛУЖДЕНИИ

Д и о г е н сказал. Этот, приступив к некоему юноше, растратившему отцовское наследство, просил десять золотых драхм. Когда же юноша спросил: «Почему у других по оболу просишь, а у меня десять драхм?» — отвечал тот: «У других я надеюсь что-нибудь получить, а у тебя ничего».
З е н о н. Этот спорил с безрассудно проматывающим имение распутником и, когда тот отвечал, что от множества лишь немногое растрачивает, сказал: «Иль повара безрассудны, когда, пересоливши еду, говорят: «Ведь у нас еще много есть соли!?»


О БЛАГОРОДНОМ И ХУДОРОДНОМ

Д е м о с ф е н. Не та пшеница хорошей считается, что на хорошем поле сжата, но чисто собранная и в пищу пригодная; так же и человека примем не по знатности рода, но по характеру.


О СМЕХЕ

С о л о м о н. В радости глупый кричит, мудрый же лишь слегка усмехнется.
Э п и к т е т. Смех отгони и смеху источник не будь: легко соскользнуть и к хуле.


О СНЕ

Ночные сны — это отклик дневных помыслов: увидит во сне вожделенное, тем и утешится. Сверх меры спать подобает мертвым, а не живым.


О БЕЗЗЛОБИИ И О НЕЗЛОПАМЯТНОСТИ

Э с х и н и й. Этот осужден был афинянами, а Демосфен, бывший начальником города, послал ему десять тысяч золотом, утешая его, чтобы мужественно переносил осуждение и нужду без печали. Тот же сказал: «Да как я могу не печалиться, покидая такое отечество, в котором обиженные помогают обидчикам!»


О НЕПОСТОЯНСТВЕ ЖИЗНИ

Когда все дела твои совершаются по твоему желанию, тогда жди изменений; а когда неожиданные несчастья нападут на тебя, тогда ожидай добра и улучшения.
Д е м о к р и т. Подобна жизнь эта ристалищу, на котором часто хорошие гибнут, а худшие — лучшие места заступают.
Ибо достойно чтить расположение, а злобу отринуть.
С о к р а т. Этот, спрошенный, какой город хорошо живет, отвечал: «В котором живут по закону, а несправедливых наказывают».
С о л о н. Тот город крепок, в котором люди добрые в чести, слаб же тот, в котором чтят дурных.


КАК НИ ОТКРЫТА ЗЛОБА, НО ЛЮДЯМ ДОБРА НЕ ПРИНОСИТ

Д и о г е н. Этот как-то днем, запалив свечу, ходил по городу и, когда кто-то спросил его: «Зачем ты делаешь так, философ?» — ответил: «Ищу человека!»


О СЕБЯЛЮБИИ

К р и т и й. Скверно, когда человек не умен, но хочет казаться умным.
Д и о г е н. Иные люди других учат, а сами своим поученьям не следуют; подобны они гуслям, которые людям красивые звуки издают, а сами не слышат.


О СМЕРТИ

Из этой жизни хорошо уйти как и с пира: не жаждая, но и не упившись.
С о к р а т. Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Б и а с. Увидел на дороге лежащий меч и сказал: «Кто тебя погубил — или ты кого-то?»


О МИРЕ И О ВОЙНЕ

Сын Фабия сказал отцу: «Нападем на врагов, и сотни из нас не погибнет». Тот же ответил: «Кто знает, может быть, ты и будешь один из сотни».
Славная война лучше неполного мира.


О НАДЕЖДЕ

П л у т а р х. Не спасти ни корабля одним якорем, ни этой жизни одной лишь надеждой.


О ЖЕНЩИНАХ

Лучше жить в пустыне со львом и змеею, чем со лживой женой и болтливой.
С о л о н. Этот, спрошенный кем-то, советует ли ему жениться, сказал: «Нет! Если уродину возьмешь — будет тебе мучение, если красавицу — захотят и другие ею полюбоваться!»
Д и о г е н. Этот, увидев спорящих женщин, сказал: «Глядите: змея у гадюки яду просит!»
В трех бедах пребыл: в ученье, в бедности, у злой жены; две беды избыл, а злой жены не сумел избежать!


О ПРЕКОСЛОВИИ И О КОЛЕБАНИИ

Т е о ф р а с т. Стыдись себя сам, тогда другой тебя не пристыдит.


О СТАРОСТИ И О ЮНОСТИ

Не брани человека в старости его: они ведь от нас стареют. Трех возненавидь, душа моя, и так омерзительна мне их жизнь: старого распутного, богатого лживого, нищего гордого.
Д и о г е н. Этот, увидев, как старуха мазалась краской, сказал: «Если красишься ты для живых — то ошиблась, если ж для мертвых — то не медли!»
Д е м о к р и т. Старик молодым уже побыл, а юный не знает, дойдет ли до старости.

источник:http://old-ru.ru/04-19.html

Удачливый человек - тот, кто способен сложить прочный фундамент из камней, которые швыряют в него другие.

Поверхностные оценки и выводы далеки от истины.

Вы не можете повторить одну ошибку дважды. Во второй раз — это уже не ошибка. Это выбор.

Кто не понимает вашего молчания, едва ли поймёт ваши слова
http://vk.com/wise_thoughts






 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

Возобновлены богослужения

Архиерейское богослужение в п. Кильмезь Кировской области

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007