Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Литературная страница

Житие святого Макария, метрополита Московского и всея Руси

ЖИТИЕ СВЯТОГО МАКАРИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ



Божественный проповедник, святой Василий Великий пишет: «будь соревнователем живущих право и дела их запиши у себя в сердце»*1*. Аз же, убогий и многогрешный, еще не достиг в ту меру и в тот чин, чтобы невидимо на скрижалях сердца писать дела и жития угодников Божиих. Посему смиренно молюсь: «Господи устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою» (Пс. 50,17) дабы возможно было на видимой бумаге написать житие святого Макария, митрополита Московского и всея Руси.


Сей великий и блаженный Макарий родился в 1482 году во дни самодержавного государя, великого князя Иоанна III в Москве в семье благочестивых христиан и во святом крещении наречен был Михаилом. Отец его, Леонтий, умер вскоре, и мать, возложив упование о воспитании сына на Господа, приняла иночество с именем Евфросиния. Тогда и Михаил восхотел служить Единому Владыке Христу, Его же возлюбил от юности своей всем сердцем своим и всею душою своею более сего мира, памятуя Писание: «Не любите мира, ни яже в мире» (1 Ин. 2,15). Оставив мирскую суету, юный Михаил поступил послушником в прославленный Боровский монастырь прп. Пафнутия, знаменитый строгою подвижническою жизнью и высокою духовностью. Приняв постриг с именем Макарий, будущий святитель начинает свои первые иноческие подвиги, приобщается к премудрости книжной и приобретает навыки иконного писания.


В монастыре Макарий провел почти 30 лет. То были долгие годы стяжания смирения и послушания, слёз и пощения, годы неустанного восхождения ко Христу доброю лествицою иноческого труда и подвига. В ту пору ученичества молодой инок был «яко древо, саждено при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет» (Пс. 1,3). Недаром современники вспоминали, что Макарий, «много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в нем же много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».


Господу Богу было угодно воздвигнуть сего смиренного инока на более высокую степень послушания церковного. И 15 февраля 1523 года Макарий был поставлен московским митрополитом Даниилом в архимандриты Можайского Лужецкого монастыря. Так началось служение Церкви будущего ее первоиерарха.



Московские князья имели благочестивый обычай ездить в город Можайск на поклонение чудотворному образу святителя Николы. Часто на богомолье приезжал и великий князь Василий III, моливший Бога о разрешении неплодия супруги его Соломонии Сабуровой. Во время паломничеств Василий познакомился с Макарием, снискавшим всеобщее уважение талантами своими и прежде всего даром учительности. Государь полюбил умного и начитанного архимандрита: «князь великий любяше его зело и проси благословения»*2*.


4 марта 1526 года архимандрит Макарий благодатью Святого Духа поставляется архиепископом на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – кафедру Великого Новгорода и Пскова, вдовствовавшую 17 лет. Хиротония владыки совершалась в Успенском соборе московского Кремля. Василий III проводил Макария в Великий Новгород с выражениями своего полного и нарочитого к нему благоволения. Сие расположение государь выразил тем, что отправляя святителя на кафедру, возвратил ему «всю казну старых архиепископов и бояр ему своих дал»*3*. Под казною должно разуметь не только деньги, но и всякое имущество прежних архиереев, вывезенное московским князем Иоанном III при покорении Великого Новгорода в 1478 году.


29 июля святой Макарий приехал на свою кафедру. Торжественно вступив в город, новый архиепископ в окружении духовенства и ликующего народа, долго ожидавшего себе пастыря, направился в Софийский собор, где «просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими. И вси чудящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в божественнем писании просто всем разумети»*4*.


Приняв святительский престол, Макарий проявил великую ревность о Церкви Божией, по слову Псалмопевца: «ревность дому Твоего снесть мя» (Пс. 68,10). Свою ревность об исполнении архиерейских обязанностей владыка новгородский простирал так далеко, что хотел видеть у себя в епархии лучшее помимо всей митрополии. В отношении к духовенству он был строгим блюстителем канонов церковных, но одновременно старался смягчить обычный тогда у епископов деспотичный тон обращения со священниками: старался не отягощать их податями, а облегчал от них и защищал от произвола чиновников. В своем личном поведении относительно духовенства святитель был не властителем грозным, а настоящим кротким и добрым пастырем.


С пастырскою ревностью о соблюдении церковных порядков архиепископ соединял любовную благость, за что и назвали его летописцы «тихим дателем, его же любит Бог». В своих отношениях с паствою мирскою он был и благодетелем нуждающихся, и неустанным предстателем за Великий Новгород и его жителей. Летописи сообщают, что, заняв архипастырский престол, святитель творил «людям заступление велие, и сиротам кормитель бысть». Владыка неустанно ходатайствовал в Москве за опальных новгородцев и по словам прп. Максима Грека немало «обидимых из темниц и от уз разрешил». Приезжая в столицу святитель: «много печалования творя на своей архиепископии о церквах Божиих и о бедных людех, еже во опале у государя великого князя много множества».



В летописях также говорится, что «бысть при сем архиепископе владыке Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть».


Кафедра новгородская, находившаяся долгое время без пастыря, выглядела весьма неустроенной и неприглядной. Здесь и начинаются первые труды владыки Макария, принесшие ему впоследствии славу, как знаменитому устроителю Русской церковной жизни… Во второе лето своего святительства архиепископ ввел в монастырях епархии святоотеческий общежительный устав. В Великом Новгороде и его ближайшей окрестности находилось более 22-х монастырей, из них общежитие было только в четырех обителях. Владыка Макарий созвал к себе настоятелей всех монастырей и начал кротко увещевать их, чтобы они ввели у себя устав общежительный, заповеданный преподобными отцами. Плодом увещаний стало то, что в большинстве городских и пригородных обителей было введено общежитие, а за сими монастырями начали вводить у себя «общее житие» и прочие монастыри епархии.


Другим благим делом святителя было то, что он употребил старания утвердить веру православную между инородцами своей епархии, которые, быв крещены давно, оставались более язычниками, чем христианами. Сии инородцы, жители Водской пятины – карелы и водь, церквей Божиих не посещали, к священникам на исповедь не ходили, а молились по своим капищам скверным древам и камням. В 1534 году архиепископ послал в пятину своего домового священноинока Илью, которому повелел с помощью детей боярских сжигать капища, окроплять святою водою всю землю водскую и людей, а арбуев (жрецов языческих) накрепко поучать отречься от нечестия и потом отдавать их под надзор местным священникам.


Ревнуя о распространении христианства, владыка Макарий проводил широкую проповедническую деятельность среди язычников лопарей, соседствовавших с Новгородскою землею. Он неоднократно посылал к ним проповедников, в числе которых трудились прп. Трифон Печенгский и Феодорит Кольский.


Большую заботу проявил святитель и о созидании и благоустройстве храмов в своей епархии; он богато и отменным образом украсил общенародную новгородскую святыню – кафедральный собор Святой Софии. В иконостасе архиепископ повелел обложить серебряными позолоченными ризами и снабдить лампадами образа «большие деисусы», а также устроил великолепные царские врата и амвон новый. При владыке Макарий только в Великом Новгороде строятся, перестраиваются, вновь украшаются после пожаров около сорока храмов. Но Макарий строил не только в епархии новгородской: в Лужецком монастыре в память о своем настоятельстве святитель воздвиг собор каменный во имя Рожества Пресвятой Богородицы и трапезную.


Любя не злато, не сребро и не драгий бисер, но только книги, и мечтая о духовном обновлении общества, архиепископ поставил пред собою великую задачу. Он решил собрать воедино все «святыя книги чтомыя, которыя в Русской земле обретаются». В 1529 году владыка Макарий принимает на себя труд собирания и обощения церковного книжного богатства и сведения его в единые Великие Четьи Минеи, которые святитель собирал на протяжении 12 лет, как пчела мед от цветов, «многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почестей, но и паче же многи труды и подвиги подъях». Минеи блаженного Макария состояли из 12 рукописных томов объемом более 13 тысяч больших листов! Они включали в себя не только жития святых, но и Священное Писание с толкованиями, патерики, Кормчую книгу, сочинения по истории и космографии, а также писания Иоанна Златоустого, Василия Великого и иных святых писателей церковных, как древних, так и позднейших.


С отеческой заботой обращался святитель с паствою своею, одинаково относясь к бедным и богатым, малым и великим. В 1535 году великий князь захотел взять с Макария и с монастырей его епархии деньги на выкуп пленников у крымских татар. Как только приказ государев о сборе денег дошел до святителя: «боголюбивый архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарий и пастырь словеснаго Христова стада, слышав сия, и вскоре подвигся на се духовное дело и повеле вборзе собрати семьсот рублев; помяну слово Господне: аще злато предадим, в то место обрящем другое, а за душу человеческу несть что измены дати»*5*. Слух о милосердном и мудром пастыре облетел всю Русь, и летописцы записали, что «многиа ради его добродетели в всей России слава о нем происхождаше».



Слава святителя Макария распространялась далеко за пределы Руси. В 1541 году иеросалимский патриарх Герман присылал в Москву старцев Арсения и Досифея для прошения вспомоществования на уплату долгов великих, которые он должен был сделать, спася от неверных возобновленный им храм Гроба Господня. К архиепископу новгородскому Герман обращался с особою просьбою и прислал ему особые «поминки» — частицы различных святынь Иеросалима…


В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся московскую кафедру нового митрополита. «По благодати Святаго Духа, избранием святительским и изволением великаго князя» выбор пал на владыку новгородского, который и был возведен на митрополию царствующего града Москвы 19 марта того же года. Ко времени избрания владыки Макария ему было около 60 лет. Взойдя на высочайший престол архипастырский, святитель старался защищать опальных, не уставая, учил милосердию, за что подвергался нападкам со всех сторон. «Слышу по вся дни, – писал ему прп. Максим Грек, – волнуема бывает священная ти душа от неких недобре противящихся твоим священным поучениям»…


В ту пору Русь оставалась единственным в мире независимым православным государством. После падения в 1453 году Константинополя звание и достоинство оплота вселенского Православия – Нового Рима – перешло на Святую Русь, в Москву. Вместе с наименованием «Третий Рим» столица великокняжеская усвоила и титул царский. Посему, когда на престол взошел новый великий князь всея Руси Иоанн IV (Грозный), в жилах коего текла благородная кровь царей византийских, Промысел Божий избрал его первым царем Русским. Венчать Иоанна на царство было свыше уготовано митрополиту Макарию. Сие радостное торжество свершилось 16 января 1547 года в кремлевском Успенском соборе. Возлагая на юного государя крест, бармы и венец царский, святитель Макарий молился громогласно, чтобы Всевышний оградил сего христианского Давыда силою Духа Святого, посадил на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных.


Обращаясь к молодому царю с поучением, святой Макарий напоминал ему о Божественной природе царской власти и о великой ответственности царя пред Богом: «Се отныне от Бога поставлен еси, князь великий и боговенчанный царь, правити хоругви и содержати скипетр… И венчан сим царским венцем по благодати Святаго Духа и по милости Пресвятыя Богородицы… Слышите, царие, и разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам и сила от вышнего. Вас бо Господь Бог в Себе место избра на земли, и на Свой престол вознес посади».


Годы пребывания на митрополии святителя Макария ознаменованы неустанной деятельностью во всех областях Русской церковной жизни. Вопросы церковного управления и благочиния, борьбы с ересями, канонизации святых, иконописания и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение. Так, в 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два собора, на которых многочисленные местночтимые святые были прославленны, как общерусские. Дотоле Церковь наша чтила 22 Русских святых, теперь к ним прибавились имена еще 30 общецерковных и 9 местночтимых угодников. По благословению митрополита пишутся жития и службы новым чудотворцам. Очевидец сих славных событий писал: «Церкви Божии в Русской земле не вдовствуют памятями святых и Русская земля сияет Православием, верою и учением якоже вторый великий Рим и Царствующий град. Там бо вера православная испроказися Махметовою прелестию от безбожных турок, зде же в Рустей земли паче просия святых отец наших учением».


21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы, дотоле еще небывалый. Из-за того, что была «тогда засуха велика и ветр силен» огонь быстро распространился по всему городу и достиг Кремля, где сгорели все деревянные сооружения, в том числе хоромы царские, двор митрополичий, Чудов монастырь и многие церкви. Владыка Макарий спешно направился в Успенский собор, где, облачившись в ризы архиерейские, начал служить молебен пред чудотворною Владимирскою иконою Богородицы и пред образом Божией Матери, написанным святым Петром Митрополитом. Но достигший храма «от огня зной и дух, и жар» был настолько силен, что Макарий чуть не задохнулся, и его силою вывели из церкви. Он вышел, неся в руках чудотворный образ, писанный святителем Петром, и книгу правил церковных, привезенную святителем Киприаном из Константинополя. Все сопровождавшие митрополита умерли от ожогов и удушья на площади пред собором, лишь святитель чудом спасся. Сначала он ушел было на стену городскую, но и там не смог долго оставаться из-за дыма и жара, и его стали спускать со стены на канате к Москве-реке. За три сажени до земли канат оборвался и митрополит, 65-летний старец, упав, сильно расшибся, и едва живой был отвезен в Новоспасский монастырь. Святителю Макарию в пожаре так опалило очи, что правое око его перестало видеть. После пожара началось восстановление Москвы. Строились новые церкви, которые, не взирая на увечье, освящал сам владыка Макарий. Но митрополит заботился не только о строительстве храмов в столице, он рассылал грамоты с повелением строить церкви и в других местах: в Казани, Костроме, Пскове, в Тихвинском монастыре…


Летом 1552 года царь Иоанн собирался в поход против Казани. «В себе место на Москве» он оставил митрополита. Отправляясь на войну, государь велел служить молебны в Благовещенском, Успенском, и Архангельском соборах. После молебна архангелу Михаилу, небесному Христову воеводе, владыка Макарий, благословляя самодержца крестом и окропляя водою святою, обратился к нему с напутственною речью, чудесно предрекая грядущую победу: «Всемогущий Бог, молитвами Пречистыя Его Матери, подает ти ныне помощь и конечное одоление на супостаты твоя, и на свой престол Русскаго царства здрав и радостен с победою возвратишися»*6*. Пророчество святого Макария сбылось – 2 октября 1552 года Казань пала. Когда же 9 октября в Москве узнали о сем, то митрополит вместе с многочисленным духовенством «скоро потекоша в великую соборную церковь… повелевше на площади во вся тяжкая звонити, тако же и по всему граду Москве по всем церквам святым звонити и пети благодарственная молебны во всю неделю. И начаша молебная совершати преосвященный митрополит со епископы. И у всех реки слез ото очию на брады и на перси проливаху и на землю тецаху»*7*.



Когда царь православный с победою возвращался в столицу свою, блаженный Макарий встречал его честью великою. После торжественной литургии в Успенском соборе святитель говорил царю слово учительное:
– Отныне, духовный сыну мой, державный царю, не скорби, ни тужи, ни печалися, но радуйся паче и веселися, славя Бога, Иже спасения и победу пода тебе на противныя, и буди помня всегда великую Божию благодать, яже о тебе ныне бысть: проси бо с верою и взя, иска и обрете и удари отверзеся. И ты убо печальным спомогай, и нищим и алчущим пищу подавай, и нагим одежду… И ко всем слугам своим, к малым же и к великим, любовь тихо показуй, и потребная им подавай, по апостольскому словеси, да с радостию тебе служат, а не воздыхающе. Повинных же не скоро смертию осужай, но с испытанием великим; аще будут достоини за дела своя казнь прияти смертную, но и то и с милостию и с пощадением, и отпущати им дващи и трищи, да покаются и престанут от злоб своих и к тому не творити сих.


В честь победы воинства христианского над неверными в столице был построен (1555-1561 гг.) и освящен владыкою Макарием собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). А в 1555 году «Божиим промыслом и изволением самодержца и прорассужением великаго святительскаго собора святиша новаго архиепископа граду Казанскому перваго, Гурия именем»*8*.


В 1551 году в Москве в палатах государевых заседал собор, созванный царем и митрополитом, — знаменитый Стоглавый собор. Его возглавляли сам царь Иоанн и святитель Макарий в присутствии восьми архиереев, множества архимандритов и игуменов. Среди участников собора были такие великие святые земли Русской, как святители Гурий Казанский и Акакий Тверской, песношский архимандрит Варсонофий, будущий епископ тверской, и соловецкий архимандрит Филипп, будущий митрополит всероссийский. Собор принял множество важных постановлений, которые должны были способствовать развитию просвещения духовного, расцвету церковной живописи, укреплению в стране благочестия, искоренению нищеты и пороков. Заботясь о единообразии чинов церковных, соборяне единодушно подтвердили некоторые древние апостольские обычаи. Так был подтвержден святоотеческий обычай сугубой (двоегубой – двукратной) «аллилуйи»: «повелели православным християном говорити двоегубую «аллилуиа», а в трети «слава Тебе Боже». Якоже Соборная Святая Апостольская Церковь имея предания». А трегубая «аллилуйя», употреблявшаяся на Псковской земле и в некоторых местах Новгородчины, была запрещена, ибо «сия несть православным предания, но латынская ересь»*9*.


Соборные отцы подтвердили и древний обычай двуперстного крестного знамения, заявив, что «тако достоит креститися и благословити, тако святыми отцы узаконено и указано». Крестящихся иначе, не по Преданию церковному, соборяне предали проклятию: «Аще кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения: да будет проклят»*10*.


Сурово осудили соборяне и тех, кто вопреки Преданию церковному брил бороды: «священная правила православным християном возбраняют не брити брад и усов не постригати, таковая бо несть православным, но латинская ересь, и отеческая правила вельми запрещают и отрицают». Относительно же ослушников, дерзающих преступать установления отеческие, Собор подтвердил древнее апостольское правило: «аще кто браду бреет и преставится таковой, недостоит над ним служити, ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь, с неверными да причтется»*11*.



Среди деяний Стоглавого собора было и постановление о исправлении книжном: «которыя святыя будут книги, Евангелии и Апостолы и Псалтыри, и прочия книги в коейждо церкви, суть обрящете неправлении, описливы, и вы те все святыя книги с добрых переводов исправили бы»*12*. Для большего удобства исполнения сего постановления по совету владыки Макария и при его деятельном участии начинается на Москве печатание книг – около 1554 года т.н. «анонимная» книгопечатня впервые издает Евангелие. По благословению митрополита работал над своими изданиями и знаменитый Русский печатник диакон Иван Федоров. Учреждая книгопечатание, Церковь заботилась не только о единообразии и исправлении книг, но и о просвещении новообращенных в христианство казанских татар, ибо книги печатные распространялись по велению самодержца «во царствующем граде Москве, и по окрестным местом, и по всем градом царства его, паче же в новопросвещенном месте – во граде Казани и в пределех его»*13*.


Но живя в столице, занимая высочайший престол святительский и неустанно заботясь о благе Церкви и государства, митрополит Макарий не оставлял подвига иноческого: постничество и пребывание в молитве было его повседневным правилом. Летописец пишет: «Митрополиту же святейшему Макарию, на Москве неподвижно живущу и правящу слово Божие истинное… от зельного воздержания и поста, елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше»*14*.


15 сентября 1563 года митрополит Макарий совершал крестный ход из Успенского собора к Сретенскому монастырю, во время которого простудился и заболел. Почувствовав сильное недомогание, святитель «повеле послати в Пафнотиев монастырь, в свое пострижение, ко игумену з братьею, возвестити свою немощь, чтоб прислали старца духовна для брежения в немощи. Они же к нему прислаша старца Иелисея»*15*. У сего старца был обычай утешать всех болящих и скорбящих: когда кто из братии впадал в немощь, тогда старец приходил к брату, увещевая его последним покаянием и причащая Святых Даров.



Чувствуя скорую кончину, больной митрополит неоднократно со слезами просил царя, чтобы его отпустили на покой, в место его пострижения и иноческих трудов, в обитель прп. Пафнутия. Однако самодержец желал, чтобы святитель «лег в дому Пречистыя Богородицы и великих чудотворцов, в соборней и апостольстей церкви, идеже прежнии митрополиты лежат». Покоряясь воле государевой, святой Макарий вздыхал смиренно: «Воля Господня да будет! Судьбы Божия кто исповесть? Что Бог восхощет, то и учинит»*16*.


Между тем болезнь митрополита все более усиливалась… Наступал великий праздник Рожества Христова, а жизнь святителя угасала. Он уже не мог сам читать Евангелие и прочие книги божественные, которые обыкновенно читал по ночам, и теперь по его просьбе ему читали старцы келейные. И вот, 31 декабря 1563 года, в десятый час ночи Макарий, чувствуя приближение смерти, повелел начать читать канон на исход души. По каноне митрополит, причастившись Святых Таин, повелел поднять себя на постели и стал испрашивать у всех прощения. Соборный колокол ударил к заутрени и «преосвященный же, дивный святитель и пастырь Руския митрополии всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Его же возлюби из младых ногтей»*17*. Так добрый пастырь словесных овец Христовых, великий устроитель и ревнитель Церкви Апостольской, святой Макарий, преселился от жизни временной в жизнь вечную, где за свои труды увенчался неувядаемым венцом славы от Господа Вседержителя.



***


В митрополите Макарии воплотились лучшие черты истинного святителя Христова: архипастырь и государственный деятель, проповедник и просветитель, молитвенник и подвижник. На святом Макарии, великом светильнике земли Русской, исполнились слова Господни: «ни вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице и светит всем иже в храмине суть. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего Иже на небесех» (Мф. 5,15-16). И современники митрополита, видевшие его добрые дела, чтили память Макария, как мужа богоугодного и святого. Уже в 1564 году царь, возвратившись из военного похода, покланялся в Успенском соборе мощам чудотворцев московских и «новейшего чудотворца Макария митрополита». В тоже время предполагалось прославление святителя, которому не суждено было состояться из-за начала опричнины. Но, несмотря на отсутствие соборного прославления, блаженный митрополит почитался святым всею Русью. Как великий угодник Божий он изображался на иконах и упоминался в книгах церковных.


Во время Раскола имя святителя Макария со стороны защитников новин Никона подверглось порицанию и уничижению за то, что Стоглавый собор под председательством блаженного митрополита ясно проповедал апостольское и святоотеческое предание: сугубую «аллилуйю», двуперстное крестное знамение и проклял крестящихся не по образу Христа и апостолов. На соборе 1666 года никониане обвинили святого Макария и всю Русскую Церковь в безрассудстве и невежестве: «Глупы-де были и не смыслили наши русские святыя, не учоные-де люди были, – чему им верить? Они-де грамоте не умели!»*18*. В своем соборном деянии новолюбцы отвергли Стоглавый собор и его клятву: «и той собор – не в собор, и клятву – не в клятву, но ни во что вменяем, якоже и не бысть. Зане той Макарий митрополит и иже с ним мудроствоваша невежеством своим безрассудно якоже восхотеша…» Так никониане похулили святителя, старые обряды и всю древнюю Православную Церковь, получив за то от Бога осуждение, и уготовив всем, верою последующим святому Макарию, неувядаемую и бессмертную славу у Господа нашего Исуса Христа. Ему же слава ныне и присно и во веки веком.



На сем с Божией помощью заканчивается настоящее житие святителя Макария. Если же кто, сие читая, обрящет в нем ошибки, неисправности или недосмотры, пусть не клянет наше грешное худоумие и невежество, но да исправит, как его Господь вразумит, и помянет в своих молитвах убогого и многогрешного Димитрия, мало потрудившегося написать книгу сию. Богу нашему слава во веки. Аминь.



Дмитрий Урушев. 2001 г.

(Материал любезно предоставлен автором)






1 Слова подвижнические.



2 Псковская летопись.


3 Там же.


4 Там же.


5 Софийская летопись.



6 Казанская история.


7 Там же.


8 Там же.


9 Стоглав, гл. 42.



10 Там же, гл. 31.


11 Там же, гл. 40.


12 Там же, гл. 27.


13 Предисловие к печатному апостолу 1564 г.



14 Летописный сборник XVII в.


15 Повесть "О немощи, и о преставлении, и о погребении Макария митрополита".


16 Там же.


17 Там же.



18 Житие протопопа Аввакума.

 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Расширяем культурные связи

Разрешат превысить нормативы для храма на Филейке

Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007