Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Старообрядческие общины Вятской земли

Простые примеры родительской веры

Не посмотрев на 20-градусный февральский мороз, Ирина Ефремовна приехала за 200 километров в Денисовы – убедиться, ладно ли живут дочь с зятем и внуки. Времени хватит, чтобы вникнуть во все хозяйственные вопросы. Но первым делом разговор зашёл о вере, ведь И.Е. Артемихина – из числа афанасьевских старообрядцев, которых ещё немало живёт у северо-восточных границ Вятского края. Своё, родителями завещанное исповедание, она зовёт древлеправославным, а нам привычное – мúрским (с ударением на первый слог).







У своих родителей она была одна из пяти детей, да сама вырастила семерых. Оттого число наследников внушительное: пятнадцать внуков и уже четыре правнука. Да племянники, да зятья, да снохи… «И всех хочется к предковской вере приобщить, чтобы после нас она не угасла», - объясняет Ирина Ефремовна главную цель своих дальних поездок.

Раз судьба мне послала такую встречу на слободской земле, я решил уточнить некоторые детали:


- Ирина Ефремовна, а как на улице во встречном человеке признать христианина из староверческой общины? Женщину – по особо завязанному платку?

- Завязанный узлом платок, с наперёд выпущенными концами – это домашний обычай. Входя в церковь или молельный дом, мы платок развязываем и закалываем на месте узла булавкой – вот как я сейчас. К мужикам насчёт внешности предписания известные: рубашка навыпуск, поверх неё положен пояс, и непременно чтоб – борода.




- Сильно ли отличается внутреннее убранство старообрядческих храмов от мúрских?

- Оно бы и интересно сравнить. Но ведь нам устав запрещает посещение мúрской церкви, оттого и ответить на такой вопрос я не смогу.


Вспоминаю случай: два года назад, когда только была восстановлена старообрядческая церковь в Афанасьево, я при первой возможности поехала туда. Сначала искала церковь сама. Не нашла. Тогда стала спрашивать местных: покажите, в какой стороне храм. А что за храм, не уточнила, и путь мне указали к мúрской церкви.


Подошла туда и вижу свою оплошность, а тут какие-то прохожие говорят – зайди да зайди внутрь, чего уж, раз здесь оказалась. Но зачем я буду завет нарушать? Два часа я этак-то по Афанасьеву ходила, пока к нужному месту не пришла. Ведь мúрская церковь стоит в центре посёлка, а старообрядческая за околицей, почитай что в чистом поле.


- А у себя дома как же молитесь, если ближайшая церковь – в райцентре?

- В деревне Архипята, где я живу, у нашей общины есть молельный дом. Старостой поставлена местная жительница, которая со слов священников всё в точности записала – последование молитв и другой повседневный устав.

Одно неловко: служба ведётся по нескольким книгам поочерёдно, а старосте нашей с непривычки трудно отыскивать нужные места – всё же она не священник. Оттого большие паузы бывают в службе. Но мы всё равно довольные, и даже очень – кто бы другой нас наставил в нашем захолустье? До Афанасьева-то 40 километров, до Омутнинска – больше 100, каждый день не наездишься.



- Я слышал, старообрядчество отличается строгими запретами. Неужели правду говорят, что вам и телевизор нельзя смотреть?


- По правилам – так оно и есть. За смотрение телевизора, если объявишь его на исповеди, батюшка может и до причастия не допустить. Кроме того, в моём возрасте не допускаются песни и танцы… да и у самой уже охоты нет.

В отличие от мúрских, сохраняется у нас полный запрет на заячье и кроличье мясо, идущий ещё из Ветхого Завета (смотри книгу Левит 11:6). Да ведь по строгим-то правилам, нам с мúрскими не то что за одним столом есть, но и общаться бы не следовало. А мы, грешные, всё же общаемся – вот как я сейчас с вами, к примеру. Ох, Господи помилуй, Господи помилуй… Всё вспоминаю, когда уже взрослой девкою я впервые оказалась в доме, где перед едой не молились. От смущения не знала куда деваться. Ушла в соседнюю комнату, чтобы там прочитать положенную молитву.



С собой Ирина Ефремовна привезла настенные «древлеправославные» календари на 2012 год. В смысле полиграфии, напечатаны они не хуже, чем любые другие. Я пробегаю глазом по месяцам: большие ли отличия от «мúрского» годичного цикла? Нет: посты, большие праздники – всё совпадает. Ведь обе ветви Православия, разойдясь во многих принципиальных вопросах, продолжают жить по одному – Юлианскому календарю.


Всегда под рукой у Ирины Ефремовны лестовка – разновидность чёток, по которым молитвы и поклоны считают. Она хороша тем, что помогает не сбиться с положенного круга молитв неграмотному или плохо видящему человеку. Для этого в определённом порядке на лестовку нашиты бисерные шарики – большие и поменьше. Я интересуюсь: долго ли длится домашняя молитва? Посчитав в уме, собеседница подытожила: утренние молитвы занимают примерно 2,5 часа.



Когда нас зовут к чаю, разговор возвращается к современности. Здесь Ирина Ефремовна признаёт: огорчительные новые веяния добрались уже и до Древлего Православия. Недавно довелось ей увидеть такое, что прежде казалось немыслимым – старообрядческого священника, совершающего таинство святого крещения за плату - 500 рублей. Прежде было иначе:


- …Несколько лет назад, помню, покрестила одного из внуков. И батюшку спрашиваю: сколько с меня причитается? А он строго так: «Разве не знаешь, что не положено мзды за крещение?» Мне же его жаль, ведь ехал к нам в деревню в экую даль. Так скажите, говорю, за какую требу допускается вознаграждение. Кой-как насилу 30 рублей уговорила его принять, на том и расстались.



Но в час радостной встречи о плохом вспоминать не хочется. За семейным столом Ирина Ефремовна рассказывает новый случай, напомнивший ей о ежеминутном Божием промысле:



- 11 февраля, уже собравшись ехать сюда, я постирала кофту и хотела повесить на верёвку. Со стула неудобно стало тянуться. Тогда я взяла да на стул ещё табуретку поставила, а сама лезу на самый верх. Так оказалось сподручно, что загляденье! И повернулась, видимо, неловко – глазом моргнуть не успела, а уж лежу на полу. Ушиблась, конечно, и сильно ушиблась… Однако ж руки-ноги целы. И как не удивляться, когда другие, на ровном месте поскользнувшись, кости себе ломают. А я с этакой высоты – и цела. Не потому ли, что уже нацелилась в дорогу ради духовного дела?.. И сколько за жизнь таких случаев было – не сосчитать.



В свою очередь и зять рассказал из недавнего:

- Нынче летом было. Еду на покос на мотоцикле с коляской. На пути болотина, а дождики, видать, хорошие прошли… увяз мотоцикл капитально, в одиночку не вытащить. Время такое, что каждый час дорог, а я будто в капкан пойманный – технику ведь не бросишь. И тогда, отчаявшись, сказал себе в мыслях: «Если только есть Бог на свете, то неужто не пошлёт кого на выручку…» На этих самых словах – откуда бы ему взяться?  – выходит из лесу мужик, и без лишних просьб помог. Тут как не поверишь в небесные силы?



Услышанное Ирину Ефремовну порадовало. Значит, и её молитвы до Бога доходчивы, и наследники живут без большого греха, раз Всевышний не оставляет семью своим заступничеством.


ШТРИХИ


По справке администрации Слободского района, староверческое поселение Осиновка основано на слободской земле в 1898 году.


В России, по данным Википедии, живёт около 2 миллионов староверов.



Подготовка текста – Николай Олисов
материал сайта :http://skatinfo.ru
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007