Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Старообрядческие общины Вятской земли

Великорецкий крестный ход

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Старообрядческие общины Вятской земли

Возрождение храма

6 августа 2006 года старообрядческую общину в д. Кувакуш Афанасьевского района Кировской области посетили Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, о.Олег (Волокитин) из г. Омутнинска и будущий епископ Казанско-Вятский Евфимий, и др. Цель приезда - освящение нового храма .


материал 23.04.2012 г.

В О З Р О Ж Д Е Н И Е


«…и Я говорю тебе: ты Петр (камень),
и на сем камне Я создам Церковь Мою,
и врата ада не одолеют ея».
Евангелие от Матфея. Гл. 18.

В годы длительных и суровых гонений на старообрядцев все их церкви и молельные дома в Афанасьевском районе были ликвидированы. Что-то уничтожили, что-то приспособили для каких-то нужд, что-то осквернили. С приходом власти коммунистов снесена часовня в д. Порубовской быв-шего Кытмановского сельсовета. Там же в соседней деревне Илюши, в церкви открыли клуб, храм в Кувакуше использовали под зерносклад.
Многое претерпели и верующие. Духовенство и их семьи сосланы на Соловки и в другие края, кто-то из них принял мученическую смерть, кто-то издевательства, гонения. Однако староверы не пали духом. Сохранив по возможности святыни, продолжали молиться и жить по вере. Молились у себя дома, собирались в частных домах, ездили и ходили пешком за 80 километров в соседний Омутнинский район, где белокриницкая старообрядческая община сумела выстоять в гонениях, со-хранив апостольское служение. Вплоть до последнего времени это была единственная в округе цер-ковь, которую могли посещать староверы Афанасьевского и Верхнекамского районов, а также дру-гих прилежащих мест.
Омутнинская община, несмотря на постоянно продолжающийся натиск властей, сумела вы-стоять. Прихожане продолжали посещать церковь, однако она оказалась в стесненных условиях, да к тому же крайне обветшала. Продолжительные запреты на капитальный ремонт и строительство при-вели деревянное здание в такую ветхость, что когда составили акт – ужаснулись: износ составил 90 (!) процентов. Обрушение могло произойти в любой момент. И кто же, как не Господь оберегал сво-их чад в этой крайне безнадежной ситуации. Местные правители, по видимому, вели дело к тому, чтобы здание разрушилось окончательно и, тем самым, «тихо» ликвидировать приход. Но Господь не допустил и этого. После праздничных торжеств, посвященных 1000 - летию крещения Руси, на-тиск на церковь значительно ослабел, и было решено добиваться разрешения строительства нового храма, которое; хотя и через год, но все же было получено.
Строительство вели всем миром, как и повелось на Руси. Свою посильную лепту вносили и афанасьевские староверы. На плечи верующих легли немалые затраты. Вспоминая те трудные для строительства времена, когда в дефиците был каждый гвоздь, староста церкви Анна Григорьевна Вихляева изумленно повторяла: «Это сказка как Господь помогал.» И это правда. Во время строи-тельных работ немощные прихожане во главе с о. Георгием Потеряевым с утра и до вечера служили молебен.
Новый храм кирпичной кладки, светлый, многокупольный, с высокой, услаждающей слух звонницей, был выстроен всего за год с небольшим. 24 марта 1991 г. Митрополит Алимпий освятил его во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Это важное событие в духовной жизни верующих значительно способствовало укреплению старообрядческих обществ и в Афанасьевском районе. Постепенно стали открываться молельные дома в Кувакуше, Афанасьеве, Архипятах. Весной 2003 г. Новый настоятель Омутнинского храма священноиерей Олег Волокитин посетил общины Афанасьевского района, встретился с верующими, побывал в деревнях. Регулярно посещая общины, принял здесь пастырское служение.
Верующие не раз высказывали пожелание иметь в районе свою церковь, но сдерживала скуд-ная материальная база, да и не бело на тот момент инициатора, кто взял бы на себя эти многотруд-ные строительные хлопоты. Первыми на это святое дело сподвиглись кувакушцы. А было так. Здесь сохранилась старая церковь, но она в полном смысле лежала на боку. Построенная еще в незапамят-ные времена (старожилы говорят даже без единого гвоздя), она была закрыта властями еще в 30-е годы прошлого века. Кувакушцев – стойких ревнителей старой веры – не покидало стремление ее восстановить. Но не пришло еще то время.
Однако история с храмом неожиданно началась в 1987 г., когда в Кувакуше открыли новый Дом культуры. И тут заволновались старушки. Пошли к председателю колхоза Ф. И. Конькову. «Что же это ты, Федор Илларионович, молодым все удовольствия создаешь, а про нас – то почему забыл? Мы тут всю жизнь горбатились на колхозных работах, войну пережили, без мужиков остались, а нам даже собраться помолиться негде.»
Внял председатель этим справедливым сетованиям. Два с половиной часа обсуждался на бю-ро райкома партии, поставленный коммунистом Коньковым вопрос «Об открытии в Кувакуше мо-лельного дома»… И решился положительно. Вскоре нашлось и помещение: старая колхозная конто-ра. Все здесь с любовью обустроили, Принесли сохраненные храмовые иконы, освятили. Молились – душа радовалась. Но случился пожар. И тогда селяне решили: строить новую церковь. Это было до-вольно смелое желание. Ведь всех-то жителей с детьми и стариками в сельском округе всего 325. Кто-то сильно сомневался в осуществимости задуманного, а староста общины Федосья Андрияновна Белева уверяла односельчан, что возрождение церкви угодно Самому Господу. Она говорила: «Он найдет способы помочь нам, ну, а нам надо стараться.»
Сказать, что было трудно, значит ничего не сказать. Деньги собирали не один год по ведомо-стям: в школе, хозяйствах, на которые разделился колхоз, в учреждениях – кто сколько может. Пен-сионеры отделяли сотни от своих скудных средств. Храмы на Руси всегда возводились на народные пожертвования. Узнав о благом деле кувакушцев, сердечно отозвались жители сел и деревень рай-она, откликнулась и Омутнинская церковь, приходили денежные переводы из дальних мест. Теперь Ф. И. Коньков основную часть забот по строительству взял на себя: искал спонсоров, договаривался о выделении строительных материалов, техники, рабочей силы.
Восстановить старую церковь не удалось. Во-первых, отсоветовали специалисты: долго не простоит. Во-вторых, ее конструкция оказалась необычной. Разрушаясь, бревна ниспадали веером внутрь храма и не рассыпались, отчего разобрать ее оказалось непростым делом. Даже тягач не по-мог. – Вот это церковь дак церковь! – изумлялись мужики. – Да уж! С места не сдвинешь… И не по-рушишь – прямо монолит. – А кто-то из них резонно заметил: - Дак ведь и вера-то какая – неруши-мая!
За усердие и настойчивые усилия кувакушцев Господь наградил верующих: миру был явлен новый Храм. А вознесен он был там же, где стояла старая церковь: на высоком холме с видом на ре-ку Колыч – приток Камы, на ласкающую взор лесную даль. Новый храм получился несколько мень-ше, но колоколенку – восьмерик построили по примеру прежней – в добрую память о старом Храме.
И вот наступил этот радостно – волнующий день. В Кувакуш съехались староверы со всего района, чтобы встретить высоких гостей во главе с митрополитом Корнилием, предстоятелем Рус-ской Православной Старообрядческой Церкви. На торжества прибыли также священнослужители из Москвы, Казани, Великого Новгорода, Арзамаса. Многие прихожане не могли сдержать слез от ра-дости: неужели дожили до светлого дня, когда можно пойти в свою церковь и лицезреть самого вла-дыку.
6 августа 2006 г. Митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Рождества Иоанна Пре-дотечи, Крестителя Господня. Кувакушцы удивили даже владыку. Построить церковь в наши дни силами и средствами небольшой деревеньки, затерявшейся в лесной вятской стороне в 30 верстах от райцентра – это подвиг.
Возрождение храма в Кувакуше явилось большим событием в жизни верующих. Ведь это был первый, возрожденный из небытия, староверческий храм в районе. Даже светская областная газета «Вятский край» сочла нужным посвятить этому событию почти целую страницу. Ведь в возрожде-нии церкви принимали участие не только верующие, а также многие из тех, кому небезразлично ду-ховное, вечное.
В былые времена церкви строились в местах, населенных староверами. И хотя Афанасьево село старинное, ему уже более четырех веков, здесь не было старообрядческой церкви: так сложи-лось исторически. В последние годы село превратилось в большой поселок. Сюда, к районному цен-тру, проложены шоссейные и асфальтированные дороги, и теперь настала возможность, да и необхо-димость, возвести здесь храм, поскольку Афанасьевская община возросла численно, а добираться до райцентра из отдаленных мест не стало большой проблемой.
Желание верующих и усердное радение о. Олега, его наставления, помощь и поддержка под-вигли афанасьевцев на строительство храма. Основные заботы по сбору средств, подготовке доку-ментов, а затем и организация работ на объекте легли на старосту общины Людмилу Наумовну Чераневу. Непростым делом оказалось преодоление различных препятствий, возникавших на каждом шагу. Шесть долгих лет понадобилось для оформления деловых бумаг, запросов, множества необхо-димых документов, всевозможных согласований, разрешений. Только отвод земельного участка под строительство длился целый год. Кстати сказать, почти столько же, сколько строился сам объект.
Летом 2007 г. Настоятель Омутнинского прихода священноиерей Олег Волокитин совершил чин основания Храма, и уже к концу 2008 г. Над ним воссияли купола. Строилась церковь дружно, всем миром, на средства верующих, а также поддерживающих истинное православие. На строитель-стве и отделочных работах многие трудились от чистого сердца, во славу Божию. Среди них Иван Изоревич Артемихин, Виталий Афанасьевич и Василий Андриянович Сюзевы, Валерий Германович Порубов, Марина Ивановна Черанева, Николай Полудницын и многие другие.
Храм, выстроенный с большим радением и любовью, лучился светом и радостью. Да он и не мог быть другим! Ведь не случайно комиссия не могла определиться со строительной площадкой целый год. Девять вариантов было отклонено из-за несогласия сторон, и только десятый устроил всех. Сам Господь определил место для Своей Святой Церкви. Место чистое, неоскверненное. Ведь еще недавно здесь колосилось хлебное поле, а вокруг церкви рождается жилой микрорайон. Знал святой Петр, куда заложить строительный камень. Не только плоть требует питания, но более того – душа.
В конце 2009 г. Афанасьевские староверы вновь встречали высоких гостей во главе с Преос-вященнейшим митрополитом Московским и Всея Руси Корнилием. 24 декабря владыка освятил пре-стол в честь свв. Верховных апостолов Петра и Павла – В торжественной Литургии приняли участие уставщики из г. Кирова, священноиереи Роман и Олег, певчие из Кирова и Омутнинска, гости из Верхнекамского и Омутнинского районов, староверы окрестных сел и деревень.
Надолго запомнятся эти праздничные дни прихожанам новоосвященного храма: и это велико-лепие богослужения с особым молитвенным настроем, и слаженное пение певчих, и водосвятие с радостным окроплением святой водой и крестный ход вокруг церкви. Многие верующие, особенно из молодых, впервые участвовали в таком ярком и вдохновенном богослужении, даровавшем его участникам душевный мир, сердечное успокоение и радость соборного моления.
По окончании молебна митрополит Корнилий поздравил афанасьевскую общину с этим празднично – памятным событием в ее жизни, поблагодарил всех, кто помогал в возведении храма. Особой благодарности за усердие в строительстве удостоились староста общины Л. Н. Черанева, строитель В. Г. Порубов, а также В. Т. Гудовских.
В своем наставлении владыка пожелал верующим приходить в храм как можно чаще, приво-дить детей и делом доказывать свою любовь к Господу, как это делали свв. Апостолы Петр и Павел. «И дай Бог, чтобы в этом храме приумножались мир, любовь и добрые дела,» - сказал владыка.
Это был поистине незабываемый праздник. Теперь афанасьевцам не надо всякий раз ездить за многие километры в другой район, чтобы помолиться, поставить свечу, причаститься Святых Хри-стовых Даров. Сбываются чаяния православных христиан староверов. Возрождаются порушенные святыни, восстает к жизни попранное благочестие. И сколь бы жестоки и бесконечны ни были гоне-ния, нет такой силы, которая могла бы извести, истребить Святую церковь, ибо трудно сатане идти против рожна. Неодолима сила Господа! Церковь созданная (подумать только) две тысячи лет назад, продолжает жить, бережно сохраняя учение всехвальных апостолов Петра – камня веры, на котором Христос создал Свою Церковь и Павла – святейшего окормителя всей Церкви Христовой.
Радуется душа, ликует сердце, когда воочию убеждаешься в истинности слов Господа. Жива, жива единая, святая, соборная и апостольская Церковь! А если так, значит, есть кому любить и сла-вить Господа, ходить в храм и молиться о спасении душ наших, значит прибавится душевности и святости на нашей земле.

НИНА СЕРОВА,
Прихожанка церкви свв. Апостолов Петра и Павла
с. Афанасьево.


Нина Савельевна Серова (Биографическая справка)


Серова Нина Савельевна родилась 11 ноября 1932 г. В д. Князья Афанасьевского района Кировской области в семье потомственных староверов. После окончания школы училась на Урале в горном техникуме, получила профессию геолога. Работала в поисковых отрядах в Сибири и на Ура-ле, позднее регистратором в поликлинике, воспитателем в детском саду, библиотекарем. С 1965 г. – в редакции газеты «Призыв» Афанасьевского района: корреспондент отдела писем, ответственный секретарь, заместитель редактора, редактор.
Член Союза журналистов России, призер районных и областных конкурсов, лауреат премии Союза журналистов России (1999 г.), лауреат премии имени В. Г. Короленко (2003 г.), лауреат Все-российского конкурса «Отчизны верные сыны» (2011 г.). Выпустила несколько персональных по-этических сборников, книжку очерков о людях Афанасьевского района «Земляки», а также очерки «Живут в народе праздники» о традиционных христианских праздниках, проводившихся в деревне в 30 – 40 – е годы прошлого века. Эта небольшая книжица неожиданно вызвала большой интерес не только среди верующих, а также у краеведов и студентов, интересующихся вопросами сохранения русских обычаев и традиций, православия и веры.
В 2006 г. Приобщилась к Церкви Христовой, прихожанка храма свв. Верховных апостолов Петра и Павла в Афанасьеве. В настоящее время работает над очерками под общим названием «До-рога к храму», в которых излагается личный опыт автора в поисках духов.



















 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

Возобновлены богослужения

Архиерейское богослужение в п. Кильмезь Кировской области

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007