Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Великорецкий крестный ход

Старообрядческие общины Вятской земли

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Старообрядческие общины Вятской земли

г. Омутнинск (фотозарисовка)

Омутнинский пруд.
Омутнинский пруд со стороны реки Песчанки, впадающей в пруд в районе Малагово.
Старообрядческая церковь г. Омутнинска.
Малагово. Река Шахровка впадает в пруд.
фото Натальи С.


http://kirov-oblast.ru/map1402359_0_1.htm

История города Омутнинска

В археологическом отношении Омутнинский район исследован слабо. Судя по обнаруженным здесь кладам золотоордынских монет и серебряных монетных слитков новгородского типа XIII-XIV веков — Лопарёвского и Скочинского, верховья реки Вятки также, очевидно, заселялись в древнерусское время. Массовое проникновение русских прослеживается приблизительно с конца XV — начала XVI веков.
Массовое заселение территории будущего района русскими началось после постройки в 1582 году иеромонахом Павлом Верховятского Екатерининского монастыря, который стал основной базой русской колонизации края.
Верховя́тский Екатери́нинский монасты́рь (Преображе́нский монасты́рь, Екатери́нинская пу́стынь) — вятский монастырь, действовал в 1582-1764 годах. Располагался в верхнем течении Вятки, на её правом берегу, близ современного города Кирса.
Монастырь был основан в 1582 году, в годы деятельности св. прп. Трифона Вятского, иеромонахом Павлом.
Роль Екатерининской пустыни, и вообще вятских окраинных монастырей, в освоении и заселении новых земель трудно переоценить. Именно они расчищали лес, распахивали новые пашни, осваивали покосы, приглашали крестьян.
http://ru.wikipedia.or


Омутнинский край...

Суровая природа, малоразговорчивые люди и бескрайние бескрайние леса... Проходили века, а поросшие лесом, малоплодородные земли оставались неосвоенными земледельцами. Только захожие охотники – предки удмуртов и пермяков - изредка навещали эти места. Финно-угорские названия рек – Бисера, Порывай, Лупья, Лытка и др. – красноречивое свидетельство об их первых обитателях Верхо-Вятских и Верхне-Камских земель. Но во второй половине 16 века и здесь появляются русские...

В середине 16 века, когда Аникий Строганов получил земли по Каме и Чусовой, началось русское заселение Верхне-Камских земель. Приход русских в Верхо-Вятские земли произошел почти одновременно, в 1550-58 гг., когда Строгановы основали Кай для защиты от пермяков, остяков, воти и сибирских татар. Вскоре в Кай зачастили жители Хлынова (Вятки) для покупки соли. Дороги до Кая от Хлынова (через Слободской), а затем из Глазова стали основными магистралями русской колонизации в Верхо-Вятских земелях. В 1581 году уже хорошо знали о залежах здесь железа...

В 1580-90-е годы с благословления преподобного Трифона в верховьях Вятки развернули активную деятельность монахи Верховятского Екатерининского монастыря. В своих грамотах 1589 и 1596 гг. царь Федор Иванович жаловал монастырь не только «диким лесом» и«пустыми местами по реке Вятке до Белыя речки», но также «соленою водою» и «железною рудою». Так уже в те далекие времена вместе с соляными варницами появились и примитивные домницы, предопределившие на многие годы вперед судьбу Верхо-Вятских мест. В 1614 году в жалованной грамоте царя Михаила Федоровича монахам Преображенского монастыря (по-видимому, отпочковавшегося от Екатерининского) впервые упоминается река Омутная. Незаселенная территория (пустынь), даруемая царем монастырской братии простиралась «по Вятке реке, вверх по обе стороны, до устья Белыя речки, а Белою речкою с устья до вершины по обе же стороны на росчиску для пашни под монастырский обиход; да по Вятке же реке озерка и дикие паволочки от Высокого озерка с нижнего конца вверх по обе стороны с Омутницей речкой до вершины, бобровая и рыбная ловля, от Вятки реки до Волошницы волок ». Так, почти 400 лет тому назад, стала складываться территория будущего Омутнинского района…

О первых центрах хозяйственной и духовной жизни пустыни догадаться не трудно, зная, что в 18 веке Преображенская пустынь стала называться Красноглинской волостью. Действительно, до начала 1930-х гг. в селе Красноглинье (оно же Никольское) возвышалась красивая Покровская церковь (каменная), а находившуюся поблизости деревню Пермскую всегда называли Монастыркой. Местные краеведы обратили внимание на такой факт. В 30 – 35 км южнее Красноглинья не так давно исчезнувшая деревня Морозово также имела второе название – Монастырская. Но на этом аналогии не заканчиваются. В 3 км от Морозово находилось церковное село Бельско-Троицкое, исчезнувшее в 1930-е годы, когда Троицкую церковь (также каменную) закрыли, а затем взорвали. Еще более удивительно то, что рядом с Пермской и с Морозово находятся деревни с одним и тем же названием – Ренёвские. Между тем в одном из своих значений слово «рень, рени» означало пашню…

Практически все до недавнего времени существовавшие деревни Омутнинского района, включая и существующие ныне, значились в Ведомостях о селениях Вятского наместничества за 1781 год. Основная их часть стояла на высоком правом берегу Вятки и по тракту, связывавшему Кай с Глазовым. В 1882 году, характеризуя своих прихожан, бельско-троицкий священник отмечал, что крестьяне в его местах (Воронинская волость) «кротки и любезны», «в домашнем быту опрятны», «к пьянству и преступлениям не склонны», «сострадательны к больным и бедным» и т.д. Совсем иную картину рисовал его красноглинский коллега. Назвать своих прихожан кроткими у него просто не повернулся бы язык. Практически все мужчины, отмечал он, носят на поясе скобки (для топора) и ножны. Разборки при помощи кулаков и кольев – нормальное явление, перерастающее порой в коллективные драки между деревнями (например, на кладбище в семик). Полы в домах моются редко. Временами хозяйка берет лопату и убирает засохшие ошметки грязи. Красноглинцы (т.е. жители Пермской волости) любят брагу, а вот бедным помогать не любят, считая, что «семействам лежебок и пьяниц давать денег не следует». К немногим положительным качествам прихожан священник относит гостеприимство. Столь различные характеристики не есть следствие субьектиной оценки. Указанные различия действительно имели место и зародились в далеком прошлом…

Местное предание гласит, что еще в конце 17 века хлыновский купец, некий Аверкий Тряпицын, на Чудовой речке, близ впадения ее в Вятку, как-то умудрился построить плотину и развернул производство железа в крестьянских домницах и примитивных горнах. «Завод», размещавшийся в полуземляных деревянных помещениях, был обнесен бревенчатым забором вышиной в полторы сажени. Рабочие, не имевшие права покидать заводскую территорию, ютились в земляных ямах – «чадовках». За ними следили надсмотрщики. Над всеми стоял «прикащик» - беглый разбойник, которого все боялись и звали Колдуном. Наказания, назначаемые им, были жестоки. Твердое, ноздреватое железо, отправляемое на барках вниз по Вятке, пользовалось спросом. Бунт рабочих привел к ликвидации завода, а просуществовал он будто бы чуть более 4 лет. В еще одном предании утверждается, что на месте Песковского завода когда-то добывала железо шайка разбойников, а сам разбойничий притон («проходная») находился тут же, прямо на берегу Вятки. Строительство Песковского завода было расценено ими как незаконное вторжение на их территорию. 14 августа 1773 г. в пятом часу дня разбойники на 16 лошадях сделали набег на строящийся завод, захватив в качестве заложника писчика (приказчика) Егора Ляпунова. Окончание этой истории покрыто мраком неизвестности, но в конце 19 века старики все еще надеялись отыскать разбойничьи вешлаки (выработанные гнезда), наполненные рудой и оружием…

Обе истории так или иначе свидетельствуют, что в прежние времена железо стоило дорого, и обладание этим товаром приносило обогащение. В свою очередь добыча руды накладывала сильнейший отпечаток на жизнь и быт крестьян. «Красно-глинцы (т.е. копающиеся в глине – прим. авт.), - отмечал в 1882 г. священник Симеон Спасский, - отличные рудокопы, и занятие это у них весьма древнее и почти единственное. При благоприятных условиях один работник зарабатывает в зиму на копке руды и ее извязке… до 50 рублей». Имея такие заработки, большинство крестьян высевали не более трех пудов ржи на душу. Пахотные наделы их не были большими. Работа в шахтах накладывала сильнейший отпечаток и на характер людей, делая их более дерзкими и суровыми. Наоборот, в более южных деревнях Троицкого прихода, где земледелие играло существенную роль, наделы были больше, урожаи выше, а зимние заработки (за доставку хлеба и углежжение) не превышали 15 рублей. Жители этих мест были крестьянами по своей сути, а потому и характер имели более мягкий, были более кроткими и добродушными…

К началу 18 века на территории Омутнинского района уже зародились десятки деревень, хорошо известные в дальнейшем названиями, а ныне исчезнувшие. В 18 веке через большинство из них прошел Кайско-Глазовский тракт, другие раскинулись по правому берегу Вятки, третьи – на Большой и Малой Белым. Все они, числом около 60, во второй половине 18 века входили в Красноглинскую волость Кайской округи Слободского уезда. Наличие железной руды («корчажника») и сведущего в горном деле населения привело к появление железоделательных заводов. Произошло это в 18 веке, когда в вятские земли стало поступать более дешевое передельное железо с уральских заводов. В 1729 году на пути уральского железа, которое шло в Слободской и Вятку через Кай, встал Кирсинский завод. Основал его хлыновский купец гостиной сотни Григорий Михайлович Вяземский вместе со своим сыном Карпом. Спустя 30 лет его примеру последовали казанские купцы Келарев и Ляпины, основавшие Пудемский завод. Красноглинские земли, принадлежавшие монастырю, долгое время оставались лакомым, но недосягаемым для заводчиков куском. Руду в них добывали, а вот железоделательное производство налажено не было. Только в 60-е гг. 18 века, когда монастырские земли перешли в фонд государства, перед заводчиками открылось долгожданное поле деятельности…

В наиболее предпочтительным положении оказались люди богатого уральского заводчика тульского купца Антипы Масалова, вовсю хозяйничавшие на реке Залазна (приток Белой). Разведку и добычу здешних руд они начали еще в 1747 году. Не отставал от них новый владелец Кирсинского завода – купец первой гильдии из Великого Устюга Иван Курочкин. По его указанию крестьянин с починка Холуйного Устин Москвин начал расчистку места на правом притоке Вятки - речке Песковке. Строящаяся домна значительно приближала кирсинцев к рудникам. Тогда же, в 1760-е гг., строительство крупнейшего завода на Белой Холунице и Климковке развернул екатерининский вельможа - генерал – прокурор Александр Иванович Глебов, который, не считаясь ни с кем, всерьез намеревался прибрать к рукам все чернохолуницкие рудники. Владельцу более десятка уральских заводов подполковнику Ивану Осокину втиснуться в эту компанию было не просто. Но и ему удалось обосноваться на реке Омутной, правда, при условии покупки еле дышащего Пудемского завода...


А.В.Гунбин, март 2005 г.

материал сайта http://www.omutninsk1773.narod.ru

Омутнинский район образован в 1921 году.
Район богат водными ресурсами, промысловым зверем и птицей.
Историческая справка, достопромечательности

Объекты, представляющие собой историко-культурную ценность

Спасская церковь, с.Залазна

Покровская церковь, п.Черная Холуница

Памятники археологии:

Дубровское поселение, IV-XVI вв.
500 м Южнее д.Дубровская
Разрушено естественными воздействиями (лес)

Мартынятское селище,IX-XIVвв.
50 м Северо-Западнее бывш. д. Мартынята
Разрушено естественными воздействиями (лес)

Нагушинская стоянка, VII-V тыс. до н.э.
50 м Юго-Западнее бывш. д.Нагушинская
Разрушено естественными воздействиями (лес)

Объекты, представляющие собой историко-культурную ценность:

Киршатское местонахождение эфеса сабли IX-XVIвв.
35 м к Юго-Востоку от д.Киршатская
Разрушено естественными воздействиями (лес)

Полунятское (Красноперовское) местонахождение кремния V-III тыс. до н.э.
600 м к Югу от д.Полунята
Разрушено естественными воздействиями (лес)

Красноглининский (Зиминский) могильник,VIII – IVвв.
с.Красноглинье
Разрушено естественными воздействиями (лес)

Песковское поселение «разбойный стан», XIII-XVвв.
п.Песковка
Разрушено естественными воздействиями (лес)

http://www.visitkirov.ru/kirov-region/map/omutninskii/



 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Старообрядцы Заречной общины г .Нижнего Новгорода просят о помощи в строительстве храма

Итоги круглого стола "История старообрядчества Вятской губернии"

Рабочая встреча в Общественной палате Кировской области

Храм растет!

Унинские християне просят помощи в строительстве храма

Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007