Вятское старообрядчество
[Карта сайта] [Rus] 

 
Главная

Старообрядческие общины Вятской земли

Великорецкий крестный ход

О прошедших ВКХ

Основы православного вероучения

История старообрядчества

Молитвы

Литературная страница

Святые места

Проповеди пастырей

География старообрядчества

Видеоматериалы

Старообрядчество в сети Интернет

Файлы

Ссылки

Фото

Видео

Гостевая книга


 
Старообрядческие общины Вятской земли

Храм в Кувакуше

(со слов Фени Андреяновны, председателя
старообрядческой общины в Кувакуше)

О старообрядцах в регионе:

Старообрядцы проживают в нескольких прилегающих селениях – Афанасьево (не очень много – собираются строить храм), Порубово, Илюши, Архипята, Савинцы, Езжа (небольшая группа). В Савинцах некогда была своя церковь – сейчас нет. В Езже была часовня. Кувакуш был населен исключительно старообрядцами.

О церкви в Кувакуше:

Кувакуш – типичное старообрядческое селение. Ближайшая церковь находилась в Омутнинске (и в Савинцах ?). Идея постройки церкви принадлежала о. Афанасию. Он же приглашал работников из Пермской губернии. Тот же о. Афанасий остался настоятелем церкви и жил в поповском доме (недалеко от церкви).


После долгой дороги и однообразного леса взору неожиданно открывается Кувакуш

Работали на стройке почти все жители – разбивали яйца в цемент, дабы сделать фундамент прочнее. На стройке постоянно кипела жизнь – участвовали все, и стар, и млад. Вокруг бегали ребятишки, женщины и мужчины помогали, чем могли. Многие зажиточные жители селения принимали материальное участие, помогали сбережениями. Началась стройка примерно в 1905 году и продолжалась до 1910 года, когда храм был освящен приехавшим из Москвы архиереем. Приезд архиерея отмечался особенно торжественно – через всю деревню до церкви на дорогу постелили холсты, дабы почтить святительский чин.

Церковь закрыли в 30-е годы. В своем качестве она простояла только около 20 лет. Чтобы использовать ее для другого назначения, сначала нужно было снять кресты, колокола и прочие церковные атрибуты. Соответственно, нужно было найти человека, который бы согласился все это проделать. Никто из местных жителей на святотатство пойти не соглашался, опасаясь божьего наказания. Однако, вскоре нашли одного парня, который согласился сделать все, что от него попросят. Этот парень жил в соседнем селе и был не в ладах с законом – его вскоре собирались за что-то судить. Вот власти и предложили ему сделку – мы оставим тебя в покое, а ты срежешь веревки у колоколов. Парень согласился и вскоре осуществил то, что от него требовали. Колокола упали с колокольни и покатились под гору холма, на котором стоит деревня. Весь народ плакал кровавыми слезами, но никто не смел ничего сказать против воли властей – каралось такое возмущение в тридцатые очень строго. Вскоре на этого парня упало дерево, когда он ехал на телеге, и, избежав человеческого суда, он попал на божий беспристрастный суд.


Именно с этого холма с Церкви к лесу катились колокола

После этого здание церкви пытались использовать в разных целях. Сначала хотели устроить там кинотеатр. Как-то раз привезли фильм, собрали народ. Только когда собрались выходить, дверь почему-то не открылась. Народ внутри подумал, что это кто-то подпер снаружи, шутки ради, начали шуметь. Однако те, кто был снаружи, также пытались открыть дверь, и у них это не получилось. В результате, как те, так и другие ужасно перепугались, и когда открыть дверь все же получилось народ, прыгая друг через друга, начал спешно покидать здание.

Далее, здание использовалось как магазин, и как склад. Хранили зерно – завелись мыши. Нужно было чем-то заделать образовавшиеся в полу трещины. Поскольку в церкви все еще хранились иконы, их начали использовать в качестве кусков дерева и кололи на щепки для заделки этих трещин. Когда работники склада, среди которых была и баба Феня, узнали об этом – решили непременно спасти святыню от поругания. Родственник одной из работниц был шофером и, рискуя собственной жизнью, ночью, тайком, когда вся деревня спала, вывез ценный груз из деревни в Омутнинск.

В пятидесятые-шестидесятые колокольня стояла почти без присмотра. Дети выбегали из школы на перемене и залазили на колокольню, чем был очень недоволен директор. Здание медленно, но верно разрушалось, и к восьмидесятым использовать его для чего-либо было уже невозможно.


Церковь все еще возвышается на холме и хорошо видна издалека, но восстановлению уже не подлежит

В восьмидесятые председатель колхоза пил горькую и мало беспокоился о колхозных делах. Решили выбрать нового - молодого и деятельного. Вскоре после избрания, молодой директор предложил ремонт церкви и возрождение прихода. Председателем прихода он предложил стать бабе Фене. Предложение было сделано на собрании в официальной обстановке. Баба Феня сразу, не думая, машинально отказалась. Председатель вышел, хлопнув дверью. Все посмотрели на бабу Феню такими глазами, что она побежала за председателем с криком: «Буду, не ходи! Буду, не ходи!»

С тех пор баба Феня председатель прихода РПСЦ в Кувакуше. Начинался приход уже почти на пустом месте: тех, кто помнил как и что было раньше уже тогда было мало. Уже тогда почти не осталось тех, кто бы соблюдал посты и молился. Сама баба Феня только тогда начала поститься. Поначалу ее очень пугало то, что ей придется поститься при всей тяжести крестьянского труда, но, однажды попробовав, поняла, что это совсем не страшно и даже полезно. Молиться сначала тоже не умели и, собираясь на службы, лишь клали поклоны по лестовке. Потом священник из Омутнинска о. Георгий (Потеряев) привез книги, объяснил службу и сейчас есть все необходимые знания. Баба Феня смеется: - «какие мы были дикие!». Сейчас имеется и своя уставщица. Баба Феня попросила родителей отдать на обучение этому одну девушку благочестивого поведения, которая не собиралась никуда поступать. Есть и те, кто читает на клиросе, правда петь почти некому – только иногда уставщице Людмиле приходит на помощь другая молодая девушка.




Старое здание к этому времени уже не оставляло надежд на возможность реставрации. А ведь еще в 60-70-е ему мог быть присвоен статус памятника деревянного зодчества и это могло бы его спасти. Так говорили архитекторы, которых привозил из Кирова председатель. Они измерили церковь, что-то записали, и увезли чертежи на двенадцати листах. Больше от них ничего не было слышно. **

Поскольку старое здание церкви реставрации не подлежит, решили строить новое, и председатель предоставил общине бывшее помещение колхозной столовой. Это помещение было перестроено в церковь и освящено. В освящении принимал участие о. Леонид (Гусев) из Москвы. В новом здании церкви и расположили иконы, книги и всю утварь. Однако в январе 2001 года она сгорела по бытовым причинам. Зимой, в морозы, в помещении церкви топили печку-буржуйку. Занимались этим разные люди. В тот день печку топить собрались почему-то дети восьмилетнего возраста. Это и стало причиной пожара. В огне погибло все: сгорели иконы, в железном шкафу истлели книги. Когда бабе Фене сказали, что горит церковь, она не предала этому большого значения, думая, что кто-то поджог старое разваливающееся здание церкви. Только спустя некоторое время она увидела, что горит то самое приходское здание – побежала к месту пожара, тут же ей сделалось плохо, и она упала без чувств. Позже приходили милиционеры, которых заранее предупредили, что давить на бабушку не надо, сердце у нее больное, и спрашивали о причинах возгорания. Баба Феня сказала утвердительно – поджога не было и не могло быть.

Сейчас приходу временно предоставлено другое здание, которое одновременно используется и для других нужд. Приходится мириться с некоторыми неудобствами соседства и расположения помещения.


На этой и других фотографиях видны стройматериалы заготовленные для постройки новой церкви

Новое здание церкви строится уже давно. Все готово для начала строительства: фундамент давно готов, есть брус и другие материалы – однако не хватает средств и кадров, чтобы начать. Нужно найти хорошего мастера и бригаду. Баба Феня вспоминает о строительстве фундамента не без возмущения: «как не придешь – они отдыхают». Да и мастер, которого баба Феня хотела бы нанять, просит немаленькую ежемесячную зарплату, а если строительство будет двигаться медленными темпами, то ему придется платить каждый месяц почти ни за что.


Фундамент новой церкви расположен совсем недалеко от старой

Ну, а приход продолжает жить не смотря на трудности. Ходят постоянные люди - правда, больше пожилых. Баба Феня сетует, что при о.Георгие больше ходило молодежи, так как он любил приезжать в Кувакуш и, оставаясь на несколько дней, принимал к исповеди допоздна. Молодежь, которая почему-то стеснялась прийти к исповеди в течении дня, приходила попозднее – так постепенно молодежи в приходе становилось больше. С тех пор как литургию в Кувакуше служить негде, а о.Георгий почил о Бозе, молодежь все реже появляется в приходе.

Не смотря на свой преклонный возраст (82 года), баба Феня продолжает трудиться на ниве церковного возрождения. Много раз она отказывалась нести на себе ношу председательства, но каждый раз о.Георгий, а теперь о.Олег уговаривают ее продолжить праведные труды на благо Святой Единой Апостольской Церкви, говоря, что вряд ли кто-то будет так же усердствовать о благе родного прихода.

Братие и сестры! Помолитесь о здравии рабы Божией Федотии!

Рассказано: 2003-07-18.

Записал: Сергей Казорин

** В справочнике "Памятники архитектуры Кировской области". Выпуск 2. Афанасьевский и Подосиновский районы. - Киров, 2002. Берова И.В., Скопин Е.Л., на стр.28 помещена статья "д. Кувакуш. Церковь старообрядческая, ок. 1910 г.". Видимо, занесением этих данных в справочник и ограничились упомянутые архитекторы.
 Православный Християнский Календарь v2.0
Объявления
[ Все объявления ]

Новости
Закладка храма в поселке Уни

Просветительский отдел Московской Митрополии приглашает на бесплатный онлайн-курс «Введение в христианство»

Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее

Престольный праздник в Вятской старообрядческой общине

Дорогие братия и сестры!

Начало молитвенной жизни

День именинника в Воскресной школе

Возобновлены богослужения

Архиерейское богослужение в п. Кильмезь Кировской области

Венчание Игоря и Маргариты Лапиных

[ Все новости ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Designed by sLick Copyright © 2007